Советы и разъяснения по критериям оценивания грамотности речи во время итогового устного собеседования. Составлено по рекомендациям ФИПИ. Не забудьте проверить свою готовность к экзамену в конце данной публикации. Предыдущие критерии по оцениванию заданий подробно были рассмотрены здесь.
Напомню кратко.
Как уже говорилось в предыдущей публикации, грамотность речи оценивается по всем четырём заданиям совместно. То есть эксперт, слушая чтение, пересказ, монолог и диалог отмечает, какие ошибки были допущены в устной речи экзаменуемого. Суммирует их и подсчитывает общий балл.
Максимальное количество баллов на итоговом собеседовании составляет 20 баллов (12+8).
Минимальное для получения зачёта - 10 баллов.
Критерии оценивания грамотности речи (Р)
Из рекомендаций для экспертов:
Обратите внимание! Оценивая грамотность речи, эксперт не должен фиксировать ошибку в том случае, если обучающийся самостоятельно её исправил.
К орфоэпическим ошибкам при чтении текста вслух относятся ошибки в произношении и постановке ударения. Как показывает практика, выпускники довольно часто игнорируют графические знаки (в частности знак ударения), который сопровождает имена собственные и сложные термины (например, Ю́рий Алексе́евич Гага́рин, Байкону́р).
Из рекомендаций для экспертов
Обратите внимание! При оценивании по критерию Р1 «Соблюдение орфоэпических норм» никак не разграничиваются ошибки в словах с проставленным ударением и в словах с непроставленным ударением. Считается как орфоэпическая каждая подобная ошибка.
При чтении текста вслух обращается внимание прежде всего на проговаривание окончаний слов и правильное склонение имён числительных.
Не забывайте!
При пересказе текста, монологе и в диалоге ошибки возникают при употреблении предлогов, деепричастных оборотов, а также в сложных предложениях. Накануне экзамена советовать девятикласснику соблюдать грамматические нормы, на мой взгляд, бессмысленно. Три ошибки - уже 0 баллов, а более можно сделать сколько угодно. Если речь выпускника на данном этапе безграмотна, скорее всего, именно по критериям грамотности речи он потеряет пару-тройку баллов. Главное, чтобы в итоге осталось не менее 10!
Скорее, дам совет эксперту накануне повторить типы грамматических ошибок, чтобы не перепутать их с речевыми.
А вот каких речевых ошибок стоит избегать, думаю, есть смысл напомнить и девятиклассникам.
Во-первых, никогда не используйте слова, значения которых вы не понимаете!
Во-вторых, тщательно избегайте сниженной разговорной лексики и слишком эмоциональных выражений.
В-третьих, старайтесь не повторять одни и те же слова. Особенно местоимения.
Вот несколько подсказок для описания картинки, чтобы оно не выглядело куцо.
Если вы выбрали повествование, не стоит всё время говорить слова потом или после, указывая на последовательность событий. Можно использовать такие выражения: вслед за тем, через какое-то время, немного позже, позднее, далее.
Следующий критерий.
Что такое бедность речи? Если ученик не может подобрать синоним, постоянно употребляя одно и то же слово. Если предложения строятся однотипно и почти не распространены. Но главное, если скудная речь затрудняет понимание.
Из рекомендаций для экспертов:
Обратите внимание! Некоторые особенности устного высказывания не стоит относить к изъянам речевого оформления, так как они не мешают пониманию содержания речи, а в некоторых случаях служат важным выразительным средством. В устной речи уместными оказываются неполные предложения, допускаются попутные добавочные мысли, оценочные фразы, ненавязчивые лексические повторы и др.
И наконец.
Из рекомендаций для экспертов:
Обратите внимание! Одни и те же ошибки при чтении текста вслух и при осложнённом пересказе могут интерпретироваться по-разному. Например, искажения в произношении имён собственных и терминов при чтении оцениваются по критерию Ч3 «Искажения слов», а при пересказе – по критерию Р5 «Соблюдение фактологической точности».
Примечание
* Если участник итогового собеседования не приступал к выполнению двух или более заданий, то по всем критериям оценивания грамотности речи ставится 0 баллов.
Таким образом: категорически нельзя отказываться от выполнения какого-либо задания! Если вы не можете пересказать текст полностью - перескажите, сколько сможете.
Если у вас остались вопросы - задавайте. Если всё понятно - ставьте лайк.
Если хотите проверить свою осведомлённость по вопросам проведения устного итогового собеседования, ЖМИТЕ СЮДА. Ответы узнаете сразу.