Основные моменты, связанные с маркировкой рекламы для бизнеса, в формате вопрос-ответ. С более подробной информацией вы можете ознакомиться в вебинарах на нашей странице Дзена.
Что является рекламой, а что нет?
Признаки рекламы:
- информация, распространённая любым способом, в любой форме, с использованием любых средств;
- направлена на привлечение внимания, продвижение на рынке, формирование и поддержку интереса;
- адресованная неопределенному, неперсонифицированному кругу лиц.
Даже если у вас закрытый канал, сообщество, распространённая в них информация может считаться рекламой.
Рекламой не считается:
- информация о своем товаре/услуге, акциях, новости компании, опубликованные на своем сайте и в социальных сетях в обычном, едином стиле;
- информация, не содержащая предмет рекламирования, не направленная на продвижение на рынке и не формирующая интерес к товару;
- информация о партнерах и спонсорах в виде логотипов в специальном разделе сайта в обычном, едином стиле, не формирует интерес, носит справочно-информационный характер;
- отзывы о товаре в специальном разделе сайта;
- органичные интеграции (информация, которая встроена в материал «естественно» и сама по себе не содержит сведения рекламного характера);
- сайты объявлений и сайты-каталоги;
- информация на сайте или в социальных сетях производителя или продавца о ценах и скидках, условиях приобретения товара, об акциях и мероприятиях, о товарах, производимых или продаваемых компанией;
- репосты информации о своем товаре на другие площадки или же информации, которая тематически вам подходит и не содержит явных признаков рекламы;
- размещение вакансий;
- справочно-информационные и аналитические материалы;
- информация на товаре и его упаковке;
- вывески и указатели, не содержащие сведения рекламного характера;
- промо-страницы и промо-сайты также могут не являться рекламой, если они не преследуют явно рекламных целей и не имеют признаков рекламы.
Когда упоминание бренда у блогера считается рекламой, а когда нет?
Реклама: блогер напрямую хвалит ваш товар, призывает его использовать, акцентирует внимание на преимуществах.
Не реклама: блогер упоминает бренд, который является частью сюжетной линии, обстановки (должны быть признаки органической интеграции, например, перечисление нескольких ресторанов, магазинов и т.д.).
Не любое упоминание бренда является рекламой. В своих публикациях важно соблюдать тематическое, визуальное единство, избегать эмоциональной экспрессии и призывов.
Какую рекламу нужно маркировать?
Которая распространяется:
- на территории РФ (реклама, которая запускается из другой страны, но ориентирована на россиян, подчиняется закону о маркировке);
- с помощью интернета (в социальных сетях, на сайте, в электронных СМИ).
E-mail – рассылку, сообщения в мессенджерах и чат-ботах маркировать не нужно (нужно согласие пользователя на рассылку и возможность в любой момент отказаться от нее).
Что значит маркировать?
Если вы хотите опубликовать рекламную публикацию, то в ней должны присутствовать 2 элемента маркировки:
- пометка «реклама» и сведения о рекламодателе (наименование, ИНН или ссылка на сайт);
- токен (идентификатор erid).
По каким причинам могут быть выписаны штрафы?
- игнорирование закона;
- неправильная маркировка;
- предоставление отчета не в сроки или с ошибками.
Штрафы:
- для физлиц – от 10 до 30 тыс. рублей;
- для должностных лиц – от 30 до 100 тыс. рублей;
- для юрлиц – от 200 до 500 тыс. рублей.
Как быть с запрещенными социальными сетями?
Однозначного ответа нет. Однако ФАС была озвучена позиция, что так как реклама на территорию РФ через запрещенные социальные сети не распространяется, то и маркировать ее не нужно.
На кого распространяется закон о маркировке?
- рекламодатель (РД) — определяет объект рекламирования и содержание рекламы;
- посредники, если они есть (например, РА — рекламные агентства, фрилансеры);
- рекламораспространитель (РР) (например, ОРС — оператор рекламных систем ЯндексДирект, VK, myTarget и др.);
- оператор рекламных данных (ОРД) — выдает токены для маркировки рекламы;
- единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР) — система хранения, обработки и учёта рекламных данных Роскомнадзор.
