Найти тему
Cat_Cat

Корабли пропавшей экспедиции Франклина

19 мая 1845 года британская экспедиция в составе ста тридцати трех человек под командованием сэра Джона А. Франклина вышла на кораблях «Эребус» и «Террор» из британского Гринхайта и направилась на поиски легендарного «Северо-Западного прохода» - кратчайшего пути к Тихому океану через Арктику.

Маршрут пропавшей экспедиции
Маршрут пропавшей экспедиции

«Эребус» и «Террор», построенные, соответственно в 1826 и в 1813 году, были бомбардирскими кораблями Королевского флота типа «Везувий» с парусным вооружением барков, позднее переоборудованными в исследовательские суда. Корабли этого типа отличались повышенной прочностью и благодаря этому хорошо подходили для службы в Арктике. Перед плаванием 1845 года их дополнительно оборудовали паровыми машинами с гребным винтом, отапливаемыми каютами и матросскими кубриками. Экспедицию снабдили библиотекой, лучшим научным оборудованием, топливом, материалами и трехлетним запасом продовольствия. Это была одна из самых хорошо оснащенных и подготовленных экспедиций, когда-либо покидавших Британию и (по крайней мере на бумаге) она была полностью готова бросить вызов Арктике в высоких широтах. После коротких остановок на шотландских Оркнейских островах и в Гренландии корабли отправились в Арктическую Канаду, имея целью поиск пути через тамошний лабиринт проливов, заливов и островов, чтобы в конечном итоге достичь Тихого океана. Последними европейцами, которые видели «Эребус» и «Террор», были экипажи двух китобойных судов, столкнувшихся с ними в конце июля 1845 года во время перехода из Гренландии на удаленный канадский остров Баффинова Земля. После этого их больше никогда не видели и не слышали. Спасательные экспедиции, отправленные на поиски Франклина, успеха не имели. Спустя многие годы были обнаружены несколько могил, части брошенного снаряжения и несколько человеческих скелетов, несущих свидетельства каннибализма, подтвердивших догадку, что экспедиция потерпела катастрофу и погибла. Но от чего и при каких обстоятельствах - так и осталось загадкой. В ходе поисков на острове Кинг Уильям была найдена сложенная из камней пирамида, содержащая доклад участников экспедиции, из которого достоверно известно, что оба корабля в течение полутора лет были затерты льдами, во время зимовок погибли двадцать четыре человека, включая самого Франклина и что в апреле 1848 года остатки экспедиции во главе с капитаном «Террора» Фрэнсисом Крозье, принявшим командование, попытались выйти к отдаленному торговому аванпосту, находящемуся на берегу Гудзонова залива в сотнях миль от материковой Канады. Никто из них туда так и не добрался. До сих пор судьба экспедиции Джона Франклина считается одной из величайших загадок Арктики.

Бухта Террор на острове Кинг-Уильям
Бухта Террор на острове Кинг-Уильям

Однако в ближайшие годы возможно удастся приоткрыть завесу тайны, поскольку обнаружены две самые крупные части этой головоломки – корабли экспедиции. 2 сентября 2014 года у полуострова Аделаида в восточной части залива Королевы Мод исследовательской группой канадского правительственного Управления природных парков был найден корпус «Эребуса». Ровно через два года, 3 сентября 2016 года, экспедиция частного Фонда Арктических исследований в бухте Террор на острове Кинг-Уильям нашла «Террор». Оба корабля обнаружены значительно южнее района в проливе Виктория у северо-западного побережья острова Кинг-Уильям, где они вмерзли в лед в сентябре 1846 года и где были оставлены командами в апреле 1848-го. Некоторые обстоятельства, выявленные при обследовании затонувших судов (в частности, отданный якорный канат на «Терроре»), позволяют сделать вывод, что часть экипажей все-таки вернулись на корабли. По одной из гипотез после того, как «Эребус» вывели на чистую воду, на нем смогли достичь материка, что, впрочем, не спасло от гибели ни людей, ни корабль. Скорее всего, оба судна затонули не ранее 1850 года, поскольку зафиксированы рассказы эскимосов-инуитов, свидетельствующие, что те неоднократных посещали по крайней мере один из этих кораблей, все еще остававшийся на плаву (вероятно, это был «Эребус») и что там находили останки моряков.

«Террор», которым командовал Фрэнсис Крозье, был сравнительно небольшим кораблем: его длина по верхней палубе составляла 31 метр, а водоизмещение 340 тонн. Установленный в дополнение к парусному вооружению паровой локомотивный двигатель мощностью 20 лошадиных сил позволял двигаться со скоростью до 4 узлов.
«Террор», которым командовал Фрэнсис Крозье, был сравнительно небольшим кораблем: его длина по верхней палубе составляла 31 метр, а водоизмещение 340 тонн. Установленный в дополнение к парусному вооружению паровой локомотивный двигатель мощностью 20 лошадиных сил позволял двигаться со скоростью до 4 узлов.

23 октября 2017 года министр обороны Великобритании сэр Майкл Фэллон объявил, что британское правительство передает «Террор» и «Эребус» Канаде, оставив себе лишь несколько реликвий и все обнаруженное золото, а также право на репатриацию любых человеческих останков. Кораблям присвоили статус Национальных исторических памятников Канады, но точное место их гибели не разглашается, чтобы сохранить затонувшие корабли и предотвратить к ним незаконный доступ.

HMS Erebus

5 августа 2008 года агентство правительственного Управления природных парков Канады объявило о выделении 75 000 канадских долларов на поиски кораблей пропавшей экспедиции. Дальнейшие попытки были предприняты в 2010, 2011 и 2012 году. 8 сентября 2014 года было наконец объявлено, что благодаря новым технологиям в области гидролокации в проливе Виктория к югу от острова Кинг Уильям, найдены обломки одного из кораблей Франклина. 1 октября 2014 года канадский премьер-министр Стивен Харпер заявил, что останки принадлежат «Эребусу». Фотографии высокого разрешения и видео высокой четкости, сделанные во время погружений к затонувшему судну, позволили исследовательской группе идентифицировать погибший корабль, который был длиннее и шире, чем «Террор» . Измерения и данные сонара подтвердили, что длина и ширина соответствуют чертежам «Эребуса».

HMS Erebus
HMS Erebus

Корабль лежит на глубине всего одиннадцать метров. Это вполне глубоко, чтобы предотвратить его разрушение морским льдом, но достаточно мелко, чтобы позволить добраться до него дайверам. Носовая часть корпуса поднимается над морским дном примерно на пять метров, а корма - на четыре. «Эребус» сохранился почти идеально, за исключением кормовой части, вероятно оторванной льдом. Первые же погружения на затонувший корабль позволили обнаружить десятки артефактов, в числе которых медные пуговицы, металлические детали оснастки, керамические тарелки. Самым крупным объектом стала латунная шестифунтовая пушка изготовленная на Королевском литейном заводе в Вулвиче в 1812 году - одна из трех находившихся на «Эребусе».

В сентябре 2018 года Парки Канады объявили, что состояние «Эребуса» значительно ухудшилось - вероятно из-за штормового волнения на относительно мелкой воде четырнадцатиметровый участок верхней палубы оторвался от корабля, перевернулся и сполз к по направлению к корме.

HMS Terror

В 2009 году охотник-инуит и канадский рейнджер Сэмми Когвик сделал доклад, что в заливе Террор на острове Кинг-Уильям он видел высокий деревянный столб, торчащий изо льда – довольно странное зрелище для безлесой Арктики. Когвик и его напарник осмотрели этот столб и даже сфотографировали его, правда со временем снимок был утерян. Когда через какое-то время Когвик вернулся на это место, предмет уже исчез под волнами. 12 сентября 2016 года группа подводных археологов из Фонда Арктических исследований всего через два с половиной часа поисков нашла на этом месте корабль, лежащий на ровном киле на глубине от 21 до 24 метров.

Остатки широкой дымовой трубы, возвышающиеся над верхней палубой, имели решающее значение для идентификации корабля - они расположены в том же месте, где была установлена дымовая труба от локомотивного двигателя «Террора». Сам корабль довольно хорошо сохранился, его корпус и внутреннее пространство практически не повреждены.

HMS Terror
HMS Terror

В августе 2019 года, благодаря хорошим погодным условиям, в течении семи дней на «Террор» было совершено сорок восемь погружений в ходе которых сделали трехмерную карту затонувшего корабля, а также осмотрели девяносто процентов нижней палубы, кроме каюты капитана Крозье – единственного помещения, дверь в которое оказалась закрытой. Считается, что капитанская каюта сохранилась лучше всего и что там можно найти письменные материалы.

С помощью подводного робота с дистанционным управлением исследователи через световые люки и иллюминаторы обследовали внутренние помещения, кубрики экипажа и каюты офицеров. То, что там увидели, поразило и восхитило археологов: тарелки и стаканы на полках, кровати и столы, научные инструменты, шкафы и ящики, вероятно, полные журналов, рулонов с картами и возможно, даже ранних фотографий сохранившихся под слоем осадка который в сочетании с холодной водой и темнотой создает почти идеальную анаэробную среду, которая хорошо подходит для сохранения таких деликатных органических веществ, как текстиль или бумага. Настоящим открытием стал двухколесный корабельный штурвал, усеянный водорослями и морскими обитателями. Очевидных причин для затопления «Террора» не нашли. Он не был раздавлен льдом, в корпусе нет пробоин, но создается впечатление, что он затонул очень быстро и осторожно опустился на дно. Гребной винт корабля все еще на месте и находится в походном положении (у него имелся механизм для поднятия из воды, чтобы избежать повреждения льдом). Тот факт, что он развернут, говорит что судно затонуло весной или летом. Кроме того ни один из световых люков не был заколочен для защиты от снега. Все три корабельные мачты сломаны, но по-прежнему стоят на своих местах. Грузовые люки задраены, все снасти укомплектованы. Уцелела металлическая обшивка судна, способная выдерживать давление арктических льдов.

Место крушения «Террора» находится почти в ста километрах к югу от координат, где по мнению историков, должно было находиться его последнее пристанище, что ставит под сомнение ранее принятые гипотезы о том, что моряки погибли, пытаясь выйти к расположенному на материке ближайшему торговому посту компании Гудзонова залива. Основываясь на полученных данных, учитывая расположение обломков и состояние затонувшего судна, можно с уверенностью говорить, что «Террор» был задраен выжившими членами экипажа, которые затем перебрались на «Эребус» и отправились на нем на юг, где их в конце концов настигла трагическая судьба. Почему оба корабля оказались так далеко друг от друга, кто из них затонул первым и по какой причине это произошло - вопросы, на которые археологи все еще надеются получить ответы.

Карта с отметками точек в которых были найдены артефакты, принадлежавшие экспедиции. Красными треугольниками обозначены места обнаружения останков кораблей
Карта с отметками точек в которых были найдены артефакты, принадлежавшие экспедиции. Красными треугольниками обозначены места обнаружения останков кораблей

Автор: Олег Энгель