В обиход входит новое понятие мультифункциональная зона (МФЗ). Теперь заправка на федеральной трассе может быть открыта исключительно в составе МФЗ. Специальный термин впервые появился в поправках в Земельный кодекс и ряд других законов, разработанных Минтрансом РФ. Разберем по порядку.
Почему понадобились правила
Над проектом работали эксперты, которые рассчитали, что чрезмерное строительство одиночных АЗС на крупных скоростных магистралях усложняют движение. В мировой практике есть оптимальное расстояние между объектами дорожного сервиса. Они располагаются через 50–70 км. Оптимально размещать не одиночную АЗС, а строить полноценную мультифункциональную зону, которая будет включать заправку, фудкорт, зону отдыха, туалеты и душевые. Это позволит поддерживать высокую скорость движения на таких дорогах за счет уменьшения числа съездов к отдельным заправкам или кафе. К тому же такие комплексы становятся центром притяжения бизнеса.
На этих магистралях большой поток транспорта, а значит, и большое число клиентов. Как показывает мировая практика, бизнес обычно сам приходит на такие МФЗ, поскольку это выгодно. Поэтому и устанавливаются минимальные расстояние между такими комплексами, чтобы их не было слишком много на трассе и не было необходимости делать съезды через каждый километр.
В России расположение АЗС и сервисов на дорогах давно нуждалось в регулировании и нормах. Все они были больше "на словах". Термин "мультифункциональная зона" призван ввести единые правила строительства, которых впредь должны будут придерживаться.
Все ли трассы попадают под новые правила?
Правила будут распространяться на платные дороги М-11 «Нева», М-12 «Восток», ЦКАД, бесплатная магистраль М-9 «Балтия» (на участке от Москвы до Волоколамска) и ряд других дорог.
Если обращаться к официальным формулировкам, это автомобильные дороги первой категории – трассы, имеющие четыре и более полос для движения, центральную разделительную полосу, пересечения с другими дорогами на разных уровнях (для категории 1В допускаются пересечения на одном уровне со светофорами не чаще, чем через 5 км) и рассчитанные на проезд не менее 14 тыс. транспортных средств в сутки.
В документе отмечается, что на МФЗ должны быть расположены не менее двух объектов дорожного сервиса различного вида. Кроме того, на территории этих зон могут также размещаться «площадки отдыха, вертолетные площадки, площадки для размещения аварийно-спасательных служб и медицинские пункты, специализированные автостоянки служб эвакуации транспортных средств, сооружения связи, а также подобные объекты, обеспечивающие сервисные услуги для обслуживания участников дорожного движения».
Как понять, что перед вами МФЗ
Прежде всего подъезды к таким зонам должны быть оборудованы скоростными полосами, чтобы машины, съезжающие с основной магистрали или выезжающие на нее, могли безопасно сбросить или набрать скорость, не мешая другим водителям. Кроме того, водитель должен понимать, какие услуги может получить в данной притрассовой зоне. Речь идет о заблаговременном информировании и расположении соответствующих знаков.
Важно уточнить, что разработанные Минтрансом поправки касаются лишь новых комплексов, которые будут появляться на скоростных дорогах. Они не предполагают закрытия уже существующих на них АЗС.
Уход АЗС в мини-формат
Основной частью МФЗ останутся по-прежнему автозаправки. Тенденция к сокращению бензиновых двигателей рано или поздно приведет к тому, что будет меньше потребности заправляться жидким топливом. АЗС должны будут обновиться и оборудоваться зарядками для электромобилей. Некоторые уже начали внедрять зарядные станции. Новые АЗС уже не будут формировать огромные запасы топлива и хранить его подземных резервуарах. Наиболее удобный формат – мини АЗС с резервуаром, расположенным на поверхности.
То есть, если раньше потребность наполнить бак топливом была основной, что приводила водителей на АЗС, то в скором будущем это будет далеко не так. Для водителей мало, что изменится. Сетевые АЗС по-прежнему будут бороться за их любовь и внимание.
Ждём от АЗС перемен в лучшую сторону и высочайшего сервиса.