На приеме семья с двухлетним мальчуганом и жалобой: «Не говорит». Пока я собираю анамнез, мальчик спокойно и очень тихо собирает конструктор. Молча. Но вдруг он встает, идет в сторону стеллажа с игрушками и я слышу громко, но очень неразборчиво сказанное какое-то подобие слова. Смотрю на родителей:
- Что он сейчас сказал?
- Да он же у нас не говорит! – родители снисходительны к моей невнимательности.
- Ну вот сейчас было какое-то слово, я не поняла. А вы?
- Мы ничего не слышали. Он ничего не говорит.
Во время приема ситуация еще несколько раз повторяется, но теперь я уже не прислушиваюсь, а наблюдаю за родителями. Никакой реакции. Они на самом деле не слышат.
***
Еще один малыш, на год старше. «Немного какие-то звуки издает. Нет, не говорит..» - вздыхает мама. Пока мы беседуем, мальчик играет, иногда я слышу какие-то звуки, похожие на слова. При очередной вокализации не выдерживаю:
- А что он сейчас сказал?
- Да мы и сами не понимаем, - хором отмахиваются родители. Я понимаю, что они не просто не понимают. Они и не желают понимать.
Педагогам очень хорошо известна родительская позиция «зачем с ним разговаривать – он ничего не понимает», а это, видимо, ее продолжение: «Вот когда будет говорить понятно – тогда и поговорим».
Ребенок не начнет разговаривать сам по себе, у него не возникнет такой потребности. Ребенок развивается только в контакте с говорящим взрослым, подражая ему. А чтобы возникло подражание - нужен эмоциональный контакт.
Про подражание сейчас уже все знают: чтобы ребенок заговорил, он должен слышать (и видеть) как это делают другие. Поэтому мы разговариваем с младенцами, поем им песенки, читаем сказки и потешки, играем в игры со словами (знаменитые «Ладушки»), проговариваем все свои действия. Но в четком следовании инструкциям родители забывают о том, что не надо превращаться в равнодушное радио. Важно не только говорить. Не менее важно говорить эмоционально, вызывая у ребенка отклик, побуждая его к повторению услышанного. И, конечно, важно откликаться на попытку младенца издать звук, радоваться, хвалить и ласкать его.
Малыш должен понять: взрослым очень нравится, когда он гулит, лепечет и, конечно, пытается говорить. У него должна закрепится положительная эмоциональная связь: вокализация = хорошо, радостно, ласково.
Поэтому любой звук, который издал артикуляционный аппарат неговорящего ребенка, тем более должен встречаться родителями с радостью и восторгом. Повторяйте то, что услышали от своего ребенка, пытайтесь понять смысл слова или «привязать» к этому слову какой-то смысл. Например, если малыш «сказал» что-то в то время, когда ему принесли кашу, пусть этот звук означает «каша», радостно повторите «каша», похвалите за то, что он сказал «каша». Пусть малыш произнесет сказанное еще раз, и вы услышите, что теперь это больше похоже на слово «каша». Обращайте внимание на все повторяющиеся вокализации, вполне возможно, что ребенок произносит их не случайно, а они что-то обозначают для него, пытайтесь понять из смысл, изменить произношение к более понятному.
Специалисты называют отсутствие мотивации одним из главных факторов задержки развития речи. А мотивация "вырастает" из положительного эмоционального заряда. Дать этот заряд - задача окружающих ребенка взрослых.
Психолог онлайн: 8-906-288-05-55 (WhatsApp,Viber, Telegram)
Читайте еще: