Найти в Дзене
Непознанное

6 бардо: как пережить рождение, смерть и перерождение по учениям буддизма

Оглавление

Бардо: учения о переживании рождения, смерти и перерождения

Бардо — это тибетское слово, означающее «между» (бар) и «место» или «остров» (до). Это термин для обозначения стадий переживания, которые проходят живые существа в процессе рождения, смерти и перерождения. Бардо — это учения, которые передал Будда Шакьямуни, Гуру Падмасамбхава, в свою очередь принес их в Тибет.

Природа ума и переживания

Учения бардо раскрывают нам нетленную и непрерывную природу ума и переживания. Они относятся как к смерти, так и к жизни. Если мы осознаем, что происходит с нами сейчас, мы можем быть уверены в будущем.

По учениям Будды, все живые существа изначально чисты и просветлены. Но из-за неведения мы становимся привязанными к своему «я» и попадаем в заблуждение. Пока мы в заблуждении, наша истинная природа скрыта. Бардо — это промежуток между заблуждением и пробуждением. Все наши скитания в этом промежутке — это бардо. Пока мы не обретём просветления, все наше знание, чувство и опыт — это бардо. Мы всегда находимся в промежуточном состоянии. Это будет так, пока мы не избавимся от двойственности, веря в реальность «себя» и мира.

Бардо не существует вне нас. Это наше переживание. Это важно понять. Не думайте, что бардо — это только определенные периоды. Вся вселенная — сансара и нирвана — в бардо. С момента засыпания и до пробуждения мы в бардо. Мы в бардо, пока привязаны к «я».

-2

Шесть бардо

Гуру Падмасамбхава выделил шесть разных бардо, каждое из которых имеет свои особенности и практики.

Кенэ, бардо рождения и жизни

Первое бардо — кенэ, бардо рождения и жизни — длится с момента зачатия в чреве матери и до вашего последнего дыхания, когда сознание покидает тело в момент смерти. Это самое длинное и сложное бардо, в котором мы испытываем множество страданий и радостей, зависимых от нашей кармы и эмоций. В этом бардо мы можем практиковать различные методы, чтобы очистить наш ум от заблуждений и развить нашу мудрость и сострадание.

Милам, бардо сновидений

Второе бардо — милам, бардо сновидений — в других учениях считают частью первого бардо, потому что в течение жизни мы часто спим и видим сны. Существуют способы объединять состояние сна с практикой, так что даже во время сна мы можем продвигаться по духовному пути. Сны — это проявление нашего подсознания, которое отражает наши желания, страхи, надежды и привязанности. Сны также могут быть предвестниками будущих событий или сообщениями от наших учителей и защитников. В этом бардо мы можем практиковать осознанные сны, в которых мы осознаем, что мы спим и видим сны, и можем управлять ими. Это помогает нам развить нашу осознанность и преодолеть наши эмоциональные привязанности.

Самтэн, бардо медитации

Третье бардо — самтэн, бардо медитации — считается, что с этим бардо знакомы только те, кто медитирует, или ищет внутреннего мира и понимания. Начало и длительность этого бардо зависят от способностей практика. Бардо медитации также считают частью бардо жизни. Медитация — это основной способ развития духовного прозрения и понимания. Она позволяет нам, избежав смущения бардо, оказаться в ясности изначальной природы. В этом бардо мы можем практиковать различные виды медитации, такие как шаматха, випассана, тонглен, мантры, визуализации и т.д. Это помогает нам очищать наш ум от препятствий и развивать наши добродетели.

Чикей, бардо умирания

Четвертое бардо — чикей, бардо умирания — начинается с момента появления внешних и внутренних признаков смерти, длится во время растворения элементов и заканчивается с последним выдохом или же несколькими минутами позже, когда полностью прекратится внутреннее дыхание. Это самое критическое и важное бардо, в котором мы можем достичь просветления, если мы хорошо подготовлены и имеем поддержку наших учителей и практик. В этом бардо мы можем практиковать фазы смерти, которые соответствуют растворению четырех элементов: земли, воды, огня и воздуха. Когда эти элементы растворяются, мы переживаем различные видения и ощущения, которые могут быть как приятными, так и неприятными. В конце этого бардо мы сталкиваемся с ясным светом, который является проявлением нашей изначальной природы. Если мы узнаем этот свет, мы можем освободиться от цикла сансары. Если нет, то мы продолжаем наше скитание в следующем бардо.

Чони, бардо ясного света дхарматы

Пятое бардо — чони, бардо ясного света дхарматы — начинается сразу после последнего выдоха. Этот внешний признак обычно считают моментом смерти. Однако внутри продолжаются тонкие движения пран, которые продолжают последовательно растворяться. На этом этапе энергии в форме звуков и светов, необъяснимые с обычной точки зрения, проявляются и вспыхивают с необычайной силой. В учениях Дзогчен эти проявления называются видениями тогал, они возникают сами собой, без усилий с чьей-либо стороны. Вместе с этими проявлениями возникает переживание глубокого покоя и изначальной осознанности. Продолжительность этих процессов может быть различной, от одной секунды до получаса и более.

Это самое благоприятное и возвышенное бардо, в котором мы можем осознать нашу истинную природу, которая является ясным светом дхарматы. Этот ясный свет — это не что иное, как наш собственный ум, очищенный от всех заблуждений и концепций. Это состояние называют также самантабхадра, или всеобъемлющее благо. Это состояние присуще всем живым существам, но большинство из нас не знают об этом и не могут его распознать. Если мы распознаем этот ясный свет, мы достигаем просветления в одно мгновение. Если нет, мы продолжаем наше скитание в сансаре.

Для того, чтобы распознать ясный свет, необходимо иметь опыт медитации на изначальную осознанность (ригпа) при жизни. Это осознанность, которая не зависит от объектов, мыслей, эмоций или слов. Это осознанность, которая не рождается и не умирает, не прибывает и не уходит, не увеличивается и не уменьшается. Это осознанность, которая является сущностью нашего ума и всех явлений. Это осознанность, которая является единством пустоты и ясности, мудрости и сострадания, блаженства и покоя.

Если мы имеем опыт медитации на изначальную осознанность при жизни, мы можем вспомнить ее в момент смерти и распознать ясный свет. Если мы не имеем такого опыта, нам нужна помощь наших учителей и практик, которые могут напомнить нам о нашей истинной природе. В этом случае мы можем практиковать фазы растворения пран, которые соответствуют появлению различных видений и ощущений. Когда мы видим эти видения, мы не должны бояться их или привязываться к ним. Мы должны понимать, что они являются проявлениями нашего собственного ума и не имеют никакой субстанциальности. Мы должны практиковать осознанность и преданность, сосредоточиваясь на наших учителях, защитниках, мантрах или символах. Мы должны принять эти видения как благословения и возможности для пробуждения.

-3

Сипэй, бардо становления, или бытия

Шестое бардо — сипэй, бардо становления, или бытия — это последняя стадия перед перерождением. Обычные существа, которые при жизни никогда не практиковали и в момент смерти не смогли узнать ясный свет, обычно пребывают в помрачении, находясь в пятом бардо, бардо ясного света. В итоге они оказываются в шестом бардо, где в видениях им являются их будущие родители и они вновь зачинаются в чреве матери. В среднем период между смертью и новым рождением длится сорок девять дней, хотя он может быть и гораздо более коротким, всего дня три. Он не одинаков для всех. При определенных обстоятельствах он может быть намного длиннее, но в среднем продолжается сорок девять дней.

Это бардо, в котором мы подвержены влиянию нашей кармы и эмоций, которые определяют наше будущее перерождение. В этом бардо мы можем видеть различные видения, которые отражают наши желания, страхи, ненависть, зависть и т.д. Мы можем видеть себя в разных мирах, в разных формах, в разных ситуациях. Мы можем видеть себя как богов, демонов, животных, претов, адских существ или людей. Мы можем видеть себя как мужчин или женщин, как богатых или бедных, как здоровых или больных, как счастливых или несчастных. Мы можем видеть себя как учеников или учителей, как друзей или врагов, как родственников или незнакомцев. Мы можем видеть себя как жертв или обидчиков, как мирных или насильственных, как мудрых или глупых. Мы можем видеть себя как тех, кто практикует или не практикует, как тех, кто верит или не верит, как тех, кто любит или не любит.

Все эти видения — это проявления нашего собственного ума, который подвержен кармическим силам и эмоциональным реакциям. Они не имеют никакой реальности, но мы принимаем их за реальность и привязываемся к ним. Мы ищем удовлетворения наших желаний и избегаем наших страхов. Мы преследуем то, что нам нравится, и отталкиваем то, что нам не нравится. Мы действуем по нашим привычкам и влечениям, не осознавая, что мы создаем новую карму и новые страдания.

В этом бардо мы можем практиковать осознанность и преданность, чтобы не поддаваться нашим эмоциям и не привязываться к нашим видениям. Мы должны помнить, что все эти видения — это иллюзии, которые не имеют никакой сущности. Мы должны понимать, что наше истинное прибежище — это Будда, Дхарма и Сангха, которые могут защитить нас от сансары. Мы должны молиться и просить о помощи наших учителей, защитников, бодхисаттв и тар. Мы должны следовать их наставлениям и держаться их благословений. Мы должны стремиться к просветлению ради всех живых существ.

Если мы практикуем таким образом, мы можем избежать неблагоприятных перерождений и достичь благоприятных условий для продолжения нашего духовного пути. Мы можем родиться в чистых землях, где мы можем встретиться с нашими учителями и получить их учения. Мы можем родиться в человеческом мире, где мы можем встретиться с Буддой Шакьямуни и его учениками. Мы можем родиться в мирах, где мы можем практиковать Дхарму и помогать другим существам. Мы можем родиться в мирах, где мы можем достичь просветления и освободиться от сансары.

Заключение

Бардо — это учения, которые помогают нам понять нашу природу и переживание в процессе рождения, смерти и перерождения. Бардо — это учения, которые помогают нам преодолеть наше заблуждение и достичь нашего пробуждения. Бардо — это учения, которые помогают нам освободить себя и всех живых существ от страданий и принести им счастье и благо.

Бардо — это не только теория, но и практика. Бардо — это не только учения о смерти, но и учения о жизни. Бардо — это не только учения о будущем, но и учения о настоящем. Бардо — это не только учения о переживании, но и учения о преображении.

Бардо — это учения, которые открывают нам дверь к изначальной осознанности, ясному свету, всеобъемлющему благу. Бардо — это учения, которые открывают нам дверь к просветлению.

Что вы думаете о прочитанном?

В следующей статье мы рассмотрим другую интересную тему.

Подпишитесь на наш канал https://dzen.ru/id/654a15d41da49e5cd4b9274f?share_to=link, чтобы первыми узнавать о новых публикациях и получать эксклюзивный контент!

➡️ Делитесь своими мнениями в комментариях!

🔮Вместе мы познаем непознанное!