Вчера мои ученицы заставили меня задуматься, зачем современные дети ходят в школу? Мало того, я посмотрела на это с точки зрения учителей, родителей и с точки зрения нанимателей. То есть изучим эту проблему с нескольких сторон.
Итак, учителя. Обычно учителя говорят своим ученикам, что все знания, которые дети получают в школе, им потом пригодятся. Спорный вопрос, если честно. И даже дети понимают каким-то внутренним чутьём, что это не так. Или хотя бы не совсем так. Например, мой муж вчера поинтересовался у меня, зачем мы с сыном так детально учились делать фонетический разбор слов в русском языке. Мы разбирали каждый звук в отдельности, считали эти самые буквы и звуки. И я призадумалась. С одной стороны, лично мне всё понятно и даже интересно, но я - это я. Я вообще люблю языки. Любые. А мой сын? Нужны ли ему будут потом вот эти самые знания? Если честно, я уже в этом не очень уверена. Сыну, на его вопрос, зачем ему это надо, я сказала, что знания фонетики надо будущим логопедам, дефектологам (он ведь тоже ещё не определился с профессией), а также при изучении иностранных языков. А без них на хорошей должности нельзя обойтись многим специалистам. Рассказала, что каждый звук (любого языка) уникален, что в мире существует очень много звуков, и для каждого языка существует свой уникальный звуковой набор. Мой сын выслушал меня и стал тренироваться. Не знаю, насколько я его убедила в ценности этих знаний, но, по крайней мере, показала область их применения.
***
"У нас хорошая учительница по физике - она разрешает списывать самостоятельные и контрольные работы. ", - говорит одна моя ученица.
"Мы ничего не учим - нам и так девятки ставят! У нас учительница добрая!" - говорит ещё один мой ученик. Отметки дети получают хорошие, а знания?..
***
Я как-то рассказывала об одной школе, где мне довелось работать. Так вот там учителей ругали, если ученики получали ниже шести баллов (4 на старую систему оценивания). Иначе подрывался рейтинг школы. А чем выше у школы рейтинг, тем выше премии у администрации. Всё очень логично. И даже на нарисованные отметки некоторым ученикам администрация закрывала глаза.
***
Итак, фонетика. Моего мужа было переубедить тяжелее, чем сына. И у него сейчас наблюдается экзистенциальный кризис - многие вещи ставятся под сомнение. Но для личностного развития это явление самое полезное! Моего мужа я убедила следующими аргументами: фонетический разбор надо уметь делать сыну для того, чтобы хорошо писать самостоятельные и контрольные работы по языкам (у нас их два - русский и белорусский). Потом для того, чтобы средний балл был хороший, - иначе даже в училище не поступишь! А ведь можно было бы и в колледж пойти или в вуз попробовать поступить - для некоторых профессий по специальности надо обязательно иметь техническое или высшее образование. И опять же, все абитуриенты должны сдавать при поступлении какой-то язык (русский или белорусский). А без прочных знаний этот экзамен не сдать. Как в прочем и без хорошего среднего балла. То есть отметка по предмету получается тоже важна!
***
Мой муж работает в госучреждении. И вот сейчас им требуются юрист, и специалисты, имеющие определённые технические знания. Была подана заявка в наши вузы для того, чтобы предложить эти должности молодым специалистам. Так вот оказалось, что не из кого выбрать! Уровень знаний у будущих выпускников не подходит для этих специальностей! И это не предвзятое отношение к не имеющим опыта девушкам и юношам - научить на месте не проблема. У этих людей нет элементарной базы. То есть по факту вот-вот будет диплом, а знаний нет. А на предприятии нет возможности давать базовые знания по математике или русскому языку. Да-да! Вот оно, применение русского языка! Оказывается вести документацию и писать отчёты надо уметь грамотно даже инженеру, или юристу, или просто секретарю.
Как сказал мой муж: "Первосортных специалистов сразу переманивают частные организации, второсортные тоже ищут более шоколадные места, чем госучреждения, а третьесортные нам и самим не надо". Конечно, не надо! Но иногда не остается вообще никакого выхода и приходится брать на работу хоть кого-нибудь, имеющего диплом. А за отметками в дипломе очень часто нет даже базовых школьных знаний, поскольку рефераты, курсовые и дипломы сейчас можно просто купить. Всегда найдется человек, кто сможет это всё сделать. А на три можно попробовать защититься! Три - это ведь тоже отметка...
А что думаете вы по этому поводу, друзья? Присоединяйтесь к обсуждению и делитесь своими остриями в комментария!
Статьи по теме:
Пишите, а также ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал – узнаете много нового и интересного!
#школа
#отметки и знания
#изучение школьных предметов
#русский язык
#трудоустройство молодых специалистов