Предлагаем сравнить существующие модели зрелости культуры безопасности труда. В основе всех моделей одна идея: чем выше уровень зрелости культуры безопасного труда, тем ниже уровень травматизма.
Модель Хадсона описывает 5 уровней зрелости культуры безопасности: от паталогического до созидательного.
Патологический: Люди не заботятся о безопасности и руководствуются только соблюдением нормативных требований или тем, что будут наказаны.
Реактивный: На безопасность обращают внимание тогда, когда произошла травма/авария/штраф.
Расчетливый: Сбор данных о происшествиях и других показателях, большое количество аудитов, эффективность сбора данных не всегда доказана, повышается внимание к безопасности.
Инициативный: Решения принимаются с опорой на предыдущий опыт, выполняются превентивные действия, чтобы исключить травмы/аварии/штрафы в будущем. Увеличивается вовлеченность в безопасность персонала.
Созидательный: Высокие стандарты безопасности, постоянное улучшение стандартов с опорой на опыт. Неудачи рассматриваются как возможности, а не упущения. Каждый понимает, что происходит. Каждый обладает информаций, получает и передает информацию о происшествиях. Осознанное понимание того, как и какие действия могут привести к травмам/авариям
Модель Брэдли описывает 4 уровня зрелости культуры безопасности: от паталогического до созидательного:
Реагирующий: Ответственность за травмы отсутствует. Травмы принимаются, как само собой разумеющееся, как часть ежедневной работы.
Зависимый: Необходимость следовать правилам и стандартам, которые установлены. Предполагается, что следование правилам снизит травматизм.
Независимый: Каждый сам принимает на себя ответственность за понимание риска. Каждый сам осознает важность своего влияния на вероятность получения травмы.
Взаимозависимый: Ответственность за безопасность распределена между всеми. Каждый осознает свое влияние на вероятность получения травмы собой и другими. Лояльность к риску и травмам отсутствует.
Наша концепция опирается на развитие мышления и мы предлагаем рассмотреть зрелость с точки зрения развития компетентности в безопасности труда. Если рассмотреть модели Хадсона и Брэдли, в них можно увидеть также эволюцию компетентности в безопасности, повышение осознанности, а значит, изменение мышления.
На паталогическом уровне зрелости по Хадсону и на реактивном уровне зрелости по Брэдли мы находимся в состоянии неосознанной некомпетентности. Мы даже не знаем о том что такое безопасный труд.
На реактивном уровне по Хадсону и на зависимом уровне по Брэдли мы переходим на уровне осознанной некомпетентности. Мы узнали о том, что такое безопасный труд, мы узнали о правилах и мы захотели углублять и расширять свои знания и навыки. Мы осознали это и учимся следовать новым полученным знаниям. Мы еще не знаем как, но пытаемся.
На расчетливом и инициативном уровне по Хадсону и независимом уровне по Брэдли мы приняли для себя правила, мы следуем, но нам требуется опора на инструкции, правила, цифры, данные. Мы еще не до конца уверены в правильности своих действий и сверяемся с тем, как надо.
На созидательном уровне по Хадсону и на взаимозависимом уровне по Брэдли мы действуем безопасно по привычке. Безопасность вшита в нас, в наше сознание, наше мышление. Мы уже сами является носителем этого «вируса» и готовы прививать свои знания каждому, кто в нашем окружении. Когда кол-во привитых достигает критической отметки, фокус на безопасность переходит на уровень коллективного бессознательного.
В модели эволюции мышления зрелость культуры безопасного труда влияет не только на снижение травматизма, но и на отношение к жизни и здоровью и идея звучит так: чем выше уровень зрелости культуры безопасного труда, тем выше ценность жизни и здоровья, тем ниже уровень травматизма.