Найти в Дзене
Спроси учителя

Итоговое собеседование 14 февраля 2024 года. Проверяем готовность

Оглавление

Советы и разъяснения по критериям оценивания грамотности речи во время итогового устного собеседования. Составлено по рекомендациям ФИПИ. Не забудьте проверить свою готовность к экзамену в конце данной публикации. Предыдущие критерии по оцениванию заданий подробно были рассмотрены здесь.

Напомню кратко.

-2

Как уже говорилось в предыдущей публикации, грамотность речи оценивается по всем четырём заданиям совместно. То есть эксперт, слушая чтение, пересказ, монолог и диалог отмечает, какие ошибки были допущены в устной речи экзаменуемого. Суммирует их и подсчитывает общий балл.

Максимальное количество баллов на итоговом собеседовании составляет 20 баллов (12+8).

Минимальное для получения зачёта - 10 баллов.

Критерии оценивания грамотности речи (Р)

Из рекомендаций для экспертов:

Обратите внимание! Оценивая грамотность речи, эксперт не должен фиксировать ошибку в том случае, если обучающийся самостоятельно её исправил.
-3

К орфоэпическим ошибкам при чтении текста вслух относятся ошибки в произношении и постановке ударения. Как показывает практика, выпускники довольно часто игнорируют графические знаки (в частности знак ударения), который сопровождает имена собственные и сложные термины (например, Ю́рий Алексе́евич Гага́рин, Байкону́р).

Из рекомендаций для экспертов

Обратите внимание! При оценивании по критерию Р1 «Соблюдение орфоэпических норм» никак не разграничиваются ошибки в словах с проставленным ударением и в словах с непроставленным ударением. Считается как орфоэпическая каждая подобная ошибка.

-4

При чтении текста вслух обращается внимание прежде всего на проговаривание окончаний слов и правильное склонение имён числительных.

Не забывайте!

-5
-6

При пересказе текста, монологе и в диалоге ошибки возникают при употреблении предлогов, деепричастных оборотов, а также в сложных предложениях. Накануне экзамена советовать девятикласснику соблюдать грамматические нормы, на мой взгляд, бессмысленно. Три ошибки - уже 0 баллов, а более можно сделать сколько угодно. Если речь выпускника на данном этапе безграмотна, скорее всего, именно по критериям грамотности речи он потеряет пару-тройку баллов. Главное, чтобы в итоге осталось не менее 10!

Скорее, дам совет эксперту накануне повторить типы грамматических ошибок, чтобы не перепутать их с речевыми.

-7

А вот каких речевых ошибок стоит избегать, думаю, есть смысл напомнить и девятиклассникам.

Во-первых, никогда не используйте слова, значения которых вы не понимаете!

Во-вторых, тщательно избегайте сниженной разговорной лексики и слишком эмоциональных выражений.

-8

В-третьих, старайтесь не повторять одни и те же слова. Особенно местоимения.

Вот несколько подсказок для описания картинки, чтобы оно не выглядело куцо.

-9

Если вы выбрали повествование, не стоит всё время говорить слова потом или после, указывая на последовательность событий. Можно использовать такие выражения: вслед за тем, через какое-то время, немного позже, позднее, далее.

Следующий критерий.

-10

Что такое бедность речи? Если ученик не может подобрать синоним, постоянно употребляя одно и то же слово. Если предложения строятся однотипно и почти не распространены. Но главное, если скудная речь затрудняет понимание.

Из рекомендаций для экспертов:

Обратите внимание! Некоторые особенности устного высказывания не стоит относить к изъянам речевого оформления, так как они не мешают пониманию содержания речи, а в некоторых случаях служат важным выразительным средством. В устной речи уместными оказываются неполные предложения, допускаются попутные добавочные мысли, оценочные фразы, ненавязчивые лексические повторы и др.

И наконец.

-11

Из рекомендаций для экспертов:

Обратите внимание! Одни и те же ошибки при чтении текста вслух и при осложнённом пересказе могут интерпретироваться по-разному. Например, искажения в произношении имён собственных и терминов при чтении оцениваются по критерию Ч3 «Искажения слов», а при пересказе – по критерию Р5 «Соблюдение фактологической точности».

Примечание

* Если участник итогового собеседования не приступал к выполнению двух или более заданий, то по всем критериям оценивания грамотности речи ставится 0 баллов.

Таким образом: категорически нельзя отказываться от выполнения какого-либо задания! Если вы не можете пересказать текст полностью - перескажите, сколько сможете.

Если у вас остались вопросы - задавайте. Если всё понятно - ставьте лайк.

Если хотите проверить свою осведомлённость по вопросам проведения устного итогового собеседования, ЖМИТЕ СЮДА. Ответы узнаете сразу.