Вот что происходит, когда заказываешь большому мастеру рекламный ролик! Он снимает очередной кино-шедевр. Ну, не может он по-другому! Что тут поделаешь? Не мыслит Вим Вендерс рекламными роликами, он мыслит полнометражно. И не о промоушене (простите) продвижении, а о вечном.
Вим Вендерс передаёт нам тёплый привет от Тадаси Янаи - основателя ушедшего но мы знаем где искать) Uniqlo. Он заказал режиссёру рекламу общественных туалетов (социального проекта компании), а получил номинанта на Оскар - но не в этом счастье.
А счастье в том, что и мы получили редкую в наши суетные времена возможность. Возможность не бежать галопом с главным героем за его заветной целью, спотыкаясь о препятствия и неожиданные повороты, а просто, тихо созерцать персонажа, нет, человека. Созерцать человека... вот вы когда в последний раз созерцали человека?
Место действия Токио. Мегаполис. Сейчас 54% населения мира живёт в магаполисах. И есть у нас, как минимум, три тоски. Тоска по природе, тоска по лаконичной жизни и тоска по истинной близости - 'одиночество в толпе'.
Фильм исцеляет эти три тоски, хотя бы на те два часа, что мы проводим вместе с Хираяма - уборщиком туалетов в Токио. Потому что он умеет быть в контакте с природой и жить лаконично даже в таком тесном и шумном Токио. А ещё он умеет жить в принятии. И кстати, это азиатская черта, которой нам, вечно бунтующим и зудящим на всё подряд в своей жизни, стоит поучиться.
То, что обычно в кино опускается ещё на уровне сценария - рутина - простые действия, ежедневные, повторяющиеся, скучные - Вендерс показывает. Нет, не поэтизирует, он просто погружает нас в рутину, предлагает пристальнее в неё вглядеться и...
Как в тишине отчётливо различаются звуки, так и в рутине явственнее ощущаются события - мы привыкли обесценивать такие события, называя их 'маленькие радости', или вовсе их не замечать. А они значимы, объемны. Они про контакт между нами людьми: случайный поцелуй, найденная записка, брошенный взгляд.
Дружить можно с деревом в парке, с чьими-то ушами. Обедать вместе, и играть в крестики-нолики, даже если вы не знакомы. Ты не один (даже когда со стороны кажется, что один), когда можешь быть в своей тихой рутине и улавливать еле уловимое.
Рутина, как художественный приём, и у Вендерса он работает, но только с тем зрителем, кто достаточно зрел, чтобы удержаться у экрана самостоятельно. Здесь важно отпустить себя в эту рутину, принять этот ритм и в нём уже можно разглядеть историю, где есть движение и развитие, герой раскрывается тихо, как хризантема.
Хираяма - уборщик туалетов в Токио - выращивает клены в своей маленькой квартире, где нет даже душа, и делает чей-то день чище. Это про созидание, а не про потребление, в котором почти все 54% уже захлёбываются.
Так и у кого из нас идеальные дни?
© Лена Сатера
Искусство драматургии, как способ творить свою жизнь - подписывайтесь на мой telegram-канал!