Лучше всего рак поддается лечению на ранней стадии, поэтому важно проходить профилактические осмотры до того, как появились тревожные симптомы (они возникают, как правило, при запущенном раке). Но по словам главного врача сети клиник «Евроонко» Андрея Пылёва, прогноз и перспективы зависят не только от стадии, но и от типа опухоли.
Есть опухоли, которые исходно являются неблагоприятными и агрессивными, а есть такие, когда даже на поздних стадиях мы можем говорить о длительной жизни на фоне лечения. Возьмем пациента с 1 стадией рака поджелудочной железы и с 4 стадией рака предстательной железы. В этом случае шансов прожить долго больше будет у больного с 4 стадией рака простаты, нежели у пациента на начальной стадии рака поджелудочной железы. Поэтому чтобы определить прогноз, перспективу лечения, мы учитываем большое количество факторов.
Есть определенные алгоритмы лечения, они эффективные, но всегда будет определенный момент лотереи. Два пациента с одним и тем же заболеванием, стадией, получающие одинаковую терапию, получат разный клинический эффект. Один пациент может хорошо ответить на лечение, а у другого этого ответа вообще может не быть. Почему так происходит, не всегда понятно. Поэтому наша задача — подключать самые современные протоколы лечения, они меняются несколько раз в год, поэтому онкологам постоянно нужно обновлять свои знания.
Оценивать эффективность того или иного метода лечения помогает ПЯТИЛЕТНЯЯ ВЫЖИВАМОСТЬ. Если мы условно говорим о 60% пятилетней выживаемости, это не значит, что 40 пациентов из 100 немедленно умрут по истечении пяти лет. Это статистический параметр, который дает истинную картину только на больших цифрах и служит для того, чтобы сопоставить похожие группы, когда одна группа, например, получила базовое лечение, другая — базовое лечение + один новый препарат. В каждой группе условно по 1 000 человек, 50% мужчин и 50% женщин, у всех одинаковые сопутствующие заболевания.
Мы оцениваем, как быстро пациенты ответили на эту терапию, как долго они прожили без рецидива, какова общая выживаемость. Это серьезные длительные исследования, которые идут годами, и все это время пациенты находятся под наблюдением. Потом результаты сопоставляются, и мы понимаем, что в той группе, которая получала дополнительный препарат, результаты лучше, либо наоборот — дополнительный препарат нам ничего не дал.
Больше интересного в нашем телеграм-канале: https://t.me/euroonco_ru