Найти тему
Страницы истории

Император Петр III. Почему в невесты для великого князя Елизавета Петровна выбрала немецкую принцессу Софию Августу

Придя к власти в результате дворцового переворота, Елизавета Петровна была озабочена вопросом ее укрепления. Захватить власть мало – надо уметь ее удержать. Залогом прочности власти было наличие преемника. Елизавета же, несмотря на то, что ей было только 32 года, законных детей не имела и замуж выходить не собиралась. Поэтому из Голштинии был привезен ее осиротевший 14-летний племянник Карл Петер Ульрих, герцог Голштинский.

Пётр III в голштинском мундире.
Пётр III в голштинском мундире.

Проблемы престолонаследия

Но мало было просто иметь наследника, важно было, чтобы его признали - как влиятельные сановники и армия в самом государстве, так и европейские правители. И здесь возникли проблемы. Сам наследник, получивший после крещения имя Петр Федорович, своими странностями в поведении вызвал разочарование не только у императрицы Елизаветы, но и у придворных. Необходима была твёрдая почва, придающая уверенность в том, что наследник будет признан и высшими сановниками, и армией, и в целом государством. Ведь отсутствие твёрдой опоры может ввергнуть страну в очередную смуту, как это было во времена Бориса Годунова.

Поэтому племянника надо было срочно женить. Во-первых, была надежда, что брак образумит его, заставит повзрослеть. А во-вторых, появится продолжатель династии и новый наследник. Елизавета Петровна приступила к поиску невесты для Петра Федоровича.

Поиск невесты

Существовала еще одна проблема. Елизавета Петровна и ее сестра Анна, мать Петра Федоровича, были хоть и дочерями Петра Великого, но рождены простолюдинкой, да еще и до брака. То есть, были незаконнорожденными. В глазах европейского общества это было большим минусом – дочерям Петра I не хватало родовитости. Поэтому невеста для великого князя и будущего императора должна быть очень знатного монаршего рода. Чтобы права на трон и происхождение пусть не Петра Федоровича, а его будущего потенциального наследника под сомнением уже бы не были.

А чтобы невеста не кичилась своим высоким происхождением, она должна быть из обедневшего рода – России и своих богатств достаточно. Таких захудалых, но некогда именитых родов, имеющих дочерей на выданье, в Европе было множество. Елизавета сразу же отвергла варианты женитьбы Петра на французской или саксонской принцессах. Круг поиска также сузили также тем, что выбирать невесту решили в Германии, которая состояла из множества независимых княжеств и герцогств. Объяснялось это ориентированностью внешней политики России на Пруссию, Австрию, их соседей.

Из оставшихся вариантов Елизавета остановила свой выбор на Софии Августе Фредерике Ангальт-Цербстской.

София Августа Фредерика после приезда в Россию. Худ. Луи Каравак, из собрания Гатчинского дворца
София Августа Фредерика после приезда в Россию. Худ. Луи Каравак, из собрания Гатчинского дворца

Помимо знатности и бедности претендентки, выбор был также обусловлен еще двумя причинами:

1.Софию Августу рекомендовал Елизавете прусский король Фридрих II. Он был очень заинтересован в ее кандидатуре, так как ее мать неоднократно выполняла для прусского короля разные поручения и он был уверен, что и принцесса София со временем станет его верной союзницей. Сама София незадолго до свадьбы благодарила Фридриха :

«Будьте уверены, что я сочту его славным для себя только тогда, когда буду иметь случай убедить Вас в своей признательности и преданности».

То есть, собираясь жить в России, она говорила о преданности прусскому королю.

2.Лирические воспоминания самой Елизаветы Петровны. В юности Елизавета чуть не вышла замуж за Карла Августа Гольштейн-Готторпского. Елизавета была искренне влюблена в своего жениха, но незадолго до свадьбы он умер от оспы. Елизавета сохранила теплые чувства к Голштейн-Готторпскому семейству, а София Августа приходилась племянницей покойному жениху императрицы - ее мать была его родной сестрой.

Невеста для императора

Отец невесты, Христиан Август Ангальт-Цербстский, хоть и был представителем древнего княжеского рода, но сильно обедневшего. Он даже владетельным князем стал только в 1742 году, а до того состоял на службе у прусского короля, был генералом и гу­бер­на­то­ром го­ро­да Ште­тти­н.

Отец Софии Августы Христиан Август Ангальт-Цербстский
Отец Софии Августы Христиан Август Ангальт-Цербстский

Ма­ть невесты Иоганна Елизавета при­над­ле­жа­ла к Гол­ьштейн­-Гот­торп­ско­му герцогскому ро­ду, как и Петр Федорович. Родословная ее восходила к королю Христиану I, основателю династии Ольденбургов. Иоганна была на 22 года моложе своего супруга и отличалась вздорным, неуживчивым характером.

Ма­ть Софии Августы Иоганна Елизавета
Ма­ть Софии Августы Иоганна Елизавета

Будущая императрица Российской империи Екатерина II родилась 21 апреля 1729 года в Штеттине (сейчас г. Щецин на территории Польши). Девочку назвали София Фредерика Августа, а дома ее звали Фике. Росла она в очень скромных условиях – других ее родители не могли себе позволить. Девочка была резвой и шаловливой, бегала с уличными мальчишками, а потом сама штопала свою одежду. Обучение получила домашнее. Родители к девочке были очень строги, особенно мать – за каждую провинность Фике получала пощечину. Душевной близости между матерью и дочерью не было.

В начале 1744 года в Цербст, где жила семья, прибыл курьер из Петербурга. Он при­вез родителям Фике пись­мо от вос­пи­та­те­ля ве­ли­ко­го кня­зя графа Брюмм­ера, в котором тот писал, что Иог­ан­на Ели­за­ве­та с дочерью долж­ны не­за­мед­ли­тель­но вы­ехать в Рос­сию. О причине столь строгого приглашения ничего не говорилось, но всем стало ясно - София Августа Фредерика выбрана в невесты для наследника российского престола. Родители девочки были потрясены, а сама Фике, которая была не только озорной, но и очень честолюбивой, сразу поняла, что это ее шанс, чтобы изменить свою жизнь. И упускать его она не собиралась.

Цербст, родовой замок Екатерины II
Цербст, родовой замок Екатерины II

К пись­му при­лагался чек на 10 000 руб­лей на дорожные расходы. Через несколько дней мать и дочь отправились в далекую Россию, но по дороге на несколько дней остановились в Берлине. Надо было составить обеим достойный гардероб и встретиться с дядей, прусским королем Фридрихом II. Дядя ос­тал­ся до­во­лен племянницей, а матери велел соблюдать ос­то­рож­ность и для поездки взять другие име­на. Из Берлина выехали гра­фи­ня Рейн­бек с дочерью.

Дорога к новой жизни

До­ро­га бы­ла тяжелой. Обе прин­цес­сы, мать и дочь, но­че­вали в кре­сть­ян­ских из­бах, питались грубой пищей, отчего у Софии Августы даже расстроился желудок, и мерзли от холода в дорожных каретах. И как же все переменилось, когда они въехали на территорию России. Их встретили с почетом, обильно и вкусно накормили и, укутав в меха, повезли на санях в Петербург. Софии уже все нравилось.

3 февраля сани с императорскими гостьями прибыли в Петербург, к Зимнему дворцу. Но, к их разочарованию, императрицы и великого князя там не было – весь двор уже две недели назад отправился в Москву. Путешественницы отдохнули, ознакомились с Петербургом – как же он понравился Фике, и выехали в Москву.

Во вторую столицу гости прибыли накануне дня рождения Петра Федоровича - 9 февраля. О последующих событиях в других статьях.

Первые части статьи про Петра Федоровича:

Другие статьи, близкие по теме: