Найти тему
Другой путь

Построили в тайге трамвай, а на сам город средств не хватило. Волчанск с лесным «трамваем Шрёдингера»

Собрались как-то в тайге строить город, сначала построили для него трамвай, а на город денег уже не хватило. Так шутят аборигены. И действительно, на восточных отрогах Урала существует странный городок, состоящий из двух микрорайонов, разделённых километрами тайги. Волчанка и Лесная Волчанка, основная связь между которыми, с момента основания в середине 20 века, осуществлялась с помощью 9-километровой трамвайной линии, дожившей до наших дней. Но есть нюанс.

У нас что трамвайная неделя? Похоже, что да. На днях были рассмотрены две крайности: передовая система в маленьких кузнецких Осинниках и деградировавшая Тверь. Ранее - бесплатный трамвай в крошечных Черёмушках и странный трамвай-призрак Краснотурьинска. Все ссылки внизу.

А сегодня - нестандартный Волчанск. Трамвай здесь официально есть, но уже как три года не ходит и неизвестно когда вернётся (но точно вернётся), поэтому в данной публикации вас ждёт скорее обзор города, а не трамвая, надеюсь это не смутит читателей, тем более архивные фото всё равно доставлю.

-2

1. Прибываю на станцию Лесная Волчанка тупиковой линии Серов - Покровск, будучи почти единственным пассажиром короткой электрички, которая курсирует здесь не каждый день. Почему из поездов по всей стране исчезают пассажиры?

-3

2. Меня встретил депрессивный шахтёрский городок.

-4

3. Поливаемый холодным осенним дождём.

-5

4. И утопающий в желтизне, грязи и серости.

-6

5. То тут-то там раскиданы артефакты из прошлой эры, которые ещё надо поискать.

-7

6. Самый главный артефакт - трамвай! Как известно, трамвай может сделать из любого захолустья притягательное место. Ну или не может,но всё равно добавляет как минимум + 50 процентов к привлекательности.

-8

7. Но с трамваем меня ждал величайший облом, он не ходит! Зачем я вообще сюда тогда заехал? Крюк сильно большой, но помокнуть под дождём я мог где-нибудь в другом месте.

-9

8. Волчанский трамвай, можно было назвать "трамваем" в прямом смысле. В последние годы здесь был всего один исправный вагон, который делал несколько рейсов в день, при этом он постоянно ломался, отменялся, ползал со скоростью велосипеда, на нём никто не ездил, но и после дней простоя, с упорством носорога трамвай продолжал делать своё дело. Наконец, последний вагон окончательно встал под забор.

Волчанскому трамваю предрекали полную гибель, демонтаж и забвение, но, внезапно, сеть решили реанимировать, закрыв на капитальный ремонт. При этом никаких официальных сообщений изначально не делалось. И только 4-ый из опрошенных мной людей подтвердил, что - да, трамвай не ходит, и неизвестно когда пойдёт и пойдёт ли вообще.

Остальные просто утверждали, что он есть, но не рекомендовали к пользованию. "Лучше на автобусе едь", т.к. нередки случаи с аварией среди леса с долгим ожиданием подмоги в виде трактора из депо.

Автор неизвестен.
Автор неизвестен.

9. Ну и пошёл я уныло бродить по Лесной Волчанке, ожидая отправления автобуса в собственно Волчанку.

-11

10. В принципе, не такой уж захудалый городок. Видно, что пытаются поддержать приемлемый уровень.

-12

11. Центр необлуплен, часть построек капитально отремонтирована и утеплена.

-13

11. Есть немного достопримечательностей, звезда Давида:

-14

12.

-15

13. Новая церковь.

-16

Николая Чудотворца

-17

14. Старая церковь.

-18

15. Амфитеатр.

-19

16. Лесную Волчанку с собственно Волчанкой связывает невероятно ветхая и архаичная железнодорожная линия с покосившимися деревянными опорами, провисшей КС, гнилыми шпалами и кривыми рельсами.

Она не дублируется автодорогой. Очень жаль, что я еду на бездушном ПАЗике, а не на уютном трамвайчике в лесном коридоре.

-20

17. Вот так выглядит 8000-ый город с высоты. Видно, что он ещё находится с краю гигантской "дыры" в земле - бывшего угольного разреза, постепенно превращающегося в озеро.

-21

18. Население с пиковых значений сократилось в три раза, и по правде сказать, трамвай здесь особо и не нужен, но местные жители его любят, а мэр ни за что не хочет закрывать и линия реально по-тихоньку ремонтируется и 100% когда-нибудь будет снова введена в эксплуатацию!

-22

Фото: Даниил Иконников
Фото: Даниил Иконников

19. Интересный факт: путешественники посещавшие Волчанск, отмечали что до последнего в трамваях использовались советские билеты, так как их было напечатано столько, что до сих пор не смогли извести!

-24

20. Трамвайное депо.

-25

21. Дома "немецкого типа". Сообщают, что сюда в 40-е со всей страны ссылали на поселение немцев.

-26

22. Красиво немцы строили и добротно, даже в современном состоянии постройки - образец городской архитектуры.

-27

23. В отличие от Лесной Волчанки в этом микрорайоне пустота. Людей вообще не видно.

-28

24. Предприятие "Волчанский уголь" окончательно закрыто в 2015. Мемориал Шахтёрам. Интересный. Сзади мусорные контейнеры - "хорошее" место для них нашли.

-29

25. Вообще, со времён СССР вряд ди что-то в облике Волчанки поменялось. Кто соскучился, добро пожаловать!

-30

26. Центральная улица. Обратили внимание, что многоквартирные дома с трубами? Печное отопление.

-31

27. Другая улица.

-32

28. Что-то в таком роде, вы поняли суть Волчанки...

Фото автора 2020 год.
Фото автора 2020 год.

Мне, в принципе, пришёлся по душе городок, жду возобновления трамвайного движения. А как вам Волчанск, верите в возрождение?

Другой путь трамвайный: