Найти тему

Эрмитаж. Зал №206. Советская лестница

Зимний дворец, некогда служивший главной резиденция российских монархов построен в середине XVIII столетия (пятый по счету). Здание дворца имеет три этажа. В эпоху правления монархов первый этаж занимали хозяйственные и служебные помещения, на втором этаже располагались личные апартаменты царской семьи, а также торжественные и парадные залы, ну и третий этаж был отдан под жилье многочисленных слуг, фрейлин, врачей. Более 1000 комнат насчитывает здание, а сообщение между всем этим пространством осуществлялось по 117 большим и малым лестницам.

Советская лестница Большого (Старого) Эрмитажа. Фото автора.
Советская лестница Большого (Старого) Эрмитажа. Фото автора.
Малахитовая ваза, изготовлена в 1843 году на Урале, в Екатеринбурге. Фото автора.
Малахитовая ваза, изготовлена в 1843 году на Урале, в Екатеринбурге. Фото автора.

Друзья! Сегодня наш путь лежит к одной из таких лестниц, имеющей статус значимой достопримечательности Эрмитажа. Сегодня в карте-схеме музея она (лестница) занесена под номером 206. И речь идет о Советской лестнице. Находится она в здании Старого (Большого) Эрмитажа. Осматривая музей, я попал на лестницу из одного из самых красивых и знаменитых залов дворца - Павильонного зала Малого Эрмитажа. Именно в Павильонном зале проводились небольшие приемы и придворные "эрмитажные балы" для близких друзей и людей из окружения императорской семьи.

Советская лестница Большого (Старого) Эрмитажа. Фото автора.
Советская лестница Большого (Старого) Эрмитажа. Фото автора.
Малахитовая ваза работы уральских мастеров-камнерезов. Фото автора.
Малахитовая ваза работы уральских мастеров-камнерезов. Фото автора.

Советская лестница, наряду с Павильонным залом, одни из лучших работ архитектора Андрея Ивановича Штакеншнейдера (1802-1865), профессора архитектуры Санкт-Петербургской Императорской Академии художеств, Действительного Статского Советника. Андрей Иванович долгие годы занимал пост Главного архитектора Высочайшего Двора. По его проектам были построены Мариинский дворец на Исаакиевской площади, Николаевский дворец на Благовещенской площади, дворец Белосельских-Белозерских на Невском проспекте и многие другие сооружения. Большой вклад зодчий внес и в оформление интерьеров главной императорской резиденции.

Малахитовая ваза. Фото автора.
Малахитовая ваза. Фото автора.
Интерьеры площадки 2-ого этажа Советской лестницы. Фото автора.
Интерьеры площадки 2-ого этажа Советской лестницы. Фото автора.

Уникальная по красоте Советская лестница и ее вестибюль, напомню, выполнены по проекту А.И. Штакеншнейдера в 50-х и 60-х годах XIX века. В эти годы архитектор занимался ремонтом и реконструкций интерьеров Старого Эрмитажа, годами ранее, он руководил работами по отделке залов Малого Эрмитажа. В XVIII веке лестницы здесь не существовало, на этом месте был 12-колонный Овальный зал, выполненный тогда архитектором Ю.М. Фельтеном.

Скульптурная группа "Амур и Психея" Джованни Мария Бенцони. Фото автора
Скульптурная группа "Амур и Психея" Джованни Мария Бенцони. Фото автора
Скульптура ""Гречанка, втирающая бальзам в волосы" (1842), Людвиг Вихман. Фото автора.
Скульптура ""Гречанка, втирающая бальзам в волосы" (1842), Людвиг Вихман. Фото автора.

Именно А.И. Штакеншнейдер оформил Западный подъезд и парадную лестницу здания Старого Эрмитажа, получившие название Советская. Овальный же зал превратился в проекте Андрея Ивановича в верхнюю площадку этой самой лестницы. Название нашей героини публикации никак не связано с Советским периодом в истории России, дело в том, что на первом этаже здания находились залы заседаний Государственного совета (высшее законосовещательное учреждение при императоре Всероссийском) и Комитета министров Российской империи (высший совещательный и распорядительный орган Российской империи). Заседания Совета проходили под председательством императора. В 1885 году залы совещательного органа были возвращены Эрмитажу. Название лестницы закрепилось на века...

Скульптура "Венера, утешающая амура", автор Жан Жак Прадье. Фото автора.
Скульптура "Венера, утешающая амура", автор Жан Жак Прадье. Фото автора.
Мраморные колонны на площадке 2-ого этажа Советской лестницы. Фото автора.
Мраморные колонны на площадке 2-ого этажа Советской лестницы. Фото автора.
Живописный плафон работы Габриэля Франсуа Дуайена. Фото автора.
Живописный плафон работы Габриэля Франсуа Дуайена. Фото автора.

Прежде, чем приступить к описанию Советской лестницы и ее вестибюля, обращу ваше внимание, читатели, к фотографии выше. Это снимок потолка помещения лестницы. В самой середине мы видим живописный плафон на аллегорический сюжет "Добродетели представляют русское юношество богине Минерве". Это произведение живописного искусства принадлежит кисти французского художника Габриэля Франсуа Дуайена. Плафон практически единственный сохранившийся элемент Овального кабинета.

Скульптура "Пастушка", автор Луиджи Бьенайме. Фото автора.
Скульптура "Пастушка", автор Луиджи Бьенайме. Фото автора.
Перила Советской лестницы. Фото автора.
Перила Советской лестницы. Фото автора.

Интерьер зала выдержан в светлых тонах. Практически все архитектурные элементы помещения лестницы выполнены из мрамора: площадки и ступени лестницы из итальянского, а колонны, обрамляющие верхнюю площадку из белого мрамора, стены декорированы филенками и пилястрами белого и розового искусственного мрамора. Вестибюль при входе во дворец украшают четыре монолитные колонны из красного шокшинского (олонецкого) порфира.

Двери, ведущие в зал Рембранта. Фото автора.
Двери, ведущие в зал Рембранта. Фото автора.
Скульптура "Танцующая вакханка", Луиджи Бьенайме. Фото автора.
Скульптура "Танцующая вакханка", Луиджи Бьенайме. Фото автора.

И среди этого белоснежного убранства ярким, акцентирующим элементом выделяется больших размеров малахитовая ваза, что находится на площадке второго этажа. Изготовлена в 1843 году мастерами гранильной фабрике из Екатеринбурга, на первый взгляд, кажется, что ваза выполнена из цельного куска минерала. Нет, конечно нет, малахит довольно хрупкий полудрагоценный камень, поэтому, малахит использован в виде тонких пластов и крошки. Работа выполнена в технике русской мозаики (тонкие пластинки камня, образующие красивый узор, наклеиваются на основу), стыки же заполнены малахитовой крошкой, сама ваза выполнена из бронзы.

Скульптурная группа "Амур и Психея" Джованни Мария Бенцони. Фото автора
Скульптурная группа "Амур и Психея" Джованни Мария Бенцони. Фото автора
Аполлон Бельведерский, работа итальянского скульптора XVII века, копия с античного оригинала. Фото автора.
Аполлон Бельведерский, работа итальянского скульптора XVII века, копия с античного оригинала. Фото автора.

Не обратить внимание на этот стол, что находится на площадке верхнего этажа, напротив малахитовой вазы, никак нельзя! Потрясающая ювелирная работа! Мозаичный стол с триумфальной аркой - работа мастеров Флоренции, конца XVIII - начало XIX века. Стол уникальный, декорирован набором из цветных камней: глазурита, темного мрамора, агата, малахита. В отделке арки использованы халцедон, яшма, агат, аметист. На арке читается надпись: "non surexit maior", что c латинского переводится как "еще не было никого превыше его", второй девиз на обратной стороне арки: "Hic vir hic est" (вот этот славный муж).

Стол, изготовленный во Флоренции в конце XVIII - начало XIX века. Фото автора.
Стол, изготовленный во Флоренции в конце XVIII - начало XIX века. Фото автора.
Арка... Фото автора.
Арка... Фото автора.

Помимо малахитовой вазы и флорентийского стола с аркой, пространство Советской лестницы украшают изящные скульптурные работы немецких и итальянских мастеров пластического искусства: Людвига Вильгельма Вихмана, Эмиля Вольфа, Карло Альбачини, Сципионе Тадолине, Джованни Мария Бенцони, Луиджи Бьенайме и др.

Площадка 2-ого этажа Советской лестницы. Фото автора.
Площадка 2-ого этажа Советской лестницы. Фото автора.
Советская лестница. Фото автора.
Советская лестница. Фото автора.
Императорская корона и двуглавый орел. Фото автора.
Императорская корона и двуглавый орел. Фото автора.

Официальность главному входу в здание Старого Эрмитажа придает наличие герба Российской Империи - под императорской короной расположен двуглавый орел. При подъеме по маршам лестницы этот символ власти хорошо просматривается. Советская лестница и поныне является одной из главных парадных лестниц дворца.

Скульптура ""Гречанка, втирающая бальзам в волосы" (1842), Людвиг Вихман. Фото автора.
Скульптура ""Гречанка, втирающая бальзам в волосы" (1842), Людвиг Вихман. Фото автора.
Скульптурная группа "Аполлон и Дафна". Повторение произведения Дж.-Л. Бернини (П.-А. Трискорниа). Фото автора.
Скульптурная группа "Аполлон и Дафна". Повторение произведения Дж.-Л. Бернини (П.-А. Трискорниа). Фото автора.

Советская лестница помимо художественной и архитектурной ценности имеет еще одно достоинство, дело в том, что она связывает между собой сразу три здания! Да, по ней можно попасть в Малый, Большой (Старый) и Новый Эрмитажи. Пространство состоит из трех частей: парадного входа и его вестибюля, непосредственно лестничные марши и площадки второго этажа, которая является проходной и соединяет между собой залы.

Советская лестница Большого (Старого) Эрмитажа. Фото автора.
Советская лестница Большого (Старого) Эрмитажа. Фото автора.
Перила Советской лестницы. Фото автора.
Перила Советской лестницы. Фото автора.
Советская лестница. Фото автора.
Советская лестница. Фото автора.
Вестибюль парадного входа Большого (Старого) Эрмитажа. Фото автора.
Вестибюль парадного входа Большого (Старого) Эрмитажа. Фото автора.
Вестибюль парадного входа Большого (Старого) Эрмитажа. Фото автора.
Вестибюль парадного входа Большого (Старого) Эрмитажа. Фото автора.
Советская лестница. Фото автора.
Советская лестница. Фото автора.

На сегодня всё, не прощаюсь! Надеюсь, вам было интересно и познавательно. С вами был Михаил, смотрите Петербург со мной, не пропустите следующие публикации! Подписывайтесь на канал! Всего наилучшего! Если понравилось - ставьте лайки, пишите отзывы!