Найти тему
Страницы истории

Император Петр III – трудное привыкание к России, отказ от шведской короны и разочарования Елизаветы Петровны

Взойдя на престол в ноябре 1741 года, бездетная Елизавета Петровна сразу же озаботилась тем, кто станет после нее наследником русского престола. Самым важным требованием для нее было, чтобы это был потомок Петра Великого, а не представитель ветви его единокровного брата Ивана V, которыми были Анна Иоанновна и находящийся в ссылке малолетний свергнутый император Иван VI. Претендент, отвечающий требованиям Елизаветы Петровны, был только один – ее осиротевший племянник, сын сестры Анны Карл Петер Ульрих, герцог Голштинский. Будущий император Петр III Федорович.

Император Петр Федорович
Император Петр Федорович

Встреча тетушки и племянника. Первые разочарования

5 февраля 1742 года Карл Петер Ульрих благополучно добрался из своей Голштинии в Санкт-Петербург, где для него была подготовлена торжественная встреча. Вдоль дороги к Зимнему дворцу собралась большая толпа народа – все хотели видеть внука Петра Великого. Елизавета Петровна была в нетерпении – наконец-то она увидит своего племянника и наследника.

Но первая же встреча тетушку разочаровала - из кареты вышел бледный, худой, болезненного вида юноша с испуганным взглядом. Не подавая вида, Елизавета Петровна обняла племянника. В придворной церкви отслужили благодарственный молебен, и когда племянник немного отдохнул и пришел в себя, во дворце начались приёмы и поздравления. А 10 февраля, когда пышно праздновали 14-летие племянника, были великолепный фейерверк и иллюминация.

Петр Федорович в юности
Петр Федорович в юности

Разочарование Елизаветы Петровны увеличилось еще больше после ее беседы с племянником – он показался ей очень невежественным, к тому же, совершенно не говорящим на русском языке. В качестве наставника Елизавета приставила к Карлу Петеру академика Якоба Штелина, который занимался со своим воспитанником в течение трех лет.

Обучение наследника престола

Принято считать, что император Петр III был глуп, невежественен, не знающим русский язык. Но воспоминания Якоба Штелина расходятся с этими представлениями. Он отметил высокие способности к обучению и прекрасную память у наследника престола, но также и то, что тот был ленив и невнимателен. Тем не менее, вскоре Штелин писал, что Карл Петер уже:

«…знал твердо главные основания русской истории, мог пересчитать по пальцам всех государей от Рюрика до Петра I».

Через год племянник Елизаветы Петровны вполне сносно говорил на русском языке. Также Штелин обучал его арифметике, к которой его воспитанник показывал большие способности, географии, латинскому языку и другим дисциплинам. Он читал ему газеты, комментируя новости информацией о европейских государствах и давая будущему императору основы политики. Воспитаннику нравилось рассматривать карты этих государств, находить их на глобусе. Штелин также знакомил юного герцога с планами Москвы и других городов, со схемами крепостей, замков, дворцов. Когда герцогу надоедало сидеть, они вместе ходили по комнате и вели разговоры на разные темы.

Следует сказать, что регулярному обучению Карла Петера Ульриха мешала сама Елизавета, которая часто устраивала празднества и приемы и требовала, чтобы племянник на них обязательно присутствовал.

Обучение Якобом Штелином своего воспитанника шло вполне успешно. Как-то он даже за столом поправил фельдмаршала Долгорукого и полицеймейстера графа Девиера в вопросе, касающемся древней русской истории. Елизавета Петровна даже заплакала от радости, увидев такие успехи своего племянника. Штелин занимался с Петром Федоровичем три года, до его свадьбы с Екатериной. Несмотря на отставку, он навсегда сохранил доверие и расположение своего воспитанника.

Академик Якоб Штелин
Академик Якоб Штелин

Нелюбимые танцы и любимая музыка

В программу обучения наследника входили и уроки танцев. Четыре раза в неделю ко двору прибывал французский танцмейстер Лоде (Laude), и молодому герцогу приходилось бросать все и идти танцевать, хотя он к этому не имел ни склонности, ни желания. Но танцы были обязательны, ведь Елизавета Петровна сама была прекрасной танцовщицей и очень любила танцевать. Поэтому и юный герцог должен был танцевать с фрейлинами на придворных балах, хотя гораздо больше, чем танцы, ему нравилось смотреть на парады.

Бал во дворце
Бал во дворце

Среди увлечений Карла Петера была и музыка. Особенных успехов он добился в игре на скрипке, и даже часто солировал в придворном оркестре. Впоследствии он увлекся коллекционированием скрипок, в его коллекции были изделия таких мастеров, как Страдивари и Амати, а в Ораниенбауме он открыл музыкальную школу для детей придворных служителей.

Игры с солдатиками

Пожалуй, самым сильным увлечением Карла Петера была игра в солдатики. Этим играм он предавался с самозабвением. Солдатиков у него было множество: оловянных, вос­ковых, де­ре­вян­ных. Свои солдатские полки он расставлял на сто­лах со специальными при­спо­соб­ле­ния­ми: под столешницей были протянуты шнуры, и ес­ли дернуть за одни, то раз­да­ва­лись зву­ки, очень по­хо­жие на бег­лую ру­жей­ную стрельбу. А если дернуть за другие, то строй солдатиков падал – полная победа на поле боя!

В отдельные дни наследник престола со­би­рал своих лакеев, на­де­вал ге­не­раль­ский мун­дир и начинал проводить «па­рад­ный смотр» сво­ей иг­ру­шеч­ной армии, дер­гая за шнуры и на­сла­ж­даясь ба­таль­ными зву­ками. При этом звуки реальной пушечной стрельбы Петр не любил и даже боялся.

Лю­бовь к играм с солдатиками Петр сохранил даже после женитьбы, и в супружеской постели предпочитал своих оловянных солдатиков, а не молодую жену.

Несмотря на определенные успехи в воспитании и образовании, наследник часто разочаровывал тетушку своим поведением. И не только ее. Особенное недоумение вызывали у окружающих его смех и неуместные громкие разговоры во время службы.

Переход в православие и отказ от шведской короны

Параллельно с учебными дисциплинами будущего императора обучали законам и традициям православия, ведь он был воспитан в лютеранской вере. Для этого в качестве духовного наставника к нему был приставлен иеромонах Симон Тодорский, который позже обучал и невесту Петра Федоровича, будущую императрицу Екатерину II. Он занимался с ним 4 раза в неделю, причем, не только Законом Божиим, но и русским языком. Обучение не было формальным, учитель и ученик часто вели настоящие диспуты на богословские темы, очень эмоциональные, что говорит об эрудиции юного герцога.

Обучение еще не было закончено, когда пришло сообщение о кончине шведского короля Фридриха I Гессенского, чьим официальным наследником герцог Голштинский продолжал оставаться.

Поэтому спешно началась подготовка к переходу герцога в православие, что и произошло в торжественной обстановке 17 ноября 1742 года. Герцог Голштинский Карл Петер Ульрих получил новое имя - Петр Фёдорович. Отчество Карлович посчитал неуместным. Также он получил титул великого князя и стал официально именоваться наследником престола её императорского величества. В его официальном титуле также присутствовало «Внук Петра Великого».

Через месяц после этого события в Россию прибыла шведская делегация с предложением к великому князю принять корону Швеции. Но это уже было невозможно – наследник перешел в православную веру. Великий князь официально подписал отречение от шведского престола.

Позже Петр Федорович, так и не полюбивший Россию, говорил:

«Затащили меня в эту проклятую Россию, где я должен считать себя государственным арестантом, тогда как если бы оставили меня на воле, то теперь я сидел бы на престоле цивилизованного народа».

Можно только добавить: и наверняка остался бы жив.

В августе 1745 года, когда Петр Федорович достиг совершеннолетия, состоялась свадьба наследника русского престола и немецкой принцессы Софии Фредерики Августы, которая при крещении получила русское имя Екатерина Алексеевна – будущей императрице Екатерине II.

Екатерина Алексеевна
Екатерина Алексеевна

Другие статьи, связанные с темой Петра Федоровича: