Найти тему

Психологический возраст человека и цивилизаций: научная периодизация

Открываем новую рубрику по истории психологической мысли с доктором психологических наук, профессором, преподавателем Московского института психоанализа Борисом Николаевичем Рыжовым. Делимся публикацией о психологическом возрасте человека и цивилизаций.

«Есть не так много периодизаций, которые охватывали бы всю человеческую жизнь. Можно назвать всего 2-3, например, Эрика Эриксона. Причём, ни одна из них не опиралась на какой-то эмпирический материал. Это будут чисто умозрительные воззрения.

Дело в том, что наука опирается на проверенное многократно данные. Поэтому можно сказать, что до сегодняшнего дня не было ни одной основанной на опытном исследовании научной периодизации жизни человека.

Я довольно давно занимаюсь психологией. Мы постарались создать первую научно обоснованную периодизацию жизни человека и установили на основе обследования многих тысяч людей самого разного возраста, что каждые 12 лет доминирует тот или иной вид мотивации. А их всего восемь.

Например, витальная и познавательная мотивация доминируют в первое двадцатилетие, отвечая за формирование организма и личности человека. А репродуктивная мотивация достигает пиковых значений в последующие 12 лет. Это не значит, что этот вид мотивации отсутствует в предшествующие или последующие периоды, но в этом возрасте она является ключевой.

Таким образом, жизнь любого человека делится на восемь приблизительно равных по длительности эпох. Продолжительность каждой около двенадцати лет. Между эпохами пролегают кризисы. Некоторые из них не слишком заметны, другие так или иначе затрагивают каждого.

Первая эпоха – детство. Оно продолжается от рождения до 12-и лет и заканчивается кризисом подросткового возраста.

Вторая эпоха, юность, длится до 24-х лет. Обе эпохи составляют первую эру жизни – эру становления организма человека и его личности.

За ней следует эра расцвета жизни и ее высших достижений. Она включает эпоху молодости, которая продолжается до 36-и лет, и эпоху взрослого возраста, которая ближе к 48-и годам обрывается кризисом середины жизни.

С каждой новой эпохой возрастные границы становятся более размытыми, но их последовательность сохраняется. Вторая половина жизни – это эра сохранения. Это связано с тем, что, перешагнув середину жизни, человек уже не столько стремится создавать что-либо новое, сколько сохранять и оберегать имеющееся. Вот почему с возрастом люди перестают рисковать, предпочитают не ввязываться в новые проекты и нередко неосознанно мешают это делать окружающим.

Начинается эра сохранения эпохой среднего возраста. Она длится до 60-и и сменяется эпохой зрелого возраста, которая продолжится до 72-х лет.

Следующую эру открывает эпоха пожилого возраста. Она связана с нарастающим упадком сил и утратой спутников жизни. Однако индивидуальные различия здесь еще очень велики. Кто-то погружается в повседневные хлопоты и заботу о здоровье. Кто-то подобно Тициану, продолжает плодотворно работать, далеко перейдя за восемьдесят. После 84-х лет наступает эпоха преклонного возраста. В это время возраст стирает многие различия между людьми.

Цивилизация – это тоже живая система, организм, если хотите. И она проходит те же периоды жизни, что и любая живая система. Поэтому можно найти немало общего между возрастом человека и психологическим возрастом цивилизаций.

Здесь нужно было подобрать какой-то критерий, который позволил бы ответить на этот вопрос. В качестве такого критерия можно взять искусство. Оно выполняет для цивилизации ту же роль, что игра выполняет в жизни ребёнка. Игра жизненно необходима в детстве. Взрослый же человек играть перестает. Вернее, играет, но не для того, чтобы развиваться, а для того, чтобы снять напряжение.

В этом смысле можно увидеть определённые параллели между развитием человека и характеристиками искусства в тот или иной период развития цивилизации. Возьмём, к примеру, античное искусство. В начале оно примитивно – это детство цивилизации, затем оно становятся всё сложнее и прекраснее – это юность и молодость, а затем становится манерным и движется к примитивизации и упадку – это уже зрелость и закат цивилизации».

Борис Николаевич Рыжов

Расскажите, какие периоды в истории психологической мысли составляют для вас наибольшую ценность? О чём бы вы хотели узнать в этой рубрике?