С 1 декабря 2023 года начал действовать ГОСТ Р 70760-2023, который устанавливает новые стандарты доставки товаров розничным покупателям. В статье расскажем, какие общие стандарты доставки закрепляет ГОСТ и какие требования предъявляются для организаций и курьеров.
А в нашем блоге мы рассмотрели еще несколько изменений в законодательстве, касающихся компаний работающих в цифровой сфере.
Общие требования
1. Услуги доставки могут осуществлять как юрлица так и ИП — операторы услуг доставки. Они заключают с покупателем договор оказания услуг и являются фактическими исполнителями услуги. А физические лица доставляют товары уже на основании договора с юрлицом и ИП.
2. Организации и курьеры должны обеспечивать конфиденциальность информации клиента и соблюдать его право на частную жизнь и собственность.
3. Для обеспечения безопасности персональных данных клиентов, ГОСТ рекомендует локализовывать данные на российских серверах. То есть чтобы оборудование, на котором хранятся данные российских граждан, находилось на территории Российской Федерации.
4. При доставке бытовой химии вместе с продуктами питания нужно обеспечить, условия исключающие их соприкосновение, загрязнение. Например, не стоит в одном контейнере доставить порошок для стирки и еду, порошок может высыпаться и блюдо будет испорчено.
5. Пункты выдачи и постаматы должны соответствовать санитарно-эпидемиологическому законодательству, в части обеспечения требований по соблюдению условий хранения товаров. Это значит, что на складах должны поддерживаться условия, чтобы товар не отсырел, не испортился и не сломался.
Требования для организаций
1. Операторы услуг доставки должны указывать на сайтах и в приложениях следующую информацию по доставке:
- перечень предлагаемых способов доставки товаров
- условия доставки товаров (цена, сроки, способ оплаты и т.д.)
- стоимость доставки
При этом ГОСТ разрешает кратко описать услуги по доставке товаров, но с обязательной ссылкой на полную версию со всеми условиями и обязанностями по доставке.
2. Операторы доставки должны предоставлять информацию о товаре в соответствии с правовыми актами Евразийского экономического союза и Российской Федерации. Это например: наименование, сведения о производителе товаров, товарный знак, цена, дата изготовления и срок годности, состав и свойства товара и другие данные. (ст. 10 ФЗ “О защите прав потребителей”)
3. Все доставляемые товары должны быть качественно упакованы и промаркированы в соответствии с нормами законов РФ и регламентов Евразийского экономического союза.
Например, на территории таможенного союза, куда входят Россия, Беларусь и Казахстан упаковка обязательно должна пройти оценку на соответствие техническим регламентам таможенного союза. Иначе ее использовать нельзя. (ст. 3 Технического регламента Таможенного союза “О безопасности упаковки”)
4. У организаций должны быть детально оформлены все документы регулирующие процесс доставки. Это могут быть внутренние документы, регламенты и порядки оказания услуг доставки. Главное, чтобы из документов можно было проследить весь процесс доставки: от продавца и до конечного покупателя.
Требования для курьеров
1. Доставлять товары могут только те курьеры, которые прошли соответствующую подготовку и имеют необходимые навыки:
- умение ориентироваться в городе и на незнакомой территории
- мобильность
- наличие водительского удостоверения, если курьер работает на авто
Если курьер не имеет опыта работы и специального образования, с ним должен быть проведен инструктаж. Проведение инструктажа курьеров регламентируется Постановлением Правительства РФ и статьями 214, 215 и 219 ТК РФ.
2. При оказании услуг, Курьер должен владеть и руководствоваться основами профессиональной этики, культуры обслуживания, нормами и правилами поведения и общения, разрешать разногласия и конфликты.
3. ГОСТ разъясняет, что курьер несет ответственность по следующим основаниям:
- за неисполнение обязанностей по договору оказания услуг
- за совершение правонарушений в процессе доставки товара
- за причинение материального ущерба