Найти в Дзене
Другой путь

В малом сибирском городе обнаружен живой трамвай. Удивительно, посмотрите как трамвай преобразил Осинники

Продолжая наше бесконечное путешествие по российской периферии, мы заглянули в город Осинники Кемеровской области.

В Осинники редко попадают случайные люди, а уж турист даже в единичном экземпляре вряд ли сюда заглянет, ведь стандартными достопримечательностями данный населённый пункт также не обладает.

Тем не менее, город Осинники определенно заслуживает нашего внимания.

Осинники расположены на тупиковой горной одноколейке Новокузнецк - Таштагол (Западно-Сибирская железная дорога (филиал РЖД)).

Прибываем сюда на редкой электричке из Таштагола, курсирующей только по чётным числам календаря. Ей больше 50 лет, возможно, это самая старая электричка России!

-2

Главная городская станция - о.п. 405 километр.

-3

Следом за нами полз такой же древний ЧС-2 "Чебурашка", переделанный в рельсосмазыватель. Не знал, что они ещё где-то есть на ходу!

-4

Осинники - небольшой угледобывающий городок под Новокузнецком, который к тому же заметно поредел после стагнации 90-х. Ожидаешь увидеть здесь стереотипную для Сибири "дыру", но нет, нас встречает вполне симпатичные ухоженные улицы потрясающей чистоты, и главное, здесь сохраняется городская железная дорога - трамвай!

-5

Туда-сюда по зелёному газону, бегают цветные вагончики.

Небольшая трамвайная система делает Осинники одним из передовых городов России. Система маленькая, да удаленькая! Я бы даже сказал в какой-то степени образцовая. Со своими фишками и изюминкой!

-6

Трамвай в глазах обывателя воспринимается как транспорт больших городов. Действительно, он существует даже далеко не в каждом региональном центре. А здесь есть!

В Осинниках проживает всего 40 тысяч человек, но, тем не менее, в 1960 году вместе с самим городом открылось трамвайное движение, что делает город одним из самых маленьких "трамвайных" городов России.

Вагоны рассекают воздух среди малоэтажной хрущёвской застройки без помпезности, но безусловно существенно скрашивая локацию.

-7

Начиная с 90-х в России и сопредельных странах за редким исключением развитие городского электротранспорта не просто остановилось, а повсеместно деградировало.

Конкретно в РФ, трамвайные системы остаются всего в нескольких десятках городов. Среди которых затесались никому неизвестные Осинники.

-8

И это не агонизирующая как в большинстве регионов сеть. Трамвай здесь - центральная ось города. Трамвай ходит часто и быстро и плавно, несмотря на ощущение, что рельсы лежат прямо в траве.

В час пик "поезда" снуют туда обратно один за другим. Это без преувеличения основной транспорт Осинников!

-9

Гундосым голосом "Трамвай мешает автотранспорту, там никто не ездит, денег на содержание уходит много, лучше отменить и разобрать" - знакомая риторика?

Конечно, никто не будет пользоваться трамваем, когда древний гремящий гроб на колёсах ходит раз в час без расписания, по кривым рельсам в одном потоке с машинами. Хабаровск, Новосибирск, Тверь, кто там ещё? Учитесь у Осинников!

-10

Здесь почти полностью выделенные линии, относительно свежие вагоны приличные скорости и хорошие интервалы!

-11

Осинники по праву именуют себя городом особой породы.

-12

Да, трамвай здесь главная достопримечательность.

Чем бы были Осинники без трамвая? Мрачным захолустьем по типу соседней Малиновки или Калтана.

Во что их превратила передовая трамвайная система? Отличный город, где приятно находится, сюда хочется приезжать, здесь ощущаешь себя белым человеком.

-13

Настроение в Осинниках приподнимется только благодаря трамваю.

Отдельно хочется похвалить за почти полное отсутствие мусорной рекламы на вагонах и разнообразие подвижного состава.

-14

Всего в электродепо 21 пассажирский вагон (2 готовят к списанию), 5 служебных, 1 вагон-памятник.

-15

На сети присутствуют редкие для России АКСМ-60102 белорусского производства.

-16

Петербуржцы ЛМ 93, ЛМ -99 разных модификаций.

-17

Ну и достаточно свежие Усть-Катавцы из нулевых.

-18

А вот и изюминка Осинников - винтажный красавчик РВЗ-6 родом из советской Риги. Он тут один, если хотите много езжайте в Хабаровск. А больше такого нигде и не осталось!

-19

Что интересного в Осинниках кроме трамвая? Да особо ничего.

Вот новая церковь Троицы Живоначальной. Хоть и современная, но изящная.

-20

Вот золотой Ленин рядом.

-21

Интересный памятник чернобыльцам.

Скриншот с сайта osinniki.org
Скриншот с сайта osinniki.org

Ну и в принципе всё, остальной город состоит из коммиблоков разной высоты и состава, и наполовину - частной одноэтажной застройки.

-23

Поэтому вернёмся к главной достопримечательности - великолепному трамваю. Почти от любой точки города до ближайшей остановки не более 10-15 минут ходьбы.

С точки зрения удобства пассажиров и экономичности - система весьма удачная. Всего 8 км путей, но охватывают они всё необходимое, так как город жмётся к главной транспортной артерии, как ветки к стволу дерева.

-24

Конфигурация простейшая - двухпутная линия Ремонтно-механический завод - Южная. С однопутным ответвлением к вокзалу Осинники и депо. До начала десятых было около 12 км - пути шли до кольца "Шахта Осинниковская". Она не закрылась, а как говорят сама и "лишила" себя трамвая, подработав грунт под путями и прилегающей застройкой.

-25

Существует всего два маршрута.

№ 3 – «Южная- Вокзал»

№4 – «Южная –РМЗ»

До разборки части линии было также всего два маршрута.

№ 1 – «Шахта- Вокзал»

№2 – «Шахта - Южная»

Т.е. раньше все вагоны шли на Шахту, а теперь на Южную. В теории №4 можно было не вводить, ну да ладно.

-26

Интересно формируется стоимость проезда: по состоянию на 2023 год, стандартная цена билета составляет 32 рубля наличным способом, 27 безналичным. Для пенсионеров проезд - 17 рублей наличным и 14 рублей безналичным способом оплаты, для школьников — 20 и 16 рублей соответственно.

Бесплатно - участники ВОВ, Октябрьской революции, 1-ой мировой, жертвы Чернобыля и Семипалатинского полигона ну и т.п.

До 2020 года выдавались красивые эксклюзивные отрывные билеты, сейчас унылый чек на термобумаге. Жаль, что нормальных билетов по стране остаётся всё меньше.

-27

Перевозчик - отдельное предприятие МУП «Электротранспорт».

-28

Вагонважатые традиционно женщины.

