Краснотурьинск - уникальный в масштабах России город. Как минимум потому что он обладает удивительно малодеятельной трамвайной системой. На 2021 год здесь осталось всего ничего однопутной линии, один маршрут и один вагон, ходит трамвай несколько раз в день, да и то через пень колоду.
Давайте посмотрим что из себя представляет данный экспонат, проверим насколько активно им пользуются и рискнём сделать прогнозы на будущее.
Целенаправленно посещая такие места, всегда опасаешься, что можешь не застать подобные артефакты "в живых". Бывает, приезжаешь и узнаёшь: из-за праздников \ неуплаты за электричество \ поломок и прочего, движения нет или ещё что хуже - видишь снятые рельсы. Причём в сети информации про закрытие никакой.
Вот и сейчас, придя на конечную остановку трамвая - Набережная, посмотрев на облупленный павильон, ржавые рельсы и бурьян, я усомнился, что система действует.
Но нет, к большому облегчению, точно по вывешенному на будке расписанию, среди маленьких частных домиков появился узнаваемый во всём бывшем СССР красный, словно вырубленный топором, силуэт.
Гремящая махина сделала круг по разворотному кольцу и на несколько минут остановилась передохнуть перед обратным рейсом. Один человек вышел и побрёл по своим делам.
Краткая справка о предмете
Краснотурьинский трамвай - городская железнодорожная система в небольшом городе на севере Свердловской области.
Открыта в 1954. Построена и эксплуатировалась градообразующим предприятием - "Богословский Алюминиевый Завод".
В 1999 году трамвайная сеть передана в государственную собственность.
С 2011 года большая часть сети на вечной консервации. Действует один маршрут.
С конца десятых наблюдается затяжная агония хозяйства, единственный исправный вагон постоянно отставляют от работы ввиду поломок, движения может не быть неделями. Есть разговоры о полном закрытии.
На момент написания статьи трамвай официально ходит 11 раз в день.
Автор проехал по всему сохранённому маршруту.
Трамвай идёт по одной из центральных улиц, мимо ТЦ, рынка и до проходной крупного предприятия, но несмотря на казалось бы идеальное расположение линии, на нём всё равно мало кто ездит. Часть пути я был единственным пассажиром. За всё время зашло и вышло человек 10. К слову это был вечерний час пик...
Внутри трамвай выглядит хорошо, даже есть кондуктор. Кроме того, с 2021 года оплатить проезд можно по безналичному расчёту. Цена проезда - 20 руб.
Скорость хода низкая, но не запредельно, иногда вагон сильно качает. Из окон отличный вид на этот бесспорно интересный городок. Душевно проехался.
Длина действующего маршрута 3,5 километра. Линия полностью однопутная, однако есть разъезды, оставшиеся с тех времён, когда движение осуществлялось в значительно больших объёмах.
Конечная остановка "Фабрика-Кухня" или "Богословский алюминиевый завод" не в пример "Набережной" выглядит очень ухожено, как и сама прилегающая территория.
Фабрика-кухня - это такой комбинат общественного питания.
Пассажиров встречает Ленин.
На этот раз вагончик без отдыха разворачивается и едет к трампарку. Между рейсами он отстаивается в центре города среди улицы, прямо на путях. Удивительно!
Смотря на эти вечерние фотографии, может показаться, что по улице едет трамвай-призрак с погашенными фарами и светом в салоне да ещё без вожатого.
Также хочется отметить, что несмотря на скудное финансирование, трамвай не обезображен уродливой рекламой. Уважение руководству(?)
Интересно, что данный вагон модели КТМ-5 был подарен Краснотурьинску Нижним Тагилом, когда окончательно сломался последний собственный.
Трамвайное депо Краснотурьинска донельзя просто - ангар для одной единицы, пара других зданий, металлолом, "доноры запчастей" - бывшие трудяги. Заходи кто хочешь, смотри, никто слова не скажет.
Как уже упомянуто выше, трамвай не пользуется спросом. По приблизительным данным продаётся в среднем пару сотен билетов в день, это значит что выручка не превышает двух тысяч рублей, едва ли средств хватает даже на оплату электричества.
Кроме того, в последние годы наблюдаются перебои с движением. То снегом занесёт, то ещё чего. Но главная причина - неудовлетворительное состояние подвижного состава и ремонтной базы.
Например, в этом году транспорт не ходил почти весь сентябрь.
На данном этапе, вот парадокс, трамвай существует здесь ради трамвая. У меня сложилось впечатление что, его оставили чисто"на память" о былых временах, несмотря на колоссальную убыточность предприятия. "Живой" памятник, так сказать. Но это конечно лучше, чем ничего.
Горожане негативно относятся к звучащей идее ликвидации. Сейчас трамвай Краснотурьинска что-то вроде местной "фишки". На нём можно покататься с детьми, пенсионеры от скуки ждут именно его, + транспортные фанаты и туристы, которые приезжают сюда даже из-за рубежа. Доля же трамвая в общегородских перевозках не больше 1%.
Мне пришлась по душе местная атмосфера. Трамвай идеально вписывается в городскую инфраструктуру, можно делать красивые фотографии и будет жаль, если движение окончательно остановят. Впрочем, я не думаю, что это случиться. Мой прогноз - рано или поздно всё приведут в более менее надлежащее состояние.
А ещё, это самая маленькая действующая трамвайная система России. Несколько дополнительных фото в галерее:
Кто-то из неравнодушных поэтично сказал: "Краснотурьинск жив, пока бьется его «трамвайное сердце»"- присоединяюсь. Спасибо.
Смотрите также: