Сегодня, 31 января – Всемирный день ювелира, и я решила написать статью о самых красивых ювелирных изделиях российской императорской семьи. Выбор абсолютно субъективный.
1. Бармы царя Алексея Михайловича
Драгоценные бармы (оплечье) были изготовлены для церемонии венчания на царство царя Алексея Михайловича в 1662 году греческими ювелирами в Стамбуле. Бармы состояли из восьми медальонов, нашитых серебряный алтабас – ткань, напоминающая парчу. На медальонах с изумительной виртуозностью с помощью эмали были выложены композиции на религиозную тематику: Богоматерь с младенцем на престоле, Константин и Елена, аллегорические картинки на темы псалмов Давида.
Алексей Михайлович сам выбирал сюжеты для композиций, придавая им огромное значение, ведь новые регалии должны были подчеркнуть роль православного царя в религиозной и светской жизни всего мира.
В описи царской казны 1682 года медальонов уже семь и нашиты они на белый атлас. В настоящее время бармы царя Алексея Михайловича хранятся в коллекции Оружейной палаты Московского кремля.
2. Алмазная шапка Ивана V Алексеевича
Этот драгоценный венец был изготовлен для венчания на царство царя Ивана Алексеевича, который вступал на престол вместе со своим младшим братом Петром Алексеевичем (будущим императором Петром I) в 1682 году. Для Петра тоже изготовили алмазную шапку, но убор Ивана Алексеевича выглядит более изысканно, так как в нем отсутствуют цветные камни.
К внутреннему золотому каркасу шапки прикреплен внешний каркас, который представляет собой сплошную плетёнку из украшенных алмазами узоров. К нижней части внешнего каркаса присоединена диадема, которая состоит из 12 алмазных запон-узоров. Шапку венчает бриллиантовый крест. По низу шапка оторочена традиционным соболиным мехом.
Всего золотой каркас шапки содержит более чем 900 алмазов.
В конце 2010-х годов шапка подверглась масштабной реставрации. В настоящее время она находится в Оружейной палате Московского кремля.
3. Большая императорская корона
Большая императорская корона была изготовлена для церемонии коронации императрицы Екатерины II в 1762 году. До этого для каждой новой коронации изготавливалась собственная корона, которая потом, как правило разбиралась и камни с нее использовались для изготовления других драгоценностей. Но Екатерина велела создать вещь на века, и ее Большая императорская корона возлагалась на головы всех российских императоров вплоть до Николая II.
Корона стала совместным творением многих мастеров, но главных было два – ювелиры Жереми (Иеремия) Позье и Георг Фридрих Экарт.
Рисунок короны исполнен символики. Полушария украшают четырехлистники и лавровые листья – символы славы империи; гирлянда из дубовых лисье с желудями – символ прочности государственной власти; крест на срединной арке – символ духовной власти.
В то же время, по замыслу императрицы, мастера создавали ювелирное изделие, которое должно было поражать богатством, роскошью и красотой: корона классической для российских государей формы изготовлена из серебра (специально был выбран белый металл) и украшена 4936 бриллиантами и 75 абсолютно ровными, высочайшего качества жемчужинами. Под бриллиантовым крестом установлена редкого насыщенного тона благородная шпинель весом пости в 400 каратов.
С 1991-го корона является неотчуждаемой государственной собственностью и не подлежит вывозу за территорию Московского Кремля.
4. Алмаз «Шах»
Алмаз «Шах» нельзя было бы назвать ювелирным изделием, если бы не его уникальные гравировки.
Алмаз был предположительно обнаружен в копях Голконды в конце XV века. Он имеет форму сильно вытянутого восьмиугольника с плоскими гранями. Камень сохранился почти в нетронутом виде: он не огранен, а лишь отполирован. Он безукоризненно прозрачен, но имеет ярко выраженны желтовато-бурый нацвет. Вначале он принадлежал Великим Моголам Индии, потом перешел в сокровищницу шахов Ирана.
Согласно самой распространённой версии, алмаз «Шах» был подарен русскому правительству персидским принцем Хосрев-Мирзой в качестве компенсации за убийство Александра Грибоедова 30 января 1829 года.
Необыкновенной особенностью «Шаха» являются три надписи, выгравированные на в разное время его гранях: имена владельцев алмаза и даты по восточному календарю. Специалисты до сих пор не пишли к едтному мнению о том, как были нанесены эти надписи на алмаз – самый твердый природный материал.
Предположительно, первая гравировка была нанесена при помощи другого алмаза в течение многих месяцев или даже лет, а две последующие – с помощью раскаленного жележного клише.
В настоящее время алмаз «Шах» находится в коллекции Алмазного фонда России.
5. Бриллиантовая диадема Елизаветы Алексеевны
Диадема императрицы Елизаветы Алексеевны входила в свадебный убор великих княжон дома Романовых.
Она отличается простой и элегантной формой: чуть вытянутый треугольник, заполненный четким и ясным рисунком, выложенным бриллиантами. Контур треугольника формируют большие каплевидные бриллианты. Полоса из таких же каплевидных бриллиантов проходит по горизонтальному центру диадемы, причем эти бриллианты не закреплены, а подвешены. При малейшем движении головы они подрагивали и мерцали, создавая вокруг диадемы сияющий ореол.
В центе диадемы на подложку из красной фольги помещён светло-розовый бриллиант массой 13,35 карата.
Диадема сочетает в себе черты древнегреческой тиары и русского кокошника.
Она была изготовлена примерно в 1810 году. Имя ювелира, создавшего эту красоту, к сожалению, неизвестно.
Впрочем, есть версия, что она была изготовлена в 1800 году мастерской братьев Дюваль для императрицы Марии Федоровны, супруги Павла I.
В настоящее время она хранится в коллекции Алмазного фонда России.
6. Диадема с колосьями
Это моя самая любимая диадема из романовских, потому что она не похожа ни на какие другие и очень русская по духу.
Она была создана для вдовствующей императрицы Марии Федоровны (жены императора Павла I) мастерской братьев Дюваль.
Композиция диадемы состояла из шести стремящихся к центру золотых колосков, между которыми будто прорастают стебли льна. В центре – огромный, 37-каратрый золотистый лейкосапфир, символизирующий солнце.
К сожалению, советская власть решила, что диадема не представляет особой исторической или художественной ценности и продала ее в 1927 году на лондонском аукционе «Кристи». С тех пор ее судьба неизвестна.
В 1980 году ювелиры ГОХРАНа Виктор Николаев и Геннадий Алексахин создали реплику диадемы с колосьями из золота, платины и бриллиантов, которая получила название «Русское поле».
И хотя эта диадема не точно воссоздаёт утраченную, она все равно невероятно прекрасна. Ее можно увидеть в Алмазом фонде.
7. Эгрет-фонтан и серьги-каскад императрицы Елизаветы Петровны
Прихотливой формы эгреты – украшения для причёски и шляпы – были популярными дополнениями парадных туалетов на протяжении всего XVIII века. Эгрет императрицы выполнен в виде сверкающих струй фонтана. Бриллиантовые «струи» упруго взмывают вверх и опускаются вниз: на их концах покачиваются «капли» из ярко-синих цейлонских сапфиров.
В пару к эгрету шли серьги-каскады с сапфирами и бриллиантами.
Комплект был изготовлен в середине 1750-х готов и сейчас находится в коллекции Алмазного фонда.
8. Брошь императрицы Елизаветы Петровны «Большой букет»
Задолго до того, как стать одним из создателей Большой императорской короны, Иеремия Позье прославился изготовлением необыкновенно милых вещичек по цветочным мотивам. Одно из немногих изделий мастера, дошедшее до наших дней – брошь императрицы Елизаветы Петровны в виде букета цветов.
Изюминкой работ мастера было крепление деталей на крошечных пружинках, благодаря чему каждый цветочек и стебелек подрагивал, создавая иллюзию «живого» букета, а камни искрились и переливались сильнее, чем обычно.
В настоящее время брошь находится в коллекции Алмазного фонда.
9. Пасхальные яйца фирмы Фаберже
Трудно найти ювелира более известного, чем Карл Фаберже, и еще труднее выделить какое-нибудь одно из его легендарных пасхальных яиц, которых он создал великое множество.
Поэтому я выбрала несколько.
Пасхально яйцо-часы с букетом лилий в стиле Людовика XVI. Подарок императора Александра III императрице Марии Федоровне.
Пасхальное яйцо «Клевер», выполненное в технике витражной эмали. Подарок императора Николая II императрице Александре Федоровне.
Пасхальное яйцо «300-летие дома Романовых с сюрпризом – вращающимся земным шаром.
Пасхальное яйцо «Корзинка с букетом полевых цветов». Сюрприз яйца утрачен.
Пасхальное яйцо «Коронационное» с сюрпризом – императорской каретой.
Первые три яйца хранятся в Оружейной палате Московского кремля, яйцо-корзинка с цветами находится в коллекции британской императорской семьи, а «Коронационное» - в музее Фаберже в Санкт-Петербурге.