Чем занимаются ОРД?
- присваивают токен (Erid) рекламным материалам;
- принимают отчетность от участников рынка;
- передают данные и токены в ЕРИР;
- хранят образцы рекламных материалов в течение года;
- предоставляют участникам рынка интерфейсы и API для ручного и автоматизированного внесения данных.
Список ОРД доступен по ссылке.
- можно использовать несколько ОРД;
- отчетность подаем там, где регистрировали рекламный креатив;
- у ОРД есть тарифы за использование платформы. Яндекс, Вконтакте — пока бесплатно.
Что учитывается в ЕРИР?
Информация:
- об участниках рынка (ИНН);
- о заключенных договорах между всеми участниками цепочки;
- о платежах по договорам (акты);
- о рекламных креативах (образцы, метаданные, стоимость, заказчики).
Как промаркировать рекламу поэтапно?
Этап 1. Заключаем договор
Прописываем все условия, определяем, на ком лежит маркировка и отчетность из сторон, решаем вопрос отнесения расходов на маркировку.
Для цепочки с посредником должно быть 2 договора. Например, заказчик — рекламное агентство — рекламораспространитель.
Договор для каждой из сторон может иметь статус:
- расходный договор для заказчика;
- доходный договор для подрядчика.
Этап 2. Маркировка рекламного креатива
Регистрируем договор и рекламный креатив, а именно данные изначального договора (рекламодателя с первым контрагентом);
- если ответственность по регистрации креатива лежит на рекламораспространителе, то ничего не делаем (если вы — рекламодатель);
- если ответственность по регистрации креатива лежит на рекламодателе, то выполняем все необходимые операции по его регистрации.
Этап 3. Размещение токена
Токен:
- состоит из произвольного набора латинских букв и цифр;
- должен содержать код оператора рекламных данных, который присваивается после регистрации;
- должен быть виден и хорошо читаем;
- должен размещаться в ссылке на рекламный креатив или в начале текстового блока, поверх текстово-графического блока, в начале и/или поверх видеоролика/сторис в виде пометки «erid:xxx» (размещать токен в описании к видео нельзя).
Видеокружок в Telegram нужно маркировать в сообщении, опубликованном после видео. Проверить токен можно на сайте EРИР, войдя в свой кабинет через Госуслуги. Пометка «реклама» к каждому рекламному сообщению обязательна — в ней нужно указывать сведения о рекламодателе (название компании, ИНН, сайт).
Этап 4. Отчетность
- Отчитываются все участники цепочки, если договором не предусмотрен иной вариант.
- Статистика (по кликам, по показам) и Акт — это закрывающие документы. Они предоставляются в течение 30 дней, следующих за месяцем размещения рекламы.
- Отчитываться нужно каждый месяц пока креатив находится на ресурсе рекламораспространителя. Креатив удаляется по истечении срока размещения по договору.
- Рекламораспространитель и рекламное агентство не вправе передавать юридическую обязанность по отчетности, но вправе получить техническую помощь по передаче данных.
Что такое разаллокация?
Разаллокация по изначальным договорам — детализация, какая сумма акта относится к изначальному договору.
Разаллокация по креативам — детализация данных по каждому креативу, который рекламируется с привязкой к изначальному договору.
Как рекламировать по бартеру?
Для такой рекламы лучше заключить 2 договора:
1. на оказание услуг по распространению рекламы;
2. на куплю-продажу вещи/оказания услуги.
Необходимо указать одинаковые цены в обоих документах. В настоящих реалиях безвозмездные договоры придется превращать в возмездные.
Что делать, если я хочу распространить креатив через нескольких блогеров?
Необходимо заключить договоры со всеми блогерами и присвоить токен каждому креативу. 1 креатив = 1 токен.