Контакт по безопасности/минутка безопасности – простой инструмент вовлечения сотрудников в решение и обсуждение вопросов, связанных с безопасностью на работе и в быту, формирует отношение работников к вопросам личной безопасности, а как следствие, отражается и на их поведении.
Этот инструмент направлен на формирование культуры безопасного поведения, предотвращение реализации рисков, минимизации возможных последствий как на рабочем месте, так и по дороге на работу/природу/дачу, и в быту.
На минутке/контакте по безопасности рассказывают о событии и предупреждают: обратите внимание, что нужно сделать, чтобы предупредить такую ситуацию.
Сложность в том, что инструмент не всегда правильно внедрён и поэтому неправильно применяется, в результате эффект значительно хуже ожидаемого.
Теория.
Что такое контакт или минутка безопасности?
Это короткая, актуальная для присутствующих информация о событии, произошедшем в мире, компании, на предприятии, на рабочем месте, дома или в дороге, связанном с вопросами безопасности.
Цель.
Глобальная - формирование культуры безопасного поведения.
Локальная - извлечь уроки из события, обсудить меры по предотвращению, не допустить подобных событий с другими участниками.
Когда и кем проводится?
Проводится перед началом плановых мероприятий (собраний, совещаний, встреч, тренингов, обучающих мероприятий), в которых участвует более 3-х - 5-ти человек, в том числе с участием генерального директора.
Вопрос о проведении поднимается руководителем мероприятия.
Продолжительность – 5-7 минут или дольше в зависимости от развернувшейся дискуссии/отклика аудитории.
Самый действенный способ преподнесения контакта/минутки заключается в том, чтобы его представлял или проводил сотрудник, который оказался в неблагоприятной ситуации, попал в происшествие или стал свидетелем события, и который на личном опыте, на простом языке может объяснить, КАК (?) это произошло и ЧТО (?) в следующий раз он сделает по-другому, чтобы эта ситуация не повторилась.
После предоставления информации делается вывод, сообщается об уроках, которые необходимо извлечь из данной информации по безопасности, с целью предотвращения возможных происшествий.
Фокус делается в сторону действий, которые каждый из сотрудников может предпринять для того, чтоб не оказаться в ситуации, аналогичной той, что раскрывается в контакте/минутке, и предупредить возможные небезопасные события в будущем.
Важно не допускать:
· подмены минутки/контакта по безопасности инструктажем,
· подмены информацией по пожарной безопасности (эвакуационные выходы, действия при пожаре и пр.).
· подмены информацией о безопасности на рабочем месте, в офисе и т.п.
· проведение формально,
· проведение по графику,
· проведение сотрудниками службы ОТ, это говорит о низком лидерстве руководителей в вопросах безопасности.
Практика.
Происходит подмена минутки/контакта по безопасности инструктажами (например, перед началом работы при выдаче ежесменного задания).
Проведением АБВР – Анализ Безопасности Выполнения Работы проводится с целью определения возможности безопасного выполнения конкретной работы непосредственно каждым работником и последующего применения им необходимых мер по предотвращению или снижению выявленных рисков.
Проведением Бесед об опасностях и других мероприятий по безопасности.
Подмена при проведении доклада по происшествиям или «молнии» о происшествии.
Руководитель перед работой доносит информацию об опасностях и рисках, о происшествиях в других подразделениях и предполагает, что он провёл минутку/контакт по безопасности тем самым аннулируется цель контакта/минутки по вовлечению работников в вопросы безопасности и формированию безопасного поведения работниками.
Важно отметить правильное внедрение инструмента и обучение руководителей всех уровней проведению минутки/контакта по безопасности.
Казалось бы, простой и действенный инструмент, но при неправильном применении совсем не «работает», а потом у работников и руководителей складывается убеждение, что инструменты культуры безопасности не дают должного эффекта.
Необходимо понять и донести до всех, кто применяет минутку/контакт по безопасности, что основной задачей является вовлечение именно работников в оценку окружающей обстановки, во внимательное отношение к происходящему вокруг как на работе, так и в быту, в оценку опасных действий самих людей и других находящихся рядом, в оценку опасных условий на работе и дома.
Работники должны научиться 24/7, 365 дней в году оценивать возможные происшествия в результате своих действий, действий окружающих и условия которые могут привести к происшествию.
Таким образом будет формироваться привычка смотреть на мир с точки зрения, что может пойти не так и что я могу с этим сделать, а в результате культура безопасного поведения.
Как уже отмечал выше, темы для минутки/контакта по безопасности могут быть из любой сферы жизни, примеры:
· мобильное мошенничество,
· захламленные эвакуационные выходы в помещении проведения мероприятия,
· важность пить воду при повышенной температуре на улице,
· опасность подсказывания (мокрые поверхности, гололёд и пр.),
· опасность падения сосулек,
· горячие поверхности дома и в офисе в т.ч. горячие жидкости,
· важность применения СИЗ (конкретный случай неприменения),
· нарушение ПДД (соблюдение скоростного режима, разговоры по телефону за рулем, не применение ремня безопасности, переход дороги в неположенном месте и т.п.),
· опасные действия и условия при мойке окон,
· и т.п. и т.д.
Контакт по безопасности – один из моих клиентов, корпорация «DuPont», знаменита своим контактом по безопасности. Неважно, кто вы или где ваше место в структуре компании, каждое совещание начинается с минуты безопасности. Если это делать правильно, минута безопасности станет невероятно эффективным способом привлечь внимание к основным ценностям. Это не пустые слова. Я никогда не забуду, как я пришел на совещание и мой коллега открыл его словами о том, что его двухлетнего ребенка задела машина, которая разворачивалась на проезжей части. Это произошло прямо возле дома моего коллеги. И он сам был за рулем этой машины. С этого дня я стал парковать машину передом к выезду, чтобы иметь максимальный обзор перед началом движения. Мне также доводилось бывать на совещаниях, где присутствовали страх и смущение, и минута безопасности происходила примерно так: «В компании, офис которой находится по соседству с нашим, вчера вечером случилось происшествие, поэтому давайте будем все осторожнее». Хорошие минуты безопасности – всегда краткие, релевантные и ориентированные на действия. Можно говорить о событиях в вашей собственной организации или о том, что произошло за ее пределами. Если вы не знаете, что сказать, почитайте газеты – всегда есть что-то, что можно использовать для минуты безопасности.
Э. Шерман "Снижение травматизма и аварийности на производстве до нуля» (A. Sharman "From Accidents to Zero")
________________________________________
Подписывайтесь, впереди ещё много полезных инструментов и практик!