Найти в Дзене

5 секретов деловой переписки: как сделать так, чтобы письма читали

Оглавление

Всего пять вопросов, которые нужно задать себе при составлении каждого письма. Разбираемся, как не потеряться в рабочих переписках, вместе с экспертом ПГК Владимиром Хрыпуном.

Цель делового письма

Бизнес-переписки ведутся для того, чтобы побудить получателя к решению задач. Для этого ваше письмо должно преодолеть информационный поток, зацепить и удержать его внимание.

Достигнуть этой цели непросто. В безумном рабочем ритме нет времени на детальный разбор входящих писем, поэтому будем честны: многое читается по диагонали. Если адресат не может понять, что, зачем и как нужно сделать, письмо вернётся к вам с вопросом или осядет у кого-нибудь на почте с пометкой «разобраться».
-2

Письмо должно быть хорошо структурированным, чтобы адресат понял, что и зачем нужно сделать, а конечный исполнитель разобрался в задаче без дополнительных вопросов.

При составлении сообщения рекомендуем держать в голове вопросы, которые задаст себе получатель.

1. В чём вообще проблема?

Чётко обозначьте суть задачи или ситуации. Если вы не дали получателю исчерпывающий ответ на этот вопрос, он точно отложит письмо и задачу в долгий ящик.

Пример: Винни-Пух управляет порталом «Пчёлы и Мёд», через который киоски и продуктовые магазины закупают сладости. Ему нужно выложить на сайт карточки с новыми товарами.

-3

2. Зачем мне прислали это письмо?

Такой вопрос возникает, когда получателей несколько. Каждый должен понимать, почему письмо прислали именно ему, иначе отнесётся к содержимому без должного внимания.

Пример: самый крупный клиент, магазин «Сладкое на Ночь», хочет закупить у «Пчёл и Мёда» 100 пачек ирисок. В наличии только 50. Винни-Пух устроил встречу с поставщиком, чтобы решить проблему. Менеджера по клиентам Кролика не было. Пух ставит его в копию письма поставщику.

-4

3. Что я должен сделать?

Опишите задачу адресата так, чтобы она была понятна даже при чтении по диагонали. Используйте чек-лист:

  • если адресатов несколько, обозначьте, кто и что должен сделать;
  • если действие ожидается только от одного адресата, остальных поставьте в копию;
  • если вам важно быть уверенным, что все получатели ознакомились с информацией, пропишите это как задачу.

Пример: Винни-Пуху нужно, чтобы Ослик написал текст-поздравление для клиентов на сайте. Текст должен сопровождать красивый визуал.

-5

4. Могу ли я кому-нибудь переслать письмо?

Если думаете, что ваше письмо могут переслать кому-то ещё, напишите один-два абзаца с описанием ситуации, к которой относится задача. Тогда новый получатель быстрее поймёт контекст и возьмётся за работу.

Пример: Клиент предупредил Винни, что сроки поставки коржей для тортов сдвинулись — машина с ними приедет на три дня позже. Вы пишете письмо Пятачку и предполагаете, что он перешлёт его сотруднику Крошке Ру, который будет принимать товар.

-6

5. Эту задачу можно решить быстро?

Если задачу нельзя решить быстро, то её, скорее всего, отложат в долгий ящик. Поэтому масштабную задачу лучше разбить на этапы.

Пример: Винни-Пуху нужно сделать огромный годовой отчёт. Для этого необходимо собрать данные из разных отделов, учесть все нюансы, сделать прогноз на следующий год.

-7

Выводы

Задавайте себе эти пять вопросов при написании каждого письма:

  1. В чём проблема?
  2. Зачем мне прислали это письмо?
  3. Что я должен сделать?
  4. Могу ли я кому-нибудь переслать его?
  5. Эту задачу можно решить быстро?

Это значительно улучшит коммуникацию и позволит быстрее получать отклик коллег.

-8

Мы в ПГК считаем важным делиться экспертизой и опытом! Хотите узнать больше о бизнес-процессах и прокачать знания в сфере логистики и IT? Тогда читайте другие наши статьи: