Сегодня на супервизорской группе вывела начальную формулу работы с пограничной организацией личности.
Пограничная организация личности характеризуется адаптивными защитами инфантильного порядка: проекция, проективная идентификация, идеализация-обесценивание, расщепление, аннулирование.
В практике можно заподозрить по следующим признакам: систематические опоздания, отмена сессии день в день за 5 минут до начала или 1-2 часа, возвеличивание терапевта, уничижение себя, повышенный эмоциональный фон (эмоции зашкаливают), в контрпереносе создаётся ощущение, что ты смотришь бразильский сериал, как правило чем сериал яснее тем ниже уровень организации личности, на что рождается большое количество злости, недоверия и раздражения в ответ на рассказ клиента. При столкновении с угрожающей (и это важное слово) реальностью включаются все выше перечисленные защиты, при нарастании угрозы проявления реальности, например при такой интервенции терапевта: - «Я заметила, что на прошлой сессии вы разозлились на меня. Поговорим об этом?» Применяют защиту аннулирования: - «Вам показалось, я такого не говорил, вы меня неправильно поняли.» Дальше прояснение отношений превращается в вязкую , болотистую трясину из которой невозможно выбраться. (В виду того, что человек здесь включает процесс разыгрывания какой-то прошлой ситуации жизни, так как в реальных отношениях находиться невыносимо) Либо клиент может начать защищаться первым, когда чувствует своё превосходство над терапевтом, разворачивая свою реальность.
Весь комплекс защит превращается в погранично организованную адаптационную защиту личности от внешней реальности, т к когда-то давно жил себе был клиент и был ребёнком и каждый раз, когда он предъявлялся миру он получал по шапке. На него злились. Его не замечали. С ним обращались как с функцией. У него не рождалось связывания реальности с безопасным местом, где можно предьявиться и быть услышанным, увиденным, определенным с реальностью. Для него понимать и предсказывать поведение другого человека более не нужно во внешней реальности, опыт научил - ты никому не нужен, каждый живет сам по себе, не зли нас своим существованием.
Решение принято. Реальность предсказывать больше не нужно, она ясна как чистый лист. Ничего хорошего в ней нет. Вот и не лезь куда не надо.
Загвоздка в том, что такого рода решения мы принимаем бессознательно и реализуем их так же. И то первое с чем сталкиваются психологи в работе с клиентами с пограничной организацией личности , - это как бы приглашение в реальность, на которое психолог получает агрессивную реакцию и хлопанье дверью. Хотя при этом, отщепленная реальность стучится в жизнь, соблазняя и провоцируя к отношениям, об которые человек больше ранится чем получает удовольствие от контакта. Но при контакте тут же сбегает. Отсюда и вытекают переносы встреч, снятие с себя ответсвенности. А у терапевта возникает желание, при ярком и Эмоциональном описании жизни, присоединиться и отзеркалить ее, поделиться своими впечатлениями, пригласить в живое взаимодействие, потому как создаётся впечатление, что ты замечен в общении и все, что говорит тебе клиент обращено в поле отношений между вами, а на самом деле перед терапевтом разворачивается картина внутреннего мира, представлений, чувств и переживаний. А клиенты в работе не проверяют реальность другого, сыплют своими проекциями, т к боятся, что прилетит. Бессознательно разворачивая внутреннюю историю наружу, привлекая и отталкивая другого одновременно.
Начальная тактика работы с пограничной организацией личности:
1. Изначально, человек как бы приглашает терапевта исследовать свою реальность, но на самом деле, - это разворот внутреннего мира наружу и проживание в нем. Отсюда, выбирая работу на «границе-контакта», то есть предъявляя себя, свою реальность и своё мнение, психолог подставляет себя под проекции с которыми клиент и будет взаимодействовать, что приводит к быстрому истощению и разрушению терапевтических отношений.
2. Примерные вопросы к реальности другого, без включения собственной позиции и чувств направленные к реальности человека: А как ты узнаешь? А на кого это ещё похоже? А что ты чувствуешь? А как видишь ситуацию? А как у тебя обычно складываются отношения с такими людьми? Как это на вас влияет? Как вы это понимаете?
3. У психики клиента не хватает сил удерживать психический материал, его связывать с реальностью. И терапевт начинает потихоньку его связывать через проясняющие вопросы к его реальности, сначала создавая связность в ней. Продолжая исследование личности и гипотезу о пограничной организации. Отличия от простой работы с проекциями как раз заключается в том, как человек обращается проекциями, если избегает проговаривания, использует вышеописанные защиты, тогда продолжаем более аккуратное исследование без включения своей реальности. Попутно проясняя, что стоит за реакцией стыд, вина, тревога ответов (невротический уровень) или же это непонимание и желание избежать реальности как таковой, своей хрупкости и беспомощности при столкновении с ней.
4. Техника Управляемая проекция, чтение мыслей, вопросы про план будущего: Как узнаешь, что произойдёт? А что если? с техникой предпочтительнее работать уже на более высоком уровне организации личности.
5. Валидировать внутреннюю реальность человека через исследование его отношения к ней: А как ты считаешь, - это какое поведение? Это нормальная ситуация? Внутренне при этом наблюдая какие мои вопросы больше, меньше, сильно затрагивают и будоражат или успокаивают реальность другого.
6. Попутно терапевт укрепляет опору своих убеждений, позицию, отмечая про себя скользкие моменты в которые может возникнуть открытое прояснение отношений в дальнейшем.
Автор: Негуляева Елена Юрьевна
Психолог, Супервизор, Клинический психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru