Кейс - получить защиту от папы и уверенность в социуме
Если этого не было никогда, это не значит, что этого не будет никогда /Н.Д. Линде/
Я редко описываю кейсы клиентов, просто не хватает на это времени. Но вчера сидела до 11 вечера за компом, просто потому что этот случай был такой сильный и мощный, что очень хотелось не забыть детали и поделиться им с вами.
С Настей мы работаем уже давно, и я знаю прекрасно ее историю. Мама воспитывала ее одна, так как ребенок был зачат вне брака от женатого мужчины, который отказался признавать факт своего отцовства. И у Насти даже отчество было другое, просто «с потолка» написанное в ЗАГСе. Хотя, интересный факт, что год назад она поменяла свое отчество на родное, признав тем самым своего отца. «Даже если он меня никогда не признавал, то я его себе разрешила принять как своего родного отца». Это все предыстория, а вот как необычным образом прошла наша с ней последняя сессия.
Настя пришла с просьбой помочь ей справиться с чувством напряжения и небезопасности на новой работе. Две недели она уже работает в таком помещении, что ее непосредственная начальница сидит у нее в нескольких метрах за спиной. И Настя «затылком ее чувствует».
- Когда ее нет, я спокойна и уверенна. Но когда я знаю что она там, и может наблюдать за мной, что я делаю, я вся в напряжении и постоянно внутренним взором держу на ней фокус внимания. У меня тревога, когда она рядом. Я понимаю, что это не рационально, она мне ничего плохого не делает. Но я боюсь ее осуждения или крика, что заметят какую-то мою ошибку, и мне тут же прилетит.
Настин запрос мне кажется очень понятным, ведь начальство на работе - это родительская фигура, кого-то она ей напоминает с детства. И я помню, что мы уже работали с тем, что ее часто ругала мама, могла неожиданно на нее сорваться, накричать или даже стукнуть. Конечно ребенок рос в тотальном напряжении и постоянном ожидании, что вот в любой момент от мамы что-то прилетит. И нужно быть начеку. Отсюда и тревога. Такую гипотезу я себе сразу в голове нарисовала.
Говорю Насте: - Знаешь, нам конечно нужно проработать твою детскую травму, но и еще защиту нужно нарастить. Такое ощущение, что твой внутренний ребенок так беззащитный и смотрит у тебя через затылок на начальницу. Чтобы знать когда увернуться. А базовой защищенности нет совсем.
Но вот как развернулась наша сессия, когда мы стали работать в эмоционально-образном подходе, заглядывая в бессознательное, которое лучше нас знает какой материал в психике сейчас активировался. И что именно сейчас эффективнее всего стоит проработать.
Поэтому я предпочитаю заходить с телесных симптомов, так как тело напрямую связано с бессознательным. Спрашиваю:
- А какие ощущения у тебя в теле, когда ты там на работе сидишь? Представь себя там сейчас, когда начальница за спиной.
- У меня с животе, точнее в солнечном сплетении сильный спазм, все зажато... Я маленькая, хочу сжаться, спрятаться.
Я предлагаю пока только понаблюдать это ощущение. И тут у Насти идут какие-то осознания, она представляет себя маленькой девочкой, которая научилась сама на себя полагаться. И вдруг резко всплывает новый симптом (вот это я люблю больше всего - так как таким образом поднимается еще более глубокий пласт информации из бессознательного, тело начинает сигналить очень ярко).
- Ой, как сильно сейчас горло сдавило, аж больно! Как будто на мне толстая металлическая пластина и цепь к ней приделана. Я как будто на цепи... О, и еще кандалы на руках и ногах. Все тело сковало.
Сначала я уточняю куда ведет цепь - но не видно, скованность не дает посмотреть назад и боль усиливается. Тогда предлагаю сразу же отделить от себя этот образ. Используем «парадоксальное разрешение»:
- Я не буду тебя сковывать, я даю тебе свободу, я тебя снимаю и не позволю меня сковывать.
Образ достаточно легко отделяется, и тогда мы его исследуем уже без боли и напряжения. Мой первый вопрос к нему, и он же оказался и последним:
- Покажи на какую Настю изначально ты был одет? Какая девочка подвергалась такому сковыванию.
Настя видит образ себя - младенца, которую туго-претуго запеленали по рукам и ногам. Мы с ней немного обсуждаем тему нужно ли пеленать детей, как она к этому относится. И у нее есть эта установка из совкового прошлого, что детям это нужно, что они так себя спокойнее чувствуют. Мы быстро убираем эту установку и я предлагаю ей распеленать ребенка и дать ей побыть голышом на свежем воздухе. Пообщаться с ней, пообещать, что больше никто не будет ее так пеленать и лишать свободы. Идем дальше на ресурс, предлагаю взять малышку на ручки, дать ей много любви, тепла и внимания. Проходит несколько минут в милом контакте Насти-взрослой с ее внутренней малышкой.
Помню, что зажато было еще горло, поэтому спрашиваю а как оно сейчас? И Настя отвечает, что похоже крик застрял. Обсуждаем тему соски - да, конечно, пытались ребенка соской затыкать. Но Настя говорит, что она была упорная девочка и ее все время выплевывала (мама ей так рассказывала). Предлагаю разрешить малышке кричать сколько ей хочется. И с гордостью показать ее миру - приподнять на ручках и сказать: «Ты имеешь право заявить о себе!»
И вот тут у Насти начинается новый симптом - пошло не просто сопротивление, бессознательное выдает новую порцию материала. У нее в руках появляется бессилие, вялость, уже не может удержать ребенка.
- Мне стыдно себя показать миру, я ведь незаконнорожденная. Мир меня не принимает. И этот стыд сейчас по всему телу как серый туман меня окутывает и лишает сил. Я ведь недостойна жить...
Прошу Настю немного подышать, делаем практику из ImTT-терапии, когда проживаем эмоцию через визуализацию и дыхание одновременно. Туман уходит, тело наполняется энергией свежего горного воздуха.
И тут еще очередной сюрприз - ох, люблю я эти сюрпризы от бессознательного! Настя обнаруживает, что там внутри нее сидит какая-то зеленая живая клякса и говорит ворчливым голосом, чтобы ее не трогали и она тут живет... Мы ее немного исследуем, и по всем признакам я понимаю, что это нее ее часть личности, а переданная ей от кого-то. А так как мы работаем с новорожденным младенцем, то это вероятно и произошло в том возрасте, когда она родилась или раньше.
Предлагаю Насте представить своих родителей, а также близких родственников, что вот они стоят сейчас перед ней. И мы просто экспериментируем, предлагая этой «кляксе» выбрать того, от кого она была передана младенцу. Клякса не долго думая идет к папе и обнимает его за ногу. Папа ее отпихивает, отказывается принимать.
Далее идет достаточно долгая работа над воссоединением папиной части с его образом. Не буду ее описывать, поясню просто смысл произошедшего. Когда отец узнал, что у него будет ребенок «на стороне», он испытал сильный стыд, позор, возможно вину и у него похоже произошел раскол личности... Стыд и отрицание транслировались беременной женщине, и ребенок скорее всего еще в перинаталке получил эту дозу папиного материала.
Может возникнуть вопрос - зачем мы работали с папиным образом? Ну отдали бы обратно - и дело с концом! Но у меня в голове четко сидела в этот момент мысль - пора уже Насте получить в свою жизнь любящего отца. Да, это не было на самом деле, но в нашей психике оно должно случиться! Как говорит Н.Д. Линде: «Если этого не было никогда, это не значит, что этого не будет никогда!» Так как ребенку важно иметь папину защиту и принятие. А тем более запрос Насти изначально на эту сессию был про незащищенность.
И я уже неоднократно так делала, когда мы прорабатывая образ неблагополучного родителя, его внутренний конфликт, меняем в психике все так, что родитель становится ресурсным. На этом моменте я обычно всегда говорю клиентам: «Мы никак не воздействуем на твоего настоящего родителя сейчас, но мы трансформируем образ в твоей психике. Чтобы у тебя был внутренний любящий родитель. Это важно! Мы идем к тому, чтобы во внутреннем мире клиента не было конфликтов между детской и взрослой частями. Чтобы внутренняя семейная система была полноценной и поддерживающей ребенка».
Вобщем, после некоторых «танцев с бубнами» мы убрали папин внутренний конфликт и соединили две расколотые части личности - и действительно у нас образ папы резко поменялся - он стал сильным, уверенным. И самое главное - принимающим! Прожив его стыд, и решив его конфликт (ведь он сам себя не принимал), мы теперь можем доверить Настину детскую часть ему.
Дальше было все так ресурсно, что у меня до сих пор мурашки бегают, даже когда пишу эти строки. Я как психолог, иногда славливаю экстаз клиента, когда такие вещи происходят. И это действительно было мощно!
Папа не просто принял девочку. Он шел, гордо показывая ее всему миру и всем людям и повторял: «Это моя дочь! Смотрите какая она у меня!» Там было много принятия, гордости, достоинства, силы.
Я предложила Насти побыть этим младенцем у папы на ручках. И особенно уделила внимание ощущениям в области затылка и спины. Чтобы она прочувствовала этим местом сильные папины руки - как они ее защищают, дают поддержку, уверенность. Таким образом мы сформировали самую важную базовую защиту, которую она совсем не получала в своем детстве.
- Он несет меня с достоинством в этот мир! Я чувствую себя любимой папиной дочкой! И я теперь могу закричать, заявить о себе! И мне это можно! И папа меня поддерживает! Чем больше я кричу, тем больше люди радуются: «О, какая сильная малышка!» А еще он принес меня показать своим родителями, и они меня принимают...
Слезы умиления от нового необычного опыта. Ведь Настя никогда не видела своих бабушку и дедушку по папиной линии. Дальше мы немного поработали еще с папиным родом, чтобы он ее тоже принял и дал благословения и защиту.
В конце всей этой истории, после восстановления целостности и принятия всех ресурсов, предлагаю Насте вернуться в настоящее:
- Как ты сейчас будешь себя чувствовать на своем рабочем месте, когда начальница за спиной сидит?
- О, у меня такое ощущение защиты, она просто непробиваемая. Я спокойна. Как будто папа стоимт у меня за спиной и крепко меня обнимает. И еще я чувствую, что могу идти своим путем, мне нечего бояться. И мне не нужно отстаивать что-то. Это невероятное ощущение поддержки! Неужели я теперь буду так чувствовать всегда?!
- Да, разреши себе жить теперь всегда с этим чувством, что папа меня принял и всегда-всегда защищает и поддерживает внутри. Это твое законное право!
Заканчиваю писать и чувствую, что подкатывают слезы уже у меня самой. От восхищения как это бывает! Какой мощный процесс сейчас произошел, какая важная трансформация случилась! И Господь просто позволил мне побыть немного инструментом в Его руках, чтобы совершить такой переворот в психике Насти.
Много разных случаев бывает в моей ежедневной практике, иногда фантастических, иногда тяжелых, с большим сопротивлением. Но вот такие яркие и мощные, как тот, что я описала, случаются лишь иногда. И это зависит по большей части не от меня, а чаще от самого клиента, насколько он готов свершить этот переворот внутри. А Настя была уже готова, ведь она сама решила, что примет папу официально... А этот процесс - лишь следствие ее когда-то принятого решения.
С любовью и заботой о Вас,
Александрова Марина
Психолог, коуч, травматерапевт (EMDR и ЭОТ)
8-961-994-2968 WhatsApp
Бесплатные групповые разборы на моем телеграм-канале: https://t.me/+QmpjaUNztxNiOWIy
Подписывайся - и сможешь поучаствовать!
Автор: Александрова Марина Владимировна
Психолог, Коуч терапия-психотравмы-ЭОТ-EMDR
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru