Елизавета Петровна, дочь Петра Великого, отличалась веселым нравом и очень привлекательной внешностью. Посол испанского короля так описывал Елизавету:
«Принцесса Елизавета, дочь Петра I и царицы Екатерины, такая красавица,
каких я никогда не видывал. Цвет лица её удивителен, глаза пламенные, рот совершенный, шея белейшая и удивительный стан. Она высокого роста и чрезвычайно жива. Танцует хорошо и ездит верхом без малейшего страха. В обращении много ума и приятности, но заметно некоторое честолюбие.»
Трудно предположить, что такая красавица, к тому же и дочь императора, не имела женихов. И они действительно были. Несколько раз Елизавета была в шаге от брака – но замуж так и не вышла. А ведь могла стать французской королевой или женой персидского шаха.
Людовик XV - замуж за французского короля
У отца, Петра Великого, относительно дочери Елизаветы были очень серьезные планы. Он мечтал упрочить отношения с Францией, оформить франко-русский союз. Этот союз обезопасил бы Россию от тайных посягательств англичан на русские дела, которые не упускали возможности вмешаться в отношения России с Турцией, Швецией, Данией или Польшей. И проще всего, надежней всего этот союз было заключить через брак дочери. К тому же правил во Франции (формально, конечно) юный король Людовик XV, ровесник Елизаветы. За него Петр и мечтал выдать свою дочь. В крайнем случае – за герцога Орлеанского, единственного сына регента юного короля. Но лучше, конечно, за самого короля – тогда Елизавета стала бы французской королевой.
К роли невесты французского короля Елизавету готовили с детства. В отличие от старшей сестры Анны, Елизавета не отличалась прилежностью в учебе, но французский язык, которому ее обучали с детства, она выучила очень хорошо и разговаривала на нем свободно. А еще она выработала очень красивый почерк – писать супругу письма.
После смерти Петра Iимператрица Екатерина продолжила заниматься вопросом бракосочетания дочери с Людовиком XV. Правда, у того уже появилась невеста, дочь короля Филиппа V Испанского инфанта Мария-Анна, которая даже прибыла в Париж. Но девочке было всего семь лет, и вскоре пришло известие, что пятнадцатилетний Людовик XV велел отправить ее обратно на Родину. Екатерина, вдохновленная этим известием, даже сообщила французскому послу Кампредону, что невеста, ради брака с французским королем, готова перейти в католическую веру.
Ответа пришлось ждать несколько месяцев, а когда он пришел, то привел Екатерину в бешенство, а Елизавету довел до слез. Людовик XV выбрал в жены Марию Лещинскую, дочь изгнанного польского короля Станислава, к тому же, старше Людовика на 7 лет. Это было оскорблением!
Но еще большим оскорблением было, когда узнали об истинной причине отказа. Дело в том, что Елизавета родилась в 1709 году, а узаконил Петр отношения с Екатериной только в 1712 году. То есть, Елизавета считалась внебрачным ребёнком. К тому же мать девушки была простой крестьянкой. А французская династия Бурбонов традиционно очень щепетильно относилась к вопросам родовитости избранников для королевских детей.
Поэтому и попытка Екатерины выдать дочь за герцога де Шароле, который был принцем Крови, также была пресечена в самом начале.
Несмотря на оскорбительный отказ, Елизавета не затаила зла на Францию. Она любила французскую культуру и старалась поддерживать с Францией мирные взаимоотношения.
Мориц Саксонский - жених с авантюрными наклонностями
После обиды, полученной от Франции, Екатерина решила снизить планку и выбрала для дочери жениха, который не должен быть столь разборчив в вопросах крови – Морица Саксонского. Он был побочным сыном польского короля Августа II. Мориц Саксонский был красивым и образованным мужчиной, но имел непростую репутацию - в Европе его называли авантюристом.
Начались переговоры, Морицу был отправлен портрет цесаревны, а Лефорт в своем послании жениху так описывал невесту:
«…прелестное круглое лицо, глаза, полные воробьиного сока, свежий цвет лица и красивая грудь».
Но авантюрист Мориц Саксонский здесь просчитался. Соблазнили его не «глаза, полные воробьиного сока», а Курляндия. Не мог он предвидеть, что в последствии Елизавета станет императрицей и решил, чтобы заполучить Курляндию, жениться на Анне Иоанновне. Та тоже стала вскоре русской императрицей, но красавцу жениху отказала – у нее был Бирон.
Петр Алексеевич - кровосмесительный жених
В России обострился вопрос престолонаследия. На троне сидела Екатерина I, мать Елизаветы Петровны, но число сторонников малолетнего Петра Алексеевича, внука Петра I, росло. Канцлер Остерман, стараясь предотвратить государственный переворот в стране, предложил довольно авантюрный план - женить царевича Петра Алексеевича, которому еще не было и двенадцати лет, на Елизавете, его семнадцатилетней тетке. Екатерине идея понравилась. Да и сестры, Анна и Елизавета, были очень дружны с племянником, вместе они много «покуролесили». А особенно любили охоту.
Возможно, оба они и были бы согласны, но тут верх взяло благоразумие. И Остерман, и Екатерина поняли, что столь близкий кровосмесительный брак церковь не одобрит, а в народе он может вызвать не только возмущение, но и бунты.
Карл Август Гольштейн-Готторпский - смерть жениха, повлиявшая на дальнейшую истории России
Следующий жених принес Елизавете слезы и запомнился ей на всю жизнь.
Пережив отказ от французского двора, Екатерина Алексеевна в поисках жениха для дочери обратилась к немецкому. Тем более, здесь уже были свои налаженные отношения. Новым женихом Елизаветы стал принц Карл Август Гольштейн-Готторпский, двоюродный брат мужа сестры Елизаветы – Анны. Карл Август заинтересовался предложением, тем более, он уже был знаком с Анной и был о ней хорошего мнения. Получив портрет красавицы Елизаветы, он помчался в Петербург.
Жених был на три года старше невесты, хорош собой, воспитан. Правда, его владения были очень незначительны, зато он был родовит и имел хорошие шансы получить шведский престол. Молодые люди очень понравились друг другу и начались приготовления к свадьбе. Но сыграть ее не успели. В мае умирает мать, Екатерина Алексеевна, и свадьбу пришлось отложить. А следом жених заразился оспой и 1 июня 1727 года умер и он.
Елизавета Петровна в отчаянии – она искренне оплакивает полюбившегося ей жениха. К тому же она отлично понимает, что больше у нее реальных шансов найти достойного жениха нет. Ведь ей уже 18 лет, по меркам тех времен, она засиделась в невестах.
Как бы то ни было, теплые чувства к семейству Гольштейн-Готторпских Елизавета сохранила на всю жизнь, поддерживала с ними отношения. И когда встал вопрос выбора невесты для ее племянника и наследника, будущего императора Петра III, свои выбор из нескольких претенденток Елизавета остановила на Софии Фредерике Августе, племяннице покойного жениха Карла Августа. В историю она войдет как русская императрица Екатерина II Великая.
Персидский Надир-шах и сватовство со слонами
Следующего жениха Елизавете пришлось ждать очень долго. После смерти Петра II на престол взошла Анна Иоанновна, при которой Елизавета оказалась фактически в опале. Анна Иоанновна пресекала все попытки Елизаветы выйти замуж, боясь усиления ее влияния.
1741 год, Анну Иоанновну сменила Анна Леопольдовна, регентша при малолетнем Иване VI. Елизавете уже 32 года, а она так и не вышла замуж. И тут произошло грандиозное событие: в Петербург прибыло посольство Персидского шаха Надира. Такого в России еще не видели: посольство состояло из 2 тыс. человек, оно везло богатейшие дары и главная невидаль – 14 слонов, которые торжественно шагали по улицам Петербурга.
Посольство имело две цели. Во-первых, сообщить о победе шаха над Великим Моголом, поэтому богатейшие дары в основном состояли из награбленных в Индии предметов. А во-вторых – посвататься к русской царевне, о красоте которой дошли слухи до Надир-шаха. Шаху уже шел шестой десяток, но он так хотел получить русскую жену, что даже обещал, что введет христианские законы в своем государстве.
Несмотря на богатые дары, которые сейчас хранятся в Государственном Эрмитаже, Надир-Шаху было отказано. Шах, как и следовало ожидать, очень обиделся, грозил покорить Россию, и в 1742 году на границе двух государств начались вооруженные столкновения. И пришлось Елизавете, ставшей уже императрицей, отправлять к границе усиленный воинский корпус, чтобы усмирить жениха, жаждущего получить реванш.
Елизавета Петровна так и не нашла себе достойного жениха. Поначалу не складывалось, а потом и сама не захотела - став императрицей, она не пожелала с кем-либо делить престол. Но замуж она все-таки вышла, правда, это был тайный морганатический брак – ее избранником стал малороссийский казак Алексей Разумовский.
Статьи про близких родственников Елизаветы Петровны: