Копирайтер — это человек, который пишет текст на определенную тему под определенные задачи и этим зарабатывает.
Вроде все просто, написал ты кому-то статью, и вот тебе 5 000 рублей, или написал пост для группы, канала, блога – вот тебе еще 800 рублей. Но так ли это на самом деле? Как говорил Василий Иваныч: «Тут Петька есть один нюанс». Давай разбираться, в чем этот нюанс.
Как с нуля освоить профессию копирайтера?
Вариантов о том, как влиться в профессию, не так много. Их всего 3.
1. Бесплатно и самостоятельно:
– читаешь книги по копирайтингу;
– просматриваешь видео;
– подписываешься на практикующих копирайтеров, изучаешь их опыт;
– пробуешь свои силы на биржах фрилансеров.
2. Платно на курсах или с наставником.
Предложений с обучением на просторах интернета очень много. Каждый 2 копирайтер пробует учить. Не у всех получается. Но есть известные ребята, кто делает это давно и ими забита первая страница гугла и яндекса.
3. Откликаться на вакансии, получать заказы, зарабатывать и учиться в процессе на собственном опыте.
Да, такое тоже есть. Вот только 1 вакансия из 10 реальна, остальные чаще всего – мошенники. И если вдруг тебя взяли на такую вакансию, как долго ты продержишься в проекте без навыков?
Скажу больше: бывает так, что даже опытные копирайтеры не удерживаются. Довольно частая история, когда если и платят хорошо, то душу вынимают так, что происходит выгорание. После этого желание работать копирайтером отпадает напрочь.
Но не все потеряно. Я скажу вам, что реально освоить профессию копирайтера с нуля до оптимального уровня можно за 60 дней. Если, конечно, приложить усилия. Чтобы это сделать без пап, мам и кредитов — нужны знания и практика. А потом практика, практика и еще раз практика.
Вернемся еще раз к первому способу погружения в профессию – самостоятельному.
В самостоятельном обучении есть один очень заметный изъян: ты не знаешь, насколько хорошо ты пишешь, пока не запросишь обратную связь у тех, кто занимается копирайтингом давно.
Дальше жестче. На карьерном поприще всем нам присуще сомневаться в своих силах и способностях. И онлайн-профессии не исключение. В 8 случаях из 10 возникает так называемый «Синдром Самозванца», соратник неуверенности и самокопания, который не дает нам взлететь в любой сфере жизни. У тех, кто постигает азы профессии самостоятельно, синдром проявляется намного чаще и оседает глубже. За самозванцем идут неуверенность, самобичевание и бедность.
Со временем эту напасть можно победить. Но одному сделать это крайне сложно. Нужна поддержка и забота со стороны. Близкие обычно не поддерживают, потому что не знают тонкости профессии. А опытный коллега, который сам прошел этот путь, вникнул в азы профессии, сможет тебя вытащить при необходимости из любой «жопы» с текстами или клиентом.
Подрезюмируем про самостоятельный путь.
Плюсы самообучения:
– бесплатно;
– занимаешься в любое время, график подстраиваешь под себя сам;
– вся информация по копирайтингу есть в свободном доступе в интернете;
– много книг написано на тему копирайтинга;
– можно работать на бирже или даже найти первых клиентов.
Минусы:
– не понимаешь, насколько хорошо ты пишешь, потому что нет обратной связи ни от потенциальных клиентов, которые не приняли твои тексты, ни от более опытного коллеги;
– ты должен себя контролировать и самоорганизовать в обучении;
– можешь попасть на некачественное обучение и на непроверенную информацию;
– среди большого потока информации теряешься и поглощаешь знания поверхностно, пропуская действительно важные вещи;
– если и нашел работу – не факт, что продержишься долго при возникновении трудностей, так как не к кому обратиться за помощью.
– Ух глаза разбегаются от вариантов. Вон, вон смотри один уже за что-то зацепился.
– Аааа не, это снова, какой-то лохотрон. Туда нам не надо.
– Так как же быть? Может биржи?
– Уууу нее милок. На биржах, как в аду в армии прежних времён — дедовщина. Да, да. Сейчас расскажу, наливай чайок и присаживайся. История будет увлекательной.
Биржи фрилансеров или как Леха онлайн зарабатывал
Леха — подтянутый, молодой студент выпускного курса МГУ. Чьи глаза горят, амбиции толкают на приключения по-быстрому срубить деньжат на темке. А то праздники оставили на карточке Tinkoff только историю трат, часть из которых вообще не понятно откуда взялась.
И вот Леха решает: «А буду-ка я писать тексты за бабло. Вон же Лерка пишет, и то маникюр у неё, то шопинг, то квартиру сняла». Пошёл студентик искать: кому, как и что писать в интернете. Почитал, поизучал и попал на биржу.
«Ух ты 70₽ за 1000 знаков. Так это я сейчас через бота напишу себе и на квартиру, и на новый шмот»
Да вот только те заказы, за которые платили самую высокую цену забрали «опытные» специалисты.
«Ладно, найдём другого» — подумал Леха и действительно нашёл. Вот только текст на 15 000 символов, написанный за час с помощью ИИ, заказчик вернул на доработку с правками.
«Это что получается? Мне это всё надо своими ручками писать? За 1000₽?!» — кричал Леха так, что сосед по комнате хотел вызывать скорую или экзорциста.
«Если потом ещё и правки будут, так я за этой чушью неделю просижу. И это за 1000₽? Неее, шло бы оно лесом, а я пойду нормальную работу искать»
Вот так Леха, не разобравшись в том, где искать нормального заказчика, что писать и как, быстро выгорел и ушёл обратно в оффлайн.
Что же такое биржи фриланса и как они устроены?
Как биржи пожирают людей? На самом деле задумка биржи такая: заказчик встречается с исполнителем и даёт ему задачу. А биржа контролирует, чтобы фрилансер сделал работу, а заказчик оплатил. Идеальный мир, утопия прям.
Вот только в реальности биржа:
– это место дешёвых заказов и начинающих фрилансеров, готовых работать почти за идею;
– сборище заказчиков, которые не понимают, что им нужно, чего они хотят, и поэтому выкидывают деньги на ветер. Еще и обесценивают труд копирайтера.
Надо сразу себе уяснить, прям вот здесь. На старте. Нормальных заказчиков на бирже, которые умеют платить, — нет, также как и фрилансеров, которые получают хорошие чеки и растут в скиллах.
Как-то на онлайн-консультацию ко мне пришла девушка. Сидя в декрете, она пописывает текстики за 50 рублей. Не за 1000 символов, а за весь текст! 50 рублей, Карл! То есть, чтобы заработать на упаковку памперсов, ей нужно написать 10 текстов минимум. А если это лонгрид на 15 000 символов, который за один день не пишется? Что тогда получает заказчик за такую сумму? Придет ли он к ней снова? – нет!
И она не захотела ничего менять. Ее все устраивало. Как и многих из вас, кто читает этот текст.
А кто такие фрилансеры?
Фрилансеры — это люди, которые выполняют разовые заказы или некоторый объем задач, но при этом не находящиеся в штате в проекте на постоянке. Чем-то похоже на аутсорсинг, когда на задачу в компанию приходит человек со стороны. Только в случае с фрилансером он чаще всего разбирается в запросе клиента, а не как типичный аутсорс.
Профессий на фрилансе много, и их количество растет с каждым днем, как и запросы рынка. В основном это те же профессии, что и были, но с некоторыми отличиями. Так например, всем понятно, что копирайтер пишет текст. НО.
Копирайтер-сценарист пишет текст для сценария. Сценарии бывают: для коротких роликов, для кинца, что ты смотришь вечерком. Голубой огонек видел? Вот для него тоже пишут сценарии, как и для комеди Клаб.
Однажды я была на записи программы «Вечерний Ургант». Меня очень удивило, что Ургант свои шутки читает на экране. А ты как думал? Что он сам их в моменте придумывает? Неа, это делают за него копирайтеры-сценаристы. Такие специалисты очень ценятся на рынке. Давай честно разберемся, в чем плюсы и минусы фриланса.
Плюсы:
– Свобода выбора заказов,
– Возможность работать удаленно из любой точки мира, достаточно интернета и девайса,
– Заработок зависит от тебя,
– Выходные, как пожелаешь.
Сладко? Вкусно? Уже чуете подвох? Ну тогда к минусам.
Минусы:
– Самоорганизованность = вся твоя жизнь. Чем увереннее ты можешь управлять собой и усаживать себя за работу, тем лучше. Но трудоголики здесь = выгорание. Ты должен заставить себя добровольно и сесть за работу, и уйти на выходные. Да, да — выходные это частый бич фриланса.
– Заработок, до того момента пока ты не стал востребованным или очень востребованным специалистом, может равняться 0. А может и 100+ тысяч рублей. Тут как повезет. А еще ты можешь сдать работу, но денег не получить.
– Портфолио нужно всегда обновлять новыми работами и новым опытом, а времени и желания на это нет. Но от его упаковки зависит очень многое.
– Нужно постоянно собирать отзывы и повышать свои скиллы. Хотя эти минусы больше плюсы. Но сколько времени уходит. Это минус.
– Ты должен чувствовать тренды. Как с модой, если ты ее не отслеживаешь в digital мире, считай, ты вылетел.
– Постоянно в поиске новых заказов, чтобы зарабатывать. Считай, ты почти предприниматель.
Даа, минусов столько, что ты думаешь, а зачем оно мне надо? Но давай честно, когда ты упакован, знаешь, как искать заказчика и где его искать, то жить становиться проще.
Многие фрилансеры устав от такой жизни, находят постоянную удаленную работу. Тут у тебя больше безопасности, особенно, когда организация или компания давно на рынке. И самое крутое, что многим из них нужен копирайтер, который действительно умеет писать и писать хорошо. Он понимает и знает маркетинг, а не только «как буковки писать и запятые рисовать».
Именно копирайтеры создают 80% всего контента в мире, а хорошие копирайтеры бережно передаются из рук в руки.
Где копирайтеру искать работу и крупных заказчиков?
«Крупный и хороший заказчик — рыба удивительная и редкая, но существующая» — взято на просторах интернета.
Так где же копирайтеру искать заказчика, готового платить хорошо и постоянно? Скажу так, есть в телеграмме чаты, где заказчики ищут исполнителей. Но найти в объявлениях, кто заказчик, кто скамщик-мошенник, и что действительно стоящий проект — дело сноровки и опыта.
Также заказчиков ищут в ВК, по таким же тематическим группам. Но что делать, если ты новичек? Только прошел курсы, и все твои попытки найти работу выжали, как «лимон». Тебе становится плохо и тошнотно только от мысли, что надо разослать оффер или отправить отклики в пустоту.
Тебя бесит, что тебе отказывают и не объясняют, почему. Посещают мысли, как и Леху «Шло бы оно лесом».
Тогда достаточно понять, что не так. Самый простой вариант заглянуть в канал, где я разбираю и показываю ошибки начинающих копирайтеров. Там же я подсказываю, как найти клиента. Это лишь один из способов.
На самом деле, копирайтер – одна из самых востребованных и денежных профессий сейчас на онлайн рынке. И несмотря на повсеместное засилие ИИ, копирайтинг не потеряет свою актуальность до тех пор, пока люди не перестанут читать.
А это не произойдет никогда. Только если не сбудется описанное Рэем Бредбери в романе «451° по Фаренгейту». Читали? Самое время)
А я тебя жду в своем телеграмм канале, где рассказываю, как тебе упаковаться и найти нормальных, а не фейковых клиентов.