начало см. здесь
Закончив работу над Фокусом, на которую Стен Гетц возлагал большие надежды, рассчитывая, что представленный в ней его новый подход к творчеству, основанный на слиянии классических и джазовых приёмов, получит должную оценку у критики и публики, Стен Гетц возобновил свой спор с "сокрушителями устоев". Речь шла прежде всего о его стремлении продвигать джаз не путём отрицания прошлого, а на основе объединения и развития его лучших открытий. Он понимал, что начинающееся безудержное иконоборчество рано или поздно закончится тем, что вместе с водой выплеснут и ребёнка. То-есть, красоту звучания, которая была для Стена Гетца краеугольным камнем его творческой концепции. Поэтому в этом споре, который ему предстояло вести преимущественно с Колтрейном, ему было очень важно показать, что он нисколько не утратил своих позиций одного из лучших джазовых тенор саксофонистов.
Возникшую паузу в студийной работе он решил заполнить выступлениями в клубах, как в добрые старые времена. Публика, поначалу с прохладцей встретившая блудного сына джаза, теперь вновь горячо рукоплескала талантливому саксофонисту, вернувшемуся в клубы Нью-Йорка. Ему нужно было показать своим поклонникам, вновь толпившимся на его клубных выступлениях, что этот молодой саксофонист не отступил от своего прежнего курса, хотя следуя им, он уже давно превратил легендарную и неортодоксальную линию Лестера Янга во что-то своё, найдя сугубо свой подход к стилю, смело контрастируя с революционными потрясениями в джазе того времени. Он стремился к тому, чтобы те, кто шёл его послушать поняли: новаторами могут быть не только Колтрейн или Сонни Роллинс, но и он, Стен Гетц, верный последователь бопа и носитель идей Чарли Паркера и Лестера Янга. В эпоху, когда в джазе доминировали хард-боп и авангард такая позиция с его стороны была достаточно смелой . Новаторство Гетца выражалось в том, что он не отрицал прошлого, а стремился к совершенству, сохраняя всё лучшее, что было сыграно его предшественниками.
В ноябре 1961 года Стен Гетц заключает контракт на выступления своего квартета в клубе Birdland . Состав квартета тот же, что и работал с ним при записи Фокуса: Стив Кун за роялем, на барабанах Рой Хейнс и лишь на контрабасе место Джона Невеса занял Джимми Гаррисон (который вскоре займёт место Реджи Уоркмана в знаменитом квартете Джона Колтрейна) . Выступления состоялись и транслировались по радио в прямом эфире осенью того же года во время выступления там квартета Стена Гетца в составе со Стивом Куном, Джимми Гаррисоном и Роем Хейнсом.
Клуб Бёрдленд основали в 1949-ом году Ирвинг Леви (1923–1959), Моррис Леви и Оскар Гудштейн. Название клубу они дали в честь Чарли "Ярдбёрд" Паркера, который в те годы купался в лучах славы лучшего джазового артиста. Неоновая вывеска на фасаде клуба гласила: «Birdland, уголок джаза мира». Зал вмещал 500 человек и имел место для полного оркестра. Здесь был длинный бар, столы, будки и огороженный КПЗ - зона без питья, прозванная «арахисовой галереей», откуда иногда разрешалось смотреть подросткам.
Birdland также был и одним из излюбленных мест, в котором часто делали записи выступавшие там артисты. Например там был записан двойной альбом "A Night at Birdland" Арта Блейки, большая часть знаменитого релиза Джона Колтрейна "Live at Birdland", "Basie at Birdland" - концертный альбом Count Basie Orchestra 1961 года. В Birdland делали записи Диззи Гиллеспи, Телониус Монк, Майлз Дэвис, Лестер Янг и многие другие. С 1959 по начало 1960-х клуб пользовался большим успехом как один из немногих оставшихся джаз-клубов в районе 52-ой улицы.
В этот клуб Стен Гетц и привёл свою великолепную группу в ноябре 1961-го года. Не известна точная дата начала и окончания этого ангажемента в Birdland в том ноябре. Предположительно это были недельные гастроли с 11 по 18 ноября. Поскольку именно в эти дни во время выступления квартета Стена Гетца были проведены две прямые радиотрансляции из клуба, которые были также записаны на плёнку компанией Verve, с которой у Стена был контракт. Этим записям пришлось ждать более полувека, прежде чем они были изданы и их смогли услышать любители джаза.
"Гетц в то время находился на высочайшем пике эмоционального и интеллектуального равновесия в сочетании с неизменно мелодической изобретательностью, квартет исполнил впечатляющую программ у из джазовых стандартов и баллад с захватывающим сочетанием силы, изящества и тонко проработанной динамики. Сама красота музыки пронизанная красноречивым тенором лидера, наверняка заставляла аудиторию замирать. Во всяком случае тех, кто должно быть, к тому времени понял, что, революция это или нет, но они, бесспорно были свидетелями чего-то очень великого" /Brew Moore, обозреватель Blue Sounds/.
Tracklisting:
01. Airegin (Sonny Rollins) 6:20
02. Wildwood (Gigi Gryce) 8:35
03. Where Do You Go? (Alec Wilder) 5:47
04. Autumn Leaves (Kosma-Mercer) 9:16
05. Jordu (Clifford Brown) 6:22
06. When the Sun Comes Out (Arlen-Koehler) 7:07
07. Yesterdays Gardenias (Robertson-Cogane-Mysels) 6:33
08. Woodyn You (Dizzy Gillespie) 7:12
09. Jumpin with Symphony Sid (Lester Young) 2:04
Recorded live at Birdland, November 11 and 18 (#5-9), 1961.
Эти живые выступления Стена Гетца в Birdland, изданные впервые лишь в 2012 году показывают, что в 1961 году Гетц поднял своё мастерство тенор-саксофониста на новые высоты, а его возвращение из Европы состоялось во всех отношениях и выглядело поистине ошеломляющим. Гетц звучит так, будто ему есть что доказать в зажигательных, неистовых дублях Airgin и Woodyn You. Пара баллад, таких как Autumn Leaves и Yesterdays Gardenias, демонстрируют более светлую сторону его искусства. Единственное, что портит впечатление при прослушивании записи, это неважное качество, особенно в первом сете, где очень сильны искажения на нижних частотах. Но всё равно, даже с учётом этих недостатков красота сочного тона Гетца, его неповторимый бархатистый тембр, безупречны, группа полна энергии и отлично взаимодействует между собой
Stan Getz (ts), Steve Kuhn (p), Jimmy Garrison (b), Roy Haynes (ds) Album:“Stan Getz Quartet / At Birdland 1961” Recorded:Live at Birdland, November 11, 1961
В воскресенье 26 ноября, после Дня благодарения, который в 1961-ом году пришёлся на 23 ноября, Стен Гетц со своим квартетом выступил в Village Gate, другом популярном клубе Нью-Йорка. The Village Gate был ночным клубом, расположенным на углу улиц Томпсон и Бликер в Гринвич-Виллидж, Нью-Йорк. Клуб открылся в 1958 году и окончательно закрылся в феврале 1994 года. На протяжении многих лет в The Village Gate выступали многие ведущие музыканты джаза и рок-н-ролла, в том числе: Джон Колтрейн, Боб Дилан, Патти Смит, The Velvet Underground, Дюк Эллингтон, Джими Хендрикс, Майлз Дэвис. В этом клубе состоялся и нью-йоркский дебют "Королевы Соул", Ареты Франклин.
Во время выступления квартета Гетца в Village Gate на контрабасе снова убедительно и элегантно играл Джон Невес, а сет-лист стал более расширенным, чем в Birdland. Гетц включил в него прекрасные забытые стандарты – “When the Sun Comes Out”, "It's You or No One”, ”Spring Can Really Up the Most" и даже малоизвестную песню Алека Уайлдера “Where Do You Go?”. Кроме собственной обработки “Airegin”, известного хита Сонни Роллинса, с которой он выступал и в Birdland, Стен Гетц вставил в программу своего выступления “Impressions” Джона Колтрейна, на тот момент совершенно новую пьесу, хотя она была основана на мелодии “So What”, которую Колтрейн играл с Майлзом Дэвисом, и почти все в джазе знали ее звучание. Вошли в сет-лист также “Wildwood” Джиджи Грайса и “52nd Street Theme” Телониуса Монка. Видно, что Стен Гетц пошёл на повышение ставок в своём стремлении показать своим фанатам, что он в курсе новейших веяний в джазе и прекрасно в этом ориентируется.
И он, и его команда играют превосходно, в отличном темпе и свободно обмениваются репликами. Стен Гетц каждому из своих партнёров предоставил достаточно места для сольных партий, расширив с этой целью продолжительность пьес. Отдельного упоминания заслуживает самый молодой на тот момент участник квартета, пианист Стив Кун, уже успевший поиграть с самим Джоном Колтрейном. Вот, как охарактеризовал его игру у Стена Гетца Стив Элман из Jazz Review and Perspective:
Он (Стив Кун) использует все свои ресурсы при работе с Гетцем – Бада Пауэлла, Ленни Тристано, классический импрессионизм и свой собственный внутренний огонь, стилистически стоя почти точно между Биллом Эвансом и Маккоем Тайнером. В этих записях 1961 года он часто использует технику, которую в 2019 году используют более экономно – длинные, плавные линии из одной ноты в правой руке сочетаются с энергичным ударом левой, создавая напряженность подхода, которую другим пианистам было бы очень трудно выдержать. /Stan Getz (and Everyone Else) in 1961 – "Getz at the Gate" - The Arts Fuse/
Исполнение песни Коула Портера “Со мной всё в порядке” быстрое, гибкие строки Гетца постоянно держат на слуху мелодию пьесы, несмотря на большую скорость игры. Невес и Кун постоянно находятся рядом, поддерживая долгие, вдохновенные реплики Стена, а Хейнс подталкивает лидера своей выразительной, динамичной дробью, которая подчеркивает актуальность реплик Гетца и одновременно подталкивает его к ещё большему повышению ставок.
“Wildwood” Джиджи Грайса раскрывает лирическую направленность Гетца и позволяет Куну продемонстрировать своё мастерство в шикарном соло. “When the Sun Comes Out” Гарольда Арлена и Теда Келера - яркий пример балладного мастерства Гетца. Стремясь доказать свою неизменную значимость и остроту в более быстрых мелодиях, он с одинаковой страстью и точностью исполняет как медленные баллады, так и пьесы среднего темпа. В “Spring Can Really Hang Up You the Most” он отдаёт свой долг Бену Уэбстеру. Гетц с большим апломбом исполняет “Airegin” Сонни Роллинза, принеся своим исполнением отличные идеи в эту вещь. ”Woody ’n You" Диззи Гиллеспи - даёт ему прекрасную возможность для настоящего фейерверка, и этим Гетц вдохновляет своих партнёров на ответные эффектные ходы. Исполнение “Jumpin’ with Symphony Sid”, сочинение Лестера Янга, одного из ранних кумиров Стена Гетца, сочетает моменты прямолинейности свинг-джаза с фрагментами звуковых экспериментов Гетца в стиле Колтрейна.
Во всех отношениях прекрасно выглядит ритм-секция. Кун умело чередует лиричность с чётким драйвом, а игривое чувство ритма с великолепным прочтением гармонии, которые дают Стену Гетцу прекрасный фундамент, который столь необходим для искромётных импровизаций. Невес остроумен и солиден, он вовремя даёт отличные реплики другим музыкантам и поддерживает плавное течение каждой пьесы.
Одним словом альбом "Getz at the Gate" даёт наглядное представление о звуковом волшебстве великого тенориста, вновь утверждающего своё место в джазе. В этом релизе он вновь умело возвращается к мелодизму эпохи свинга, который в своё время создал ему репутацию, не отступая от него даже тогда, когда он пробует новые стили и идеи, набиравшие популярность в начале 1960-х годов. К сожалению, Стэн Гетц больше не записывался с этим составом, но этот сет по праву можно считать историческим событием, которое они создали сообща. Эта музыка принадлежит им.
Джазовый продюсер Ричард Зайдель вызволил записи, сделанные в Village Gate из небытия подвалов компании Verve, где они ждали своего часа 58 лет, брошенные нерадивыми сотрудниками лейбла, как "бесперспективные". Нам остаётся только поблагодарить Ричарда Зайделя, Зева Фелдмана и Кена Друкера за совершённое ими чудо, благодаря которому мы сегодня имеем возможность услышать эту превосходную музыку и, ощутив себя в машине времени, окунуться в то далёкое время безмятежного 1961 года, когда ещё трудно было представить, что 60 с лишним лет спустя что-то может пойти наперекосяк.
Продолжение смотри здесь