Довольно странно требовать от меня путей решения проблем. Которые не я создал. Да и вопрос совсем не моего уровня. Я ведь не чиновник, не директор предприятия и даже не блогер. Мой ник полностью соответствует действительности. Блог для меня просто хобби. Но, с другой стороны, вопрос абсолютно законный. Как говорится, критикуешь – предлагай.
Собственно вопрос:
Эту проблему невозможно решить одномоментно. Не существует простого и быстрого решения. Фактически, это целый ворох проблем. Которые накапливались 30 лет. Стоит потянуть одну, за ней потянется целая куча других. Но раз вопрос задан, попытаюсь ответить. В меру своего понимания вопроса.
Мигранты
Высоко дефективные менеджеры предлагают решить эту проблему с помощью мигрантов из средней Азии. Позиционируя их, как высококлассных специалистов. Надеюсь понятно, что никакой завоз мигрантов проблему не решит. Только усугубит. Ведь в бывших советских республиках, положение с высококвалифицированными рабочими ничуть не лучше, чем в России. И это очень мягко сказано. На самом деле, едут как раз очень низкоквалифицированные мигранты. Даже не могу назвать их кадрами. Можно конечно, попытаться обучить и их. Но нет никакого смысла вкладываться в обучение гастарбайтера, который в любое время может просто уехать домой.
Реальные причины массового завоза мигрантов и организации этнических землячеств и диаспор совсем в другом. Но к теме статьи это уже не относится. Это скорее другая статья. Из УК РФ. Но проблему дефицита кадров решать всё- таки надо. И нужны совсем другие решения.
Образование и пятая колонна
Как ни странно, начинать надо со школьного образования. Это основа. Отменить систему ЕГЭ и вернуться к советской системе. С некоторыми доработками. А чтобы это сделать, необходимо вычистить министерство образования. Это один из трёх китов так называемой пятой колонны. Все эти «иноагенты», «поуехи», которых называют пятой колонной, всего лишь пособники и подпевалы. Настоящая пятая колонна окопалась в министерствах.
Чиновники высокого ранга мотивируют свои сверхдоходы высочайшей ответственностью. Так вот пусть и ответят, по полной программе. За развал системы образования. Как профессионального, так и школьного.
А кто будет, собственно, чистить? При теперешнем уровне коррупции в МВД? Напрашивается чистка в органах МВД и прокуратуры. И кем заменить этих самых недоминистров и прочих деятелей? Честно сказать, тут я решения не вижу. Не мой уровень. Ну, допустим, эти проблемы решены.
Профессиональное обучение.
Следующая проблема, подготовка кадров. То есть, организация профессиональных училищ. Такие училища должны быть при каждом крупном предприятии. Но они не должны копировать советские ПТУ. Во первых, там не должно быть никаких общеобразовательных предметов. Хватит уже, всесторонне развитых личностей. Это задача средней школы. Почему и начинать надо, с системы школьного образования. Это основа.
Но тут опять проблема. Доходы учителей. Ну не может учитель, получающий копейки и нагруженный сверх всякой меры, обеспечить достаточный уровень школьного образования. А он должен быть достаточно высоким. Пора бы уже отойти от ещё советских стереотипов, «ПТУ для двоечников и бездарей». При таком отношении невозможно привлечь молодежь.
А уже в самих училищах, должны быть чисто профессиональные предметы и максимум практики. И не должно быть никаких краткосрочных курсов. Это бред. Срок обучения, не меньше трёх лет. Получается уже не училище, а как минимум, техникум. Но при современном уровне развития промышленности, это вполне логично. Невозможно подготовить хоть сколько-нибудь квалифицированного рабочего за три-четыре месяца.
Вот так представляет себе современного, квалифицированного рабочего нейросеть. Мне кажется, довольно показательно. Листайте карусель.
Материальная база
Но тут тянется следующая проблема. Оборудование, станки и инструменты. Невозможно подготовить современного квалифицированного рабочего на оборудовании времён царя гороха. А такое, современное оборудование требует огромных вложений. Учитывая масштабы. То есть, подготовка каждого квалифицированного рабочего обойдётся совсем не дёшево. И опять же, а кто будет учить? Где специалисты?
Можно привлечь пенсионеров и предпенсионеров, имеющих соответствующую квалификацию. Но это только частичное решение. Знания этих людей всё-таки достаточно устарели. Дать основы они смогут, но этого недостаточно.
А где взять толковых преподавателей-профессионалов? Очевидно, что их должны готовить ВУЗЫ. Значит надо значительно сократить количество гуманитарных специальностей, в пользу технических. Достаточно уже юристов-экономистов и прочих гуманитариев. Естественно, это надо делать без перегибов.
И опять проблема. Оборудование, преподаватели, то есть всё то же самое, что и для училищ. Только ещё сложнее. И более крупные вложения средств. Ведь уровень подготовки тут требуется гораздо выше. Где всё это взять? Опять же, я тут пас. Не моего ума дело. Но раз спросили моё мнение, отвечаю.
Но допустим, все эти проблемы решены. И вот тут уже следующая проблема.
Уровень дохода рабочих
Молодежь не пойдет учиться, пока престиж рабочих профессий на теперешнем уровне. То есть ниже плинтуса. А поднять этот самый престиж, невозможно, при зарплатах на уровне МРОТ. Между тем, ещё очень многие работодатели относятся к простым рабочим примерно так:
За что ему платить, никакой квалификации…
Что вы говорите?
Квалифицированный? Так он же ничего не делает.
Кнопку нажать любой дурак может.
За что ему платить то?.
Ну и получают то, что получают. Тот самый «кадровый голод». Кроме того, у многих работодателей есть опасения. Что когда они вложатся в обучение, подготовят настоящего профессионала, он уйдёт, в поисках лучших условий.
Естественно уйдёт, при таком отношении и таких зарплатах. Поэтому повышать зарплаты нужно кратно. Не на 3-5 процентов, а как минимум вдвое. Это для самых низкоквалифицированных. И при повышении разряда, то есть той самой квалификации, разница в оплате должна быть существенной. Две-три тысячи за разряд, как сейчас, это ни о чём.
Модернизация производства
Ещё одна проблема, это собственно модернизация оборудования самих предприятий. Нет смысла в современном обучении, если работать таким специалистам придется на ДиП. Для тех, кто не в курсе, это такой станок, выпуска 30 годов прошлого столетия. «Догоним и Перегоним». Тогда имели в виду Америку. Сейчас, наверное, уже Китай. Станкостроение, приборостроение, роботизация и автоматизация, это отдельная тема.
Импортозамещение
Но эта тема, тянет за собой ещё одну проблему. Импортозамещение. В этих отраслях, в принципе, не должно быть никакого импорта. А значит нужна разработка своих станков, роботов, процессоров и прочих, малоизученных академической наукой прибамбасов. А просто собирать роботов, из импортных комплектующих… Такое себе.
Значит требуются соответствующие КБ, специалисты, инженеры-конструкторы, оборудование. То есть всё те же проблемы, но на ещё более высоком уровне. И весь этот комплекс проблем требует достаточно много времени. Возможно, не один десяток лет. Разрушить, всегда гораздо проще, чем восстановить. А учитывая, что разрушали всё это как минимум тридцать лет, восстанавливать придётся ещё очень долго.
Заключение
Всё вышесказанное, это очень долгосрочные направления. А пока что требуются экстренные меры. Чтобы хоть по минимуму обеспечить потребности предприятий.
В первую очередь повышение престижа рабочих профессий, уровня их доходов, улучшения условий работы, обучение молодежи. То есть всё то, что я и назвал общеизвестными методами. Думаю, я ответил на вопрос. В меру своего понимания. Как и было сказано, в начале этой статьи.