Я люблю цифры, и еще больше я люблю те цифры, которые описывают наш мир. Цифры - это инструмент для влияния, анализа и принятия решений.
Весь современный бизнес строится на цифрах. Цифра, описывающая ту или иную часть бизнес-системы, называется метрикой или ключевым показателем эффективности (KPI, от англ. - Key Performance Indicators).
В чем отличие "Метрики" от KPI (Ключевого показателя интенсивности)?
“Метрика” - это конкретный цифровой показатель. К примеру, за январь месяц было 15 098 кликов на сайт. Метрика не оценивает хороший это показатель или нет, она просто существует.
KPI (от англ. Key Performance Indicators) - это показатель эффективности человека, команды или компании, с помощью которого оценивается результат их работы. KPI также представляет собой целевой показатель (метрику), к которому мы стремимся в будущем.
Метрика, как системный инструмент
Любая количественная метрика - это число, которое замеряется в конкретный момент времени. Если мы получим несколько таких чисел, замеренных через равные интервалы времени, у нас получится график.
Метрики полезны тем, что к ним, независимо от того, что они измеряют, применимы одни и те же инструменты анализа. В действительности, сравнивая значения сегодня и вчера или в этом месяце и в прошлом, у нас получается два варианта: либо метрика выросла, либо упала. Когда количество значений увеличивается, понять тенденцию становится чуть сложнее, но эту задачу решает любой аналитик.
Для чего мы отслеживаем метрики?
- Для того, чтобы влиять на метрики. Видя определенный показатель, мы можем сделать управляющее воздействие, чтобы метрика выросла или снизилась, а затем, посмотрев на ее значения в будущем, проверяем, сработало ли наше воздействие так, как мы предполагали.
Например: чистая прибыль одного магазина за день. Бизнес хочет, чтобы эта метрика росла. Для этого директор магазина или топ-менеджмент компании могут предпринимать определённые управляющие воздействия. - Для того, чтобы отслеживать текущие состояние. Часто целью отслеживания метрик является отслеживание тренда. Мы следим за тем, чтобы всё шло так, как нужно, без отклонений от заданной траектории.
Например: время недоступности сайта. Бизнес хочет, чтобы этот показатель был равен нулю. Если он не равен нулю, значит что-то пошло не так. Нужно срочно что-то предпринять.
Какие бывают метрики?
Метрик великое множество. Здесь хочется привести самые основные категории метрик.
- Продуктовые метрики - помогают понять успешен ли наш продукт
Пример: LTV (Life Time Value / Прибыль за время жизни клиента), AOV (Average Order Value / средний чек), Retention / Возвращаемость клиента - Метрики маркетинга - помогают понять, успешно ли мы продвигаем свой продукт
Пример: ROI (Return On Investment / возврат инвестиций), ROMI (Return on Marketing Investment / коэффициент возврата маркетинговых инвестиций), CR (Conversion Rate / коэффициент конверсии), BR (Bounce Rate / показатель отказов), CPC (Cost Per Click / цена за клик), CPL (Cost per lead / стоимость лида) - Метрики доступности и производительности - помогают понять, доступна ли наша система, и справляется ли она с нагрузкой
Пример: MTTR (Mean Time tio Repair / среднее время отладки), Availability Percentage / Процент доступности, Frequency of Failure / Частота отказов - Метрики лояльности - помогают понять удовлетворен ли наш клиент
Пример: NPS (Net Promoter Score / индекс лояльности клиентов ), CSI (Customer Satisfaction Index / индекс удовлетворённости клиентов) - Финансовые метрики - помогают понять, все ли стабильно у нас с финансами
Пример: GMV (Gross Merchandise Value / оборот), EBITDA (Earnings Before Interest, Taxes, Depreciation and Amortization, Прибыль до вычета расходов по выплате процентов, налогов, износа и начисленной амортизации)
Важно понимать, что часто метрики связаны между собой, и категории для одной и той же метрики могут пересекаться.
Главная метрика для бизнеса?
Главная метрика для бизнеса - это прибыль. Именно она раскладывается на другие, более мелкие метрики, на которые бизнес хочет повлиять. При этом очень часто метрика не связана напрямую с прибылью. Это нормально, ведь бизнес - сложная система.
Например, не всегда повышение лояльности клиентов приводит к росту прибыли сразу. Но мы понимаем, что лояльные клиенты останутся с нами дольше и в итоге принесут больше прибыли, отдавая свой голос (рублём) за наш продукт.
Что такое опережающие (leading) и запаздывающие (lagging) метрики?
Запаздывающие метрики
Запаздывающие метрики описывают результат к которому мы хотим прийти. Но на них сложно влиять. И легко измерить.
Например, количество подписчиков в моем блоге. Я, как автор блога хочу увеличения количества подписчиков в блоге, но могу ли я сразу изменить это сегодня? Скорей всего нет.
Но, что я могу? Я могу увеличить количество написанных статей, удовлетворяющие определенным критериям качества. Это опережающая метрика, которая возможно в будущем позволит изменить запаздывающую метрику "количество подписчиков в блоге.
Опережающие метрики
Опережающие метрики описывают через какие действия мы можем прийти к результату. На них легко влиять, но не всегда ясно итоговое влияние на главный результат.
Если статья понравилась подписывайтесь на канал "Путь Agile" в телеграмм