Найти тему
Социальный гуманитарий

Крепостные в России = рабы: правда или преувеличение? Разбираемся по факту

Оглавление

Можно ли назвать российских крепостных полноценными рабами? Давайте сравним не эмоционально, но объективно.

Крепостные в России = рабы: каковы доказательства?

Российских крестьян продавали. За деньги. Торги могли происходить на ярмарках, в личном разговоре. В такой сделке мог участвовать любой, для этого необязательно было, скажем, принадлежать к дворянству или иметь надел земли. И длилось это вплоть до 1808 г.

Их могли менять – на лошадей, одежду и проч. То бишь люди выступали единицей товарообмена.

Клавдий Лебедев. «Торг крепостных крестьян»
Клавдий Лебедев. «Торг крепостных крестьян»

Крепостных в семье могли разлучить, причем как мужей с женами, так и родителей с детьми вне зависимости от возраста. Это обстоятельство было исправлено лишь в 1833 г.

Юридически владелец крепостного был ему же персональным судьей. Некоторые до такой степени расходились в вольности судить-рядить, что могли собственных крепостных отправлять на каторгу. Впрочем, это право признавалось лишь до 1760 г.

До этого же года у владельцев крепостных была возможность продавать их в любое время. А в 1760 г. ввели ограничение: 3 месяца «простоя» в случае рекрутского набора.

Наказания «помельче» также применялись вовсю и законом не карались. Главное было не доводить до лeтaльного иcxoда, прочее оставалось на совести владельца крестьян.

Помните, в сказках Павла Бажова был приказчик Поротя? Не даром ему это прозвище дали: «Ох и лютой, ох и лютой!» А что уж говорить о притче во языцех – Салтычихе…

Кадр из постсоветского фильма Юрия Грымова «Му-му»
Кадр из постсоветского фильма Юрия Грымова «Му-му»

Особые критики крепостного права с грустной иронией уточняют, что все отличия крепостных от рабов состояли в том, что наши крестьяне:

1) были согражданами своих владельцев. А вот рабо-хозяева в Старом и Новом Свете «живой товар» покупали у работорговцев с «черного континента»;

2) будучи тягловым сословием, помимо всех притеснений, обязаны были еще платить налог в гос. казну – чего с темнокожих работников плантаций никогда не требовали.

У наших крестьян не было никакого вспоможения от крепостника наподобие того, что рабовладелец предоставлял своим рабам (хоть и плохонькое, но жилье с крышей и стенами; пусть и старенькая, да одежонка; может, и скудненькая, однако еда).

То есть наши крепостные, помимо работы на барина, должны были еще сами себя обеспечивать.

Крепостные в России ≠ рабы: каковы доказательства?

Прежде всего скажем, что во многом наше восприятие крепостных как рабов вытекает из… сочинений слишком впечатлительной российской интеллигенции.

На Руси традиционно было принято выносить сор из избы, прилюдно каяться и т. п. А еще художественно преувеличивать.

Исходя из всего этого, многие поэты и прозаики, а также некоторые смелые публицисты в СМИ называли российских крестьян рабами. И такие оценки можно сравнить с современным Интернетом: один сказанул – и все вокруг перепостили и прочим образом повторили.

Кадр из советского кино Михаила Швейцера «Мертвые души»
Кадр из советского кино Михаила Швейцера «Мертвые души»

Ну, а после этой «художественной» интеллигенции пошло другое веяние: с 1917 г. сознательно преувеличивали плохое положение дел до революции, чтоб подчеркнуть важность самой революции.

Современные же исследователи, всерьез и глубоко изучающие историю крепостных, уверяют, что их состояние рабства не более чем метафора.

Все эти Салтычихи были исключением, но вовсе не правилом.

Во многом приравнивание крестьян к рабам вошло в моду из-за преклонения перед «просвещенным» Западом. Мол, у нас «всё всегда хуже».

Между тем крепостной, в противовес общераспространенному заблуждению, не был личной собственностью помещика. По закону он лишь был обязан ему служить. То есть он был не «говорящим орудием», как классические рабы, а своего рода служащим. Да, он отличался от служащих в нашем современном понимании. Но и время-то было совсем иное – нельзя сравнивать нынешнюю реальностью с этакой стародавностью.

Также крепостным, в отличие от рабов, по закону предоставлялось время работать на себя.

В отличие от рабов, наши крестьяне вправе были иметь личное имущество – дом, животных, одежду, инструменты и т. д. Могли даже продавать, покупать и обменивать всё это по своим нуждам, а также в случае, если барин решил продать самого крестьянина к новому хозяину на другое место жительства.

Как бы ни звучало парадоксально для современных людей, но крепостничество было не закабалением, а спасением крестьян.

Дело в том, что крестьян в XVII в. «прикрепляли» к поместьям и их хозяевам как к представителям государства.

При этом – да, переход от одного владельца к другому (как и переход в другие сословия) был запрещен. Однако благодаря этому крестьяне получали спасение от риска перевода в кабальных холопов.

Такой риск преследовал должников, которые не могли выплатить ссуду. Будучи же прикрепленными к наделу земли и его хозяину – представителю/гаранту государства, крестьяне получали возможность избежать перевода в сословие холопов.

Об этом писал, например, известный историк Василий Ключевский.

Другой же историк и публицист – Михаил Меньшиков – оспаривал популярную скептическую формулу «крестьян продавали»: «…это была продажа совсем особого рода. Продавали не человека, а обязанность его служить владельцу... "Продажа крепостных" – просто неряшливое слово... Это оплошность Церкви и государства, не догадавшихся почистить официальный язык».

Кадр из советского фильма «Мертвые души»
Кадр из советского фильма «Мертвые души»

Собственно крепостное право существовало у нас не так долго, «как его малюют»: чуть более 2,5 веков.

Да и с самого начала оно было введено вынужденно по политическим и экономическим соображениям: чтоб поддержать войска, которым приходилось все время защищаться от набегов стран-соседей.

Так, если офицеры постоянно находились на войне – кто должен был их содержать? Не только Великая Отечественная призывала: «Всё для фронта! Всё для победы!» В любом веке требовалось поддерживать армию, которая сама «чисто технически» не могла одновременно и Родину защищать, и хлеб выращивать.

Для этого и ввели социальный слой крестьян, которых «прикрепили» к земле.

По выражению еще одного знаменитого историка – Сергея Соловьева, это был «вопль отчаяния государства, находящегося в безвыходном экономическом положении».

Только ли в России были крепостные/рабы?

Как обычно, мы сами, как уже сказано, выбрасываем сор из избы, а на Западе этот мусор поднимают и активно муссируют. Причем они «благополучно забывают» о том, что сами во многом превосходят нас по тем показателям, которые у нас критикуют или высмеивают.

То же – с крестьянами.

Кадр из советского фильма «Мертвые души»
Кадр из советского фильма «Мертвые души»

Заграница периодически высказывает свое «фи» (в том или ином виде, вплоть до упоминаний «походя», как бы закрепляющих нас в статусе «самых больших угнетателей») в отношении наших крепостных, ни слова не говоря о собственном рабстве, которое на Западе… живо до сих пор!

Начать с того, что рабство появилось вовсе не у нас, а у шумеров. Далее оно постепенно распространилось по всей западной цивилизации. Устойчивое выражение «трудиться как раб на галерах» пошло именно оттуда.

Рабов продавали на рынках, обменивали, разлучали с семьями и проч. И не только в стародавние времена. Новым рабством стал труд в колониях. Темнокожие в тяжелых условиях добывали сахарный тростник, хлопок и т. п.

Близким нашему крепостничеству был устоявшийся институт серважа во Франции – вплоть до XIX в.

В Германии и в Австрии феодальная зависимость исчезла немногим ранее отмены крепостничества у нас: в 1-й половине XIX в. Впрочем, назвать ее полноценным рабством все-таки нельзя.

А вот в Польше и Венгрии крестьян притесняли довольно жестко, не наделив их особыми правами.

В Боснии же и вообще рабство окончательно отменили лишь в 1918 г.

Рабов вплоть до XIX в. везли из Африки, частично из Азии.

Южная Америка во многом была колонизирована Европой. И здесь испанцы еще более-менее берегли рабов, но не по велению совести, а из прагматического расчета: так как те стоили дорого. Британцы же относились к рабам как к вещам, зaбивaли их до cмepти.

Изображение взято на journal-uа
Изображение взято на journal-uа

Легендарная война в Штатах между Севером и Югом во многом началась именно из-за вопроса рабовладения. И ведь это было отнюдь не в древности и даже не в Новое время, а с 1861 по 1865 г.

Это у нас в России крепостными владели, но муками совести терзались. Так, уже Александр Радищев приравнивал крепостничество к рабовладению.

На Западе же совесть в моде не была. Всё строилось на соображениях практицизма.

Более того, институт рабства не исчез окончательно до сих пор. Сегодня продажа рабов в некоторых странах – весьма высокодоходный бизнес. И социальный (возрастной и проч.) состав современных рабов довольно разнообразен. В первую очередь в него входят:

  • женщины – для сами-понимаете-каких-целей;
  • дети – как бы неприятно ни звучало, но нa opгaны.

_________________

Итак, крепостничество – не российское «изобретение». На Западе оно появилось раньше, чем у нас, и процветало не меньше.

Давайте же не следовать моде приукрашивать Запад за счет принижения собственной истории. Особенно если такие приукрашивания не соответствуют действительности. Давайте разбираться во всем по факту, а еще на самом деле любить Родину.

П. с. И читайте, кто из борцов за освобождение народа сам (не) освободил своих рабов, крепостных и др., плюс где в России не было крепостных и еще хуже или лучше был самый кpoвaвый царь Иван Грозный в сравнении с европейскими королями.
А на десерт отвечайте на
тест «Кем бы вы были в Древнем Риме и что с вами там сделали бы».

#история #наука #общество #Россия #история России