Найти тему

Дайджест: маркировка рекламы

Оглавление

Основные моменты, связанные с маркировкой рекламы для бизнеса, в формате вопрос-ответ. С более подробной информацией вы можете ознакомиться в вебинарах на нашей странице Дзена.

Источник фото: https://www.freepik.com/
Источник фото: https://www.freepik.com/

Что является рекламой, а что нет?

Признаки рекламы:

  • информация, распространённая любым способом, в любой форме, с использованием любых средств;
  • направлена на привлечение внимания, продвижение на рынке, формирование и поддержку интереса;
  • адресованная неопределенному, неперсонифицированному кругу лиц.
Даже если у вас закрытый канал, сообщество, распространённая в них информация может считаться рекламой.

Рекламой не считается:

  • информация о своем товаре/услуге, акциях, новости компании, опубликованные на своем сайте и в социальных сетях в обычном, едином стиле;
  • информация, не содержащая предмет рекламирования, не направленная на продвижение на рынке и не формирующая интерес к товару;
  • информация о партнерах и спонсорах в виде логотипов в специальном разделе сайта в обычном, едином стиле, не формирует интерес, носит справочно-информационный характер;
  • отзывы о товаре в специальном разделе сайта;
  • органичные интеграции (информация, которая встроена в материал «естественно» и сама по себе не содержит сведения рекламного характера);
  • сайты объявлений и сайты-каталоги;
  • информация на сайте или в социальных сетях производителя или продавца о ценах и скидках, условиях приобретения товара, об акциях и мероприятиях, о товарах, производимых или продаваемых компанией;
  • репосты информации о своем товаре на другие площадки или же информации, которая тематически вам подходит и не содержит явных признаков рекламы;
  • размещение вакансий;
  • справочно-информационные и аналитические материалы;
  • информация на товаре и его упаковке;
  • вывески и указатели, не содержащие сведения рекламного характера;
  • промо-страницы и промо-сайты также могут не являться рекламой, если они не преследуют явно рекламных целей и не имеют признаков рекламы.

Когда упоминание бренда у блогера считается рекламой, а когда нет?

Реклама: блогер напрямую хвалит ваш товар, призывает его использовать, акцентирует внимание на преимуществах.

Не реклама: блогер упоминает бренд, который является частью сюжетной линии, обстановки (должны быть признаки органической интеграции, например, перечисление нескольких ресторанов, магазинов и т.д.).

Не любое упоминание бренда является рекламой. В своих публикациях важно соблюдать тематическое, визуальное единство, избегать эмоциональной экспрессии и призывов.

Какую рекламу нужно маркировать?

Которая распространяется:

  • на территории РФ (реклама, которая запускается из другой страны, но ориентирована на россиян, подчиняется закону о маркировке);
  • с помощью интернета (в социальных сетях, на сайте, в электронных СМИ).
    E-mail – рассылку, сообщения в мессенджерах и чат-ботах маркировать не нужно (нужно согласие пользователя на рассылку и возможность в любой момент отказаться от нее).

Что значит маркировать?

Если вы хотите опубликовать рекламную публикацию, то в ней должны присутствовать 2 элемента маркировки:

  • пометка «реклама» и сведения о рекламодателе (наименование, ИНН или ссылка на сайт);
  • токен (идентификатор erid).

По каким причинам могут быть выписаны штрафы?

  • игнорирование закона;
  • неправильная маркировка;
  • предоставление отчета не в сроки или с ошибками.

Штрафы:

  • для физлиц – от 10 до 30 тыс. рублей;
  • для должностных лиц – от 30 до 100 тыс. рублей;
  • для юрлиц – от 200 до 500 тыс. рублей.

Как быть с запрещенными социальными сетями?

Однозначного ответа нет. Однако ФАС была озвучена позиция, что так как реклама на территорию РФ через запрещенные социальные сети не распространяется, то и маркировать ее не нужно.

На кого распространяется закон о маркировке?

  • рекламодатель (РД) — определяет объект рекламирования и содержание рекламы;
  • посредники, если они есть (например, РА — рекламные агентства, фрилансеры);
  • рекламораспространитель (РР) (например, ОРС — оператор рекламных систем ЯндексДирект, VK, myTarget и др.);
  • оператор рекламных данных (ОРД) — выдает токены для маркировки рекламы;
  • единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР) — система хранения, обработки и учёта рекламных данных Роскомнадзор.

Чем занимаются ОРД?

  • присваивают токен (Erid) рекламным материалам;
  • принимают отчетность от участников рынка;
  • передают данные и токены в ЕРИР;
  • хранят образцы рекламных материалов в течение года;
  • предоставляют участникам рынка интерфейсы и API для ручного и автоматизированного внесения данных.

Список ОРД доступен по ссылке.

  • можно использовать несколько ОРД;
  • отчетность подаем там, где регистрировали рекламный креатив;
  • у ОРД есть тарифы за использование платформы. Яндекс, Вконтакте — пока бесплатно.

Что учитывается в ЕРИР?

Информация:

  • об участниках рынка (ИНН);
  • о заключенных договорах между всеми участниками цепочки;
  • о платежах по договорам (акты);
  • о рекламных креативах (образцы, метаданные, стоимость, заказчики).

Как промаркировать рекламу поэтапно?

Этап 1. Заключаем договор

Прописываем все условия, определяем, на ком лежит маркировка и отчетность из сторон, решаем вопрос отнесения расходов на маркировку.

Для цепочки с посредником должно быть 2 договора. Например, заказчик — рекламное агентство — рекламораспространитель.

Договор для каждой из сторон может иметь статус:

  • расходный договор для заказчика;
  • доходный договор для подрядчика.

Этап 2. Маркировка рекламного креатива

Регистрируем договор и рекламный креатив, а именно данные изначального договора (рекламодателя с первым контрагентом);

  • если ответственность по регистрации креатива лежит на рекламораспространителе, то ничего не делаем (если вы — рекламодатель);
  • если ответственность по регистрации креатива лежит на рекламодателе, то выполняем все необходимые операции по его регистрации.

Этап 3. Размещение токена

Токен:

  • состоит из произвольного набора латинских букв и цифр;
  • должен содержать код оператора рекламных данных, который присваивается после регистрации;
  • должен быть виден и хорошо читаем;
  • должен размещаться в ссылке на рекламный креатив или в начале текстового блока, поверх текстово-графического блока, в начале и/или поверх видеоролика/сторис в виде пометки «erid:xxx» (размещать токен в описании к видео нельзя).
Видеокружок в Telegram нужно маркировать в сообщении, опубликованном после видео. Проверить токен можно на сайте EРИР, войдя в свой кабинет через Госуслуги. Пометка «реклама» к каждому рекламному сообщению обязательна — в ней нужно указывать сведения о рекламодателе (название компании, ИНН, сайт).

Этап 4. Отчетность

  • Отчитываются все участники цепочки, если договором не предусмотрен иной вариант.
  • Статистика (по кликам, по показам) и Акт — это закрывающие документы. Они предоставляются в течение 30 дней, следующих за месяцем размещения рекламы.
  • Отчитываться нужно каждый месяц пока креатив находится на ресурсе рекламораспространителя. Креатив удаляется по истечении срока размещения по договору.
  • Рекламораспространитель и рекламное агентство не вправе передавать юридическую обязанность по отчетности, но вправе получить техническую помощь по передаче данных.

Что такое разаллокация?

Разаллокация по изначальным договорам — детализация, какая сумма акта относится к изначальному договору.

Разаллокация по креативам — детализация данных по каждому креативу, который рекламируется с привязкой к изначальному договору.

Как рекламировать по бартеру?

Для такой рекламы лучше заключить 2 договора:

1. на оказание услуг по распространению рекламы;

2. на куплю-продажу вещи/оказания услуги.

Необходимо указать одинаковые цены в обоих документах. В настоящих реалиях безвозмездные договоры придется превращать в возмездные.

Что делать, если я хочу распространить креатив через нескольких блогеров?

Необходимо заключить договоры со всеми блогерами и присвоить токен каждому креативу. 1 креатив = 1 токен.