Сейчас имя Федора Шаляпина неотделимо от эпитетов «великий мастер перевоплощения», «потрясающий певец» и «актер». Но так было не всегда.
Можете себе представить такого Шаляпина: белокурый, несколько неуклюжий огромного роста парень с наивной улыбкой. Именно таким предстает будущая знаменитость в воспоминаниях художника М.В. Нестерова.
Именно такого 22-летнего провинциального певца-антрепренера приглашает в свою оперу Савва Мамонтов. И дает ему роль Мефистофеля в опере Гуно «Фауст»! Однако Савва Иванович был удивлен шаляпинской трактовкой Мефистофеля: развязный человек, неуверенный, вычурный и манерный одновременно.
– После поймете, батюшка! Вы еще мальчик. Вы Гёте читали?
Мамонтов показал молодому певцу картины:
«Врубель, написал совершенно замечательного Демона. Это то же, что Мефистофель. Его Демон вселенски печален и вселенски красив».
И стал рассказывать о «Фаусте».
Савва Иванович назначил Шаляпину отдельного концертмейстера, который обучал певца правильному дыханию и артикуляции, и начал ежедневно репетировать с ним мизансцены. Репетиции с мизансценами тоже шли, иногда по два раза на день. Племянник Мамонтова вспоминал:
«…В сцене с Мартой в саду, изображая дьявольский смех, Шаляпин сложился чуть не пополам и выглядел карикатурно.
Савва Иванович подскочил к подмосткам:
– Меньше движений! Все в мимике! На позе!
А в картине с Валентином опять поднялся на сцену и мимикой в четверть минуты показал смену чувств Мефистофеля: злобу, муку, страх, презрение…
Заключительную фразу: «Увидимся мы скоро! Прощайте, господа!» – Савва Иванович пропел с таким сарказмом, что все почувствовали – сквозняком тянет».
Мамонтов прививал Шаляпину мысль о том, что при работе над сценическим образом необходимо стремиться узнать историческую эпоху, в которой разворачивается действие оперы, изучая работы выдающихся художников или консультируясь со специалистами: историками, музыкантами, художниками.
Прекрасно зная историю европейского Средневековья, гравюры известного немецкого живописца середины XIX века Вильгельма Каульбаха, Поленов сделал эскиз костюма Мефистофеля.
Удлиненная мужская фигура одета в темно-красный колет с прорезями, короткий оранжевый плащ и светло-красные рейтузы-чулки. На голове красный головной убор типа капюшона с узким пером, закрывающий шею. Художник подчеркнул угловатость позы, резкость движения рук, костлявые длинные пальцы. Даже в бегло намеченном профиле подчеркнуты острые черты лица Мефистофеля, саркастическое и злое выражение.
Рисунок Поленова помог Шаляпину окончательно порвать с шаблонной трактовкой оперного Мефистофеля. Это был переломный момент в развитии сценического образа, над которым великий артист продолжал работать всю жизнь.
Шаляпин, самостоятельно гримируясь, задействовал не только лицо и шею, но и руки, а при необходимости и тело.
Для того времени это было действительно новаторством.
«Когда я вышел на сцену одетый в свой костюм и загримированный, – писал впоследствии артист о первом выступлении в роли Мефистофеля в Милане, – это вызвало настоящую сенсацию, очень лестную для меня. Артисты, хористы, даже рабочие окружили меня, ахая и восторгаясь, точно дети, дотрагивались пальцами, щупали, а увидев, что мускулы у меня подрисованы, окончательно пришли в восторг».
Влас Дорошевич известный журналист и театральный критик конца XIX–начала XX века, писал:
«Кидая в небо, туда наверх, свои облечённые в почтительную форму насмешки, Мефистофель распахнул чёрное покрывало, в которое закутан с головы до ног, и показались великолепно гримированные голые руки и наполовину обнажённая грудь. Костлявые, мускулистые, могучие…Эта зловещая голая фигура, завёрнутая в чёрное покрывало, гипнотизирует и давит зрителя».
Шаляпин позже признавал, что своей славой он обязан Савве Мамонтову.
Послушать фрагмент из арии Мефистофеля в исполнении Шаляпина можно здесь.
Использованная литература
Бахревский В. А. Сотворение Шаляпина. Савва Мамонтов
Киле П. Русская частная опера. Исторические воспоминания. Эстетика Ренессанса [Статьи и эссе]
Генова. А. «Всесокрушающий потрясатель». В чём был секрет успеха Фёдора Шаляпина?