Найти тему

Метрики или ключевые показатели эффективности

Оглавление

Я люблю цифры, и еще больше я люблю те цифры, которые описывают наш мир. Цифры - это инструмент для влияния, анализа и принятия решений.

Весь современный бизнес строится на цифрах. Цифра, описывающая ту или иную часть бизнес-системы, называется метрикой или ключевым показателем эффективности (KPI, от англ. - Key Performance Indicators).

В чем отличие "Метрики" от KPI (Ключевого показателя интенсивности)?

“Метрика” - это конкретный цифровой показатель. К примеру, за январь месяц было 15 098 кликов на сайт. Метрика не оценивает хороший это показатель или нет, она просто существует.

KPI (от англ. Key Performance Indicators) - это показатель эффективности человека, команды или компании, с помощью которого оценивается результат их работы. KPI также представляет собой целевой показатель (метрику), к которому мы стремимся в будущем.

Метрика, как системный инструмент

Любая количественная метрика - это число, которое замеряется в конкретный момент времени. Если мы получим несколько таких чисел, замеренных через равные интервалы времени, у нас получится график.

Метрики полезны тем, что к ним, независимо от того, что они измеряют, применимы одни и те же инструменты анализа. В действительности, сравнивая значения сегодня и вчера или в этом месяце и в прошлом, у нас получается два варианта: либо метрика выросла, либо упала. Когда количество значений увеличивается, понять тенденцию становится чуть сложнее, но эту задачу решает любой аналитик.

Для чего мы отслеживаем метрики?

  1. Для того, чтобы влиять на метрики. Видя определенный показатель, мы можем сделать управляющее воздействие, чтобы метрика выросла или снизилась, а затем, посмотрев на ее значения в будущем, проверяем, сработало ли наше воздействие так, как мы предполагали.

    Например: чистая прибыль одного магазина за день. Бизнес хочет, чтобы эта метрика росла. Для этого директор магазина или топ-менеджмент компании могут предпринимать определённые управляющие воздействия.
  2. Для того, чтобы отслеживать текущие состояние. Часто целью отслеживания метрик является отслеживание тренда. Мы следим за тем, чтобы всё шло так, как нужно, без отклонений от заданной траектории.

    Например: время недоступности сайта. Бизнес хочет, чтобы этот показатель был равен нулю. Если он не равен нулю, значит что-то пошло не так. Нужно срочно что-то предпринять.

Какие бывают метрики?

Метрик великое множество. Здесь хочется привести самые основные категории метрик.

  • Продуктовые метрики - помогают понять успешен ли наш продукт
    Пример: LTV (Life Time Value / Прибыль за время жизни клиента), AOV (Average Order Value / средний чек), Retention / Возвращаемость клиента
  • Метрики маркетинга - помогают понять, успешно ли мы продвигаем свой продукт
    Пример: ROI (Return On Investment / возврат инвестиций), ROMI (Return on Marketing Investment / коэффициент возврата маркетинговых инвестиций), CR (Conversion Rate /
    коэффициент конверсии), BR (Bounce Rate / показатель отказов), CPC (Cost Per Click / цена за клик), CPL (Cost per lead / стоимость лида)
  • Метрики доступности и производительности - помогают понять, доступна ли наша система, и справляется ли она с нагрузкой
    Пример: MTTR (Mean Time tio Repair / среднее время отладки), Availability Percentage / Процент доступности, Frequency of Failure / Частота отказов
  • Метрики лояльности - помогают понять удовлетворен ли наш клиент
    Пример: NPS (Net Promoter Score / индекс лояльности клиентов ), CSI (Customer Satisfaction Index
    / индекс удовлетворённости клиентов)
  • Финансовые метрики - помогают понять, все ли стабильно у нас с финансами
    Пример: GMV (Gross Merchandise Value / оборот), EBITDA (Earnings Before Interest, Taxes, Depreciation and Amortization
    , Прибыль до вычета расходов по выплате процентов, налогов, износа и начисленной амортизации)

Важно понимать, что часто метрики связаны между собой, и категории для одной и той же метрики могут пересекаться.

Главная метрика для бизнеса?

Главная метрика для бизнеса - это прибыль. Именно она раскладывается на другие, более мелкие метрики, на которые бизнес хочет повлиять. При этом очень часто метрика не связана напрямую с прибылью. Это нормально, ведь бизнес - сложная система.

Например, не всегда повышение лояльности клиентов приводит к росту прибыли сразу. Но мы понимаем, что лояльные клиенты останутся с нами дольше и в итоге принесут больше прибыли, отдавая свой голос (рублём) за наш продукт.

Что такое опережающие (leading) и запаздывающие (lagging) метрики?

Запаздывающие метрики

Запаздывающие метрики описывают результат к которому мы хотим прийти. Но на них сложно влиять. И легко измерить.

Например, количество подписчиков в моем блоге. Я, как автор блога хочу увеличения количества подписчиков в блоге, но могу ли я сразу изменить это сегодня? Скорей всего нет.

Но, что я могу? Я могу увеличить количество написанных статей, удовлетворяющие определенным критериям качества. Это опережающая метрика, которая возможно в будущем позволит изменить запаздывающую метрику "количество подписчиков в блоге.

Опережающие метрики

Опережающие метрики описывают через какие действия мы можем прийти к результату. На них легко влиять, но не всегда ясно итоговое влияние на главный результат.

Если статья понравилась подписывайтесь на канал "Путь Agile" в телеграмм

Редактировать галереюДобавьте описание
Редактировать галереюДобавьте описание