Как вы относитесь к статуэткам из чугуна и бронзы?
Считаете вычурным и устарелым символом из прошлого или вам нравится их незыблемая красота и мощь?
Сегодня я хотела бы показать кабинетную скульптуру, которая называется «Киргиз на лошади».
Скульптура выполнена по модели Артемия Лаврентьевича Обера.
Он создал её в 1872 году, а отлита из чугуна композиция была в конце XIX – начале XX века.
Здесь достоверно и тщательно изображен киргиз, сидящий верхом на коне в тулупе и меховой шапке с остроконечным верхом, который раскуривает длинную трубку.
Подобные статуэтки находятся во многих музеях страны, в том числе и ГИМе.
Художника-скульптора Артемия Обера знают как великого анималиста: он создал огромное количество статуэток животных.
А.Л. Обер был по большей части модельмейстером: вначале создавал модели из воска и гипса, а делали скульптуры по этим формам уже в многочисленных бронзолитейных мастерских и фабриках Петербурга, сталелитейных чугунных заводах Касли и Кусы.
Судьба его была неровной, не сразу Артемий Обер стал тем, кем мы его знаем.
Должен был стать врачом, но увлекся скульптурой в молодые годы и, бросив учебу, приехал в Петербург, чтобы представить свои работы знаменитым скульпторам - П.К. Клодту и Ф. А. Бруни.
После того, как именитые художники отметили его талант, стал слушателем Императорской Академии художеств.
В промежутке между учебой в академии, уехал в Париж, став учеником в школе рисунка скульптора-анималиста Антуана Луи Бари.
Кстати, княгиня М. К. Тенишева - известная русская меценатка, не оценила творчество Артемия, когда он был ещё бедным художником в Париже.
Чисто из жалости она заставила себя приобрести пару «уродливых» скульптур .
Чуть ли не впервые она ошиблась в художнике, ведь впоследствии Артемий Обер стал академиком Академии Художеств, и вполне возможно, что все-таки благодаря её внезапной щедрости и желанию помочь нищему художнику.
Кстати, больше информации о предметах старины, винтаже и антиквариате вы найдёте в телеграмм-канале:
Спустя какое-то время Артемий Обер вновь вернулся в Петербург.
Он опять стал посещать занятия в Академии художеств, а в 1871 ему дали возможность открыть собственную мастерскую.
Его имя у многих любителей искусства ассоциируется со званием - мастер «кабинетной малой пластики».
Кстати, помимо многочисленных скульптур животных он создавал и этнографические фигуры - типы разных народов.
Тогда были распространены гравюры с изображением различных народностей и их часто художники воссоздавали, кто в фарфоре, кто в дереве, а кто и в металле, не обошла эта тенденция и Артемия Лаврентьевича Обера.
В 1900-х годах создавал для Императорского фарфорового завода модели изделий, например, в Русском музее хранится скульптура «Волк», автором которой он и является.
Также А.Обер плотно сотрудничал с абрамцевской керамической мастерской, принадлежащей Савве Ивановичу Мамонтову, известному меценату и покровителю искусств.
Сложно посчитать, сколько моделей фигур были созданы Артемием Обером.
Но лучшие его произведения произведены в период 1880-х – 1890-х.
И даже спустя столетия его имя принадлежит к числу лучших скульпторов–анималистов 19-го столетия, придерживающихся абсолютной достоверности при изображении живого существа.
А Вам знакомо это имя?
Буду Рада, если расскажете о своем отношении к предметам из чугуна и бронзы в интерьере обычных домов и квартир.
А лучше, если поделитесь в комментариях своими коллекциями🌷