Найти тему
Aristologia

9 самых красивых ювелирных изделий императорского дома Романовых

Оглавление

Сегодня, 31 января – Всемирный день ювелира, и я решила написать статью о самых красивых ювелирных изделиях российской императорской семьи. Выбор абсолютно субъективный.

1. Бармы царя Алексея Михайловича

-2

Драгоценные бармы (оплечье) были изготовлены для церемонии венчания на царство царя Алексея Михайловича в 1662 году греческими ювелирами в Стамбуле. Бармы состояли из восьми медальонов, нашитых серебряный алтабас – ткань, напоминающая парчу. На медальонах с изумительной виртуозностью с помощью эмали были выложены композиции на религиозную тематику: Богоматерь с младенцем на престоле, Константин и Елена, аллегорические картинки на темы псалмов Давида.

Алексей Михайлович сам выбирал сюжеты для композиций, придавая им огромное значение, ведь новые регалии должны были подчеркнуть роль православного царя в религиозной и светской жизни всего мира.

-4

В описи царской казны 1682 года медальонов уже семь и нашиты они на белый атлас. В настоящее время бармы царя Алексея Михайловича хранятся в коллекции Оружейной палаты Московского кремля.

2. Алмазная шапка Ивана V Алексеевича

-5

Этот драгоценный венец был изготовлен для венчания на царство царя Ивана Алексеевича, который вступал на престол вместе со своим младшим братом Петром Алексеевичем (будущим императором Петром I) в 1682 году. Для Петра тоже изготовили алмазную шапку, но убор Ивана Алексеевича выглядит более изысканно, так как в нем отсутствуют цветные камни.

-6

К внутреннему золотому каркасу шапки прикреплен внешний каркас, который представляет собой сплошную плетёнку из украшенных алмазами узоров. К нижней части внешнего каркаса присоединена диадема, которая состоит из 12 алмазных запон-узоров. Шапку венчает бриллиантовый крест. По низу шапка оторочена традиционным соболиным мехом.

-7

Всего золотой каркас шапки содержит более чем 900 алмазов.

В конце 2010-х годов шапка подверглась масштабной реставрации. В настоящее время она находится в Оружейной палате Московского кремля.

3. Большая императорская корона

-8

Большая императорская корона была изготовлена для церемонии коронации императрицы Екатерины II в 1762 году. До этого для каждой новой коронации изготавливалась собственная корона, которая потом, как правило разбиралась и камни с нее использовались для изготовления других драгоценностей. Но Екатерина велела создать вещь на века, и ее Большая императорская корона возлагалась на головы всех российских императоров вплоть до Николая II.

Корона стала совместным творением многих мастеров, но главных было два – ювелиры Жереми (Иеремия) Позье и Георг Фридрих Экарт.

Рисунок короны исполнен символики. Полушария украшают четырехлистники и лавровые листья – символы славы империи; гирлянда из дубовых лисье с желудями – символ прочности государственной власти; крест на срединной арке – символ духовной власти.

-10
-11
-12
-13

В то же время, по замыслу императрицы, мастера создавали ювелирное изделие, которое должно было поражать богатством, роскошью и красотой: корона классической для российских государей формы изготовлена из серебра (специально был выбран белый металл) и украшена 4936 бриллиантами и 75 абсолютно ровными, высочайшего качества жемчужинами. Под бриллиантовым крестом установлена редкого насыщенного тона благородная шпинель весом пости в 400 каратов.

-14

С 1991-го корона является неотчуждаемой государственной собственностью и не подлежит вывозу за территорию Московского Кремля.

4. Алмаз «Шах»

-15

Алмаз «Шах» нельзя было бы назвать ювелирным изделием, если бы не его уникальные гравировки.

Алмаз был предположительно обнаружен в копях Голконды в конце XV века. Он имеет форму сильно вытянутого восьмиугольника с плоскими гранями. Камень сохранился почти в нетронутом виде: он не огранен, а лишь отполирован. Он безукоризненно прозрачен, но имеет ярко выраженны желтовато-бурый нацвет. Вначале он принадлежал Великим Моголам Индии, потом перешел в сокровищницу шахов Ирана.

Согласно самой распространённой версии, алмаз «Шах» был подарен русскому правительству персидским принцем Хосрев-Мирзой в качестве компенсации за убийство Александра Грибоедова 30 января 1829 года.

Необыкновенной особенностью «Шаха» являются три надписи, выгравированные на в разное время его гранях: имена владельцев алмаза и даты по восточному календарю. Специалисты до сих пор не пишли к едтному мнению о том, как были нанесены эти надписи на алмаз – самый твердый природный материал.

Предположительно, первая гравировка была нанесена при помощи другого алмаза в течение многих месяцев или даже лет, а две последующие – с помощью раскаленного жележного клише.

-16

В настоящее время алмаз «Шах» находится в коллекции Алмазного фонда России.

5. Бриллиантовая диадема Елизаветы Алексеевны

-17

Диадема императрицы Елизаветы Алексеевны входила в свадебный убор великих княжон дома Романовых.

-18

Она отличается простой и элегантной формой: чуть вытянутый треугольник, заполненный четким и ясным рисунком, выложенным бриллиантами. Контур треугольника формируют большие каплевидные бриллианты. Полоса из таких же каплевидных бриллиантов проходит по горизонтальному центру диадемы, причем эти бриллианты не закреплены, а подвешены. При малейшем движении головы они подрагивали и мерцали, создавая вокруг диадемы сияющий ореол.

-19

В центе диадемы на подложку из красной фольги помещён светло-розовый бриллиант массой 13,35 карата.

Диадема сочетает в себе черты древнегреческой тиары и русского кокошника.

Она была изготовлена примерно в 1810 году. Имя ювелира, создавшего эту красоту, к сожалению, неизвестно.

Впрочем, есть версия, что она была изготовлена в 1800 году мастерской братьев Дюваль для императрицы Марии Федоровны, супруги Павла I.

-20

В настоящее время она хранится в коллекции Алмазного фонда России.

6. Диадема с колосьями

-21

Это моя самая любимая диадема из романовских, потому что она не похожа ни на какие другие и очень русская по духу.

Она была создана для вдовствующей императрицы Марии Федоровны (жены императора Павла I) мастерской братьев Дюваль.

Композиция диадемы состояла из шести стремящихся к центру золотых колосков, между которыми будто прорастают стебли льна. В центре – огромный, 37-каратрый золотистый лейкосапфир, символизирующий солнце.

К сожалению, советская власть решила, что диадема не представляет особой исторической или художественной ценности и продала ее в 1927 году на лондонском аукционе «Кристи». С тех пор ее судьба неизвестна.

В 1980 году ювелиры ГОХРАНа Виктор Николаев и Геннадий Алексахин создали реплику диадемы с колосьями из золота, платины и бриллиантов, которая получила название «Русское поле».

-22

И хотя эта диадема не точно воссоздаёт утраченную, она все равно невероятно прекрасна. Ее можно увидеть в Алмазом фонде.

7. Эгрет-фонтан и серьги-каскад императрицы Елизаветы Петровны

-23

Прихотливой формы эгреты – украшения для причёски и шляпы – были популярными дополнениями парадных туалетов на протяжении всего XVIII века. Эгрет императрицы выполнен в виде сверкающих струй фонтана. Бриллиантовые «струи» упруго взмывают вверх и опускаются вниз: на их концах покачиваются «капли» из ярко-синих цейлонских сапфиров.

В пару к эгрету шли серьги-каскады с сапфирами и бриллиантами.

Комплект был изготовлен в середине 1750-х готов и сейчас находится в коллекции Алмазного фонда.

8. Брошь императрицы Елизаветы Петровны «Большой букет»

-24

Задолго до того, как стать одним из создателей Большой императорской короны, Иеремия Позье прославился изготовлением необыкновенно милых вещичек по цветочным мотивам. Одно из немногих изделий мастера, дошедшее до наших дней – брошь императрицы Елизаветы Петровны в виде букета цветов.

-25

Изюминкой работ мастера было крепление деталей на крошечных пружинках, благодаря чему каждый цветочек и стебелек подрагивал, создавая иллюзию «живого» букета, а камни искрились и переливались сильнее, чем обычно.

В настоящее время брошь находится в коллекции Алмазного фонда.

9. Пасхальные яйца фирмы Фаберже

Трудно найти ювелира более известного, чем Карл Фаберже, и еще труднее выделить какое-нибудь одно из его легендарных пасхальных яиц, которых он создал великое множество.

Поэтому я выбрала несколько.

Пасхально яйцо-часы с букетом лилий в стиле Людовика XVI. Подарок императора Александра III императрице Марии Федоровне.

Пасхальное яйцо «Клевер», выполненное в технике витражной эмали. Подарок императора Николая II императрице Александре Федоровне.

Пасхальное яйцо «300-летие дома Романовых с сюрпризом – вращающимся земным шаром.

Пасхальное яйцо «Корзинка с букетом полевых цветов». Сюрприз яйца утрачен.

-29

Пасхальное яйцо «Коронационное» с сюрпризом – императорской каретой.

-30

Первые три яйца хранятся в Оружейной палате Московского кремля, яйцо-корзинка с цветами находится в коллекции британской императорской семьи, а «Коронационное» - в музее Фаберже в Санкт-Петербурге.