Организация отдела логистики в транспортной компании является важным звеном в обеспечении бесперебойной и эффективной работы организации. В нашей практике чаще всего встречаются три модели (структуры) отделов логистики.
Универсальный логист с закреплением за ним ТС
Такой специалист управляет логистикой от начала до конца для закрепленного за ним транспорта. Задачи включают в себя поиск и обработку заявок, разработку оптимальных маршрутов, взаимодействие с клиентами, ведение дебиторской задолженности.
Преимущества: полное управление логистикой для закрепленных машин, высокий уровень контроля за всеми этапами перевозок, налаженный контакт с водителями этих ТС. Такая модель исключает необходимость взаимодействия нескольких специалистов, что способствует оперативности принятия решений.
Недостатки: возможные трудности в управлении разнообразными задачами. Повышенная нагрузка может привести к ухудшению качества работы и повышению риска ошибок. Кроме того, тяжело найти такого универсального сотрудника, слишком уж широкий список обязанностей. Есть риск, что при переходе в другую транспортную компанию, логист-универсал может “забрать” с собой клиентов.
Логист по региону
Этот специалист, как и предыдущий, отвечает за координацию логистических процессов, но в отдельно взятом регионе. В его обязанности входит управление заявками, взаимодействие с местными партнерами и клиентами.
Преимущества: глубокое понимание местных особенностей, что улучшает взаимодействие с клиентами и партнерами в этом регионе.
Недостатки: ограниченный контроль за общей картиной логистической сети компании, размытие ответственности за показатели конкретного ТС. Кроме того, при такой структуре могут возникнуть сложности в стандартизации процессов между регионами.
Разделение ролей: логист, менеджер, диспетчер.
При такой модели менеджер генерирует заявки, логист оптимизирует цепочки поставок, диспетчер координирует перевозку. При этом за сотрудниками могут быть закреплены конкретные машины или они работают с строго ограниченным списком регионов.
Преимущества: каждая роль фокусируется на своей области, что способствует более эффективному решению задач. Кроме того, плюсом является оперативность. Диспетчер может быстро реагировать на изменения, что важно для бесперебойного выполнения заказов.
Недостатки: возможны трудности в обмене информацией между различными отделами. Необходимо обеспечить эффективную координацию работы различных подразделений для согласованности действий.
Решение набрать специалистов на каждую из описанных ролей зависит от ряда факторов.
Масштаб бизнеса:
- Большие компании. В крупных транспортных компаниях имеет смысл нанять специалистов на каждую из описанных ролей. Это позволит более эффективно управлять разнообразными аспектами логистики и обеспечить бесперебойность операций.
- Малые и средние компании. В небольших компаниях возможно объединение некоторых функций.
Стратегические цели:
- Развитие бизнеса. Если компания стремится к расширению своей деятельности, имеет смысл инвестировать в различные роли логистов для обеспечения эффективного масштабирования.
- Оптимизация затрат. Когда важна оптимизация затрат, целесообразно обратить внимание на объединение ролей.
Технологические возможности:
- Эффективное использование программных решений и технологий в логистике может снизить необходимость в некоторых ролях или, наоборот, повысить потребность в определенных специалистах. Кейс из нашей практики - после внедрения CARGO.RUN транспортная компания переквалифицировала часть логистов в менеджеров.
Итак, оптимальный выбор будет зависеть от специфики компании и ее потребностей. Некоторые выбирают модель с отдельными специалистами для каждой роли, чтобы обеспечить максимальный контроль. В то время как другие предпочитают оптимизировать ресурсы, объединяя некоторые функции в одном лице.