Старшая дочь Петра I Анна вошла в историю тем, что, выйдя замуж за захудалого немецкого герцога, она стала причиной того, что Романовых на русском престоле сменили представители немецкой династии Гольштейн-Готторпских, которые правили империей до 1917 года.
Незаконнорожденные царевны
Дочь Петра I Анна родилась 28 января 1708 года. Рождение девочки вызвало много пересуд, ведь ее мать Екатерина Алексеевна, которая еще недавно была ливонской крестьянкой Мартой Скавронской, была любовницей царя, и девочка считалась незаконнорожденной. Петра такие мелочи не смущали, и менее чем через два года Екатерина родила дочь Елизавету. Законными дочери стали только после того, как в 1712 году Петр Алексеевич узаконил свои отношения с их матерью Екатериной. Но еще за год до этого события, в 1711 году, обе девочки были провозглашены царевнами. То есть, Петр официально их признал своими дочерями.
Петр решил дать дочерям европейское воспитание, поэтому пригласил для них европейских воспитателей и учителей. В штат учителей девочек входили воспитательница-итальянка, гувернантка-француженка, «дохтурица»-гречанка, танцмейстер-француз, няньки и мамки из Швеции.
Воспитываясь в таком окружении, Анна и Елизавета к подростковому возрасту уже свободно говорили на четырех иностранных языках, были приучены к чтению исторических книг и прекрасно танцевали. Особенно своими способностями выделялась Анна. Ей едва исполнилось 8 лет, а она писала родителям подробные письма на немецком языке и подписываясь «Принцесса Анна». Полуграмотная Екатерина очень гордилась успехами дочери и через секретаря на одно из таких писем написала ответ:
«За прилежное учение высылаю тебе два алмазных перстня. Возьми какой больше понравится, а другой отдай сестре».
Несмотря на неконтролируемые вспышки ярости, Пётр обожал дочерей и гордился ими: старшая была умница, младшая хохотушка и веселушка, и обе такие хорошенькие! Сестры тоже очень любили отца.
Анна как-то сказала сестре:
«Если бы был у меня жених такой, как батюшка, уехала бы я с ним хоть в Гольштинию, хоть на край света!».
В Гольштинию она со своим избранником действительно уехала. Но как же ему было далеко до ее отца, Петра Великого.
Невеста для европейского принца
Анна унаследовала от отца его высокий рост, темные кудри и феноменальную сообразительность. И при этом имела мягкий характер.
Гольштинский министр Бассевич писал о старшей дочери Петра:
«Анна Петровна походила лицом и характером на своего августейшего родителя, но природа и воспитание все смягчили в ней… Взгляд и улыбка ее были грациозны и нежны. Она имела черные волосы и брови, цвет лица ослепительной белизны и румянец свежий и нежный, какого никогда не может достигнуть никакая искусственность… К всему этому присоединялись проницательный ум, неподдельная простота и добродушие; щедрость, снисходительность, отличное образование и превосходное знание языков».
Прусский посланник фон Мардефельд также отзывался о цесаревне с восхищением:
«…обращение ее чуждо всякого жеманства, во всякое время ровное и более серьезное, чем веселое… Я не думаю, чтобы в Европе нашлась в настоящее время принцесса, которая могла бы поспорить с ней в красоте, а именно в величественной красоте».
Иностранные дипломаты в своих донесениях говорили об Анне не только как о завидной невесте, но и как о наиболее вероятной наследнице престола.
Но Петр не рассматривал дочерей в качестве преемниц. Он мечтал о другом – он очень хотел выдать своих красавиц-дочек за иностранных принцев и через их брак породниться с европейской аристократией. Ведь до сих пор никому из семьи Романовых это не удавалось.
Жених из Гольштинии
В 1721 году в Петербург приехал молодой немецкий герцог Карл Фридрих Гольштейн-Готторпский, племянник шведского короля. С помощью русского императора Карл Фридрих надеялся вернуть богатое герцогство Шлезвиг, которое датчане отняли у его отца. У самого герцога не было средств на ведение войны. Пётр I прекрасно понимал выгоду от союза с небольшой Гольштинией со столицей в Киле – он позволял закрепиться на западной Балтике и использовать Киль в качестве базы для выхода в Северное море. Кроме того, появлялся инструмент давления на Данию, которая заключила мир со Швецией. Поэтому союз был выгоден с политической точки зрения обеим сторонам.
Правда, вначале Карл Фридрих не знал, на ком ему предстоит жениться - на Анне или Елизавете, но в итоге выбор пал на старшую - Анну.
Жених был нервный и худосочный, но довольно симпатичный. К тому же так очаровательно ухаживал: отпускал комплименты невесте и будущей теще, приплывал на лодке к окнам Анны и пел серенады, а как хорошо он танцевал менуэт! Анне жених понравился. Тем более, отец велел идти за него замуж.
Уже был подготовлен брачный договор, по которому невеста сохраняла православие. Также в православии должны были воспитываться дочери, рожденные от этого брака. Сыновья должны были принять веру отца. Кроме того, прописывался отказ супругов от претензий на российский престол. Но при этом Петр I оставлял за собой право назначить родившегося в этом браке сына своим наследником. 24 ноября 1724 года состоялось обручение.
Но Петр не дожил до свадьбы дочери. Она состоялась уже после его смерти, 21 мая 1725 года. Анне исполнилось семнадцать лет, Карлу Фридриху двадцать пять. Многие исследователи считают, что именно Анне император хотел передать трон, но не успел составить завещание – императорский престол заняла его супруга, Екатерина I.
Молодые остались жить в Петербурге. Екатерина ввела зятя в учреждённый ею Верховный тайный совет, состоявший из узкого круга доверенных лиц, и тот стал принимать активное участие в решении государственных вопросов. Возросло влияние при дворе и у Анны – мать прислушивалась к советам своей дочери-умницы, доверяя ее уму и знаниям.
Отъезд в Гольштинию
После смерти Екатерины I трон перешел к внуку Петра Алексеевича – Петру II. Всесильный Меншиков, желая закрепиться при новом императоре и не собираясь делиться властью, постарался сделать так, чтобы Анна Петровна и ее супруг покинули Россию. Хотя, согласно завещанию Екатерины, Анна Петровна входила в состав регентского совета при малолетнем императоре, а в случае его смерти трон должен был перейти к Анне Петровне и её потомству.
Летом 1727 года супруги Гольштейн-Готторпские переехали в гольштинский Киль. Подданные оценили красоту и воспитанность российской цесаревны и среди них она пользовалась любовью и уважением.
Зато с мужем отношения становились все хуже и хуже. Приехав на Родину, герцог почувствовал себя властителем и забыл про жену. Активно участвуя в государственных делах в России, здесь он забросил их, переложив на своих министров. Его больше привлекали различные увеселения с придворными дамами. Беременная Анна большую часть времени проводила одна.
10 февраля 1728 года у Анны Петровны родился сын – Карл Петер Ульрих, будущий император Петр III. В честь рождения сына герцог устроил грандиозные торжества. Как он сам писал:
«Я был вне себя от восторга и приказал возвестить об этом счастливом событии городу с его окрестностями звуками труб и литавр, колокольным звоном и пушечною пальбою».
Еще не оправившаяся после родов Анна Петровна подошла к открытому окну, чтобы лучше рассмотреть красочное зрелище. Сырой балтийский воздух окутал герцогиню, но она заявила, что холод ей, выросшей в холодной России, не страшен. Но она переоценила себя. Еще не окрепший организм не смог сопротивляться простуде, и 4 мая, проболев некоторое время, Анна Петровна умерла. Ей было только 20 лет.
Анна понимала, что умирает и пожелала, чтобы ее похоронили на Родине – в Петропавловском соборе Петербурга, рядом с могилой отца. Ее желание было исполнено 12 ноября 1728 года.
Основатель династии Гольштейн-Готторп-Романовых
Супруг Анны Петровны Карл Фридрих продолжал жить в Киле и воспитывать сына Карла Петера Ульриха. Желание вернуть себе земли Шлезвига, которые некогда принадлежали его семье, превратилось у Карла Фридриха в навязчивую идею. С детства он готовил сына к войне с датчанами за отнятые ими территории. Умер Карл Фридрих Гольштейн-Готторпский в возрасте 39 лет.
Сын Анны Петровны и Карла Фридриха, Карл Петер Ульрих, стал российским императором Петром III после смерти своей тети – императрицы Елизаветы Петровны.
Если ранее, в 1730 году, со смертью Петра II прервалась прямая линия Романовых по мужской линии, то на Елизавете Петровне, в 1762 году, закончилась прямая линия Романовых и по женской линии. Таким образом, со смертью последнего представителя рода Романовых, на российском престоле оказалась немецкая Ольденбургская династия (упоминается с XI века), боковой ветвью которой и являлась Гольштейн-Готторпская династия. И именно сын Анны Петровны стал основателем династии Гольштейн-Готторп-Романовых.
Другие статьи, близкие по теме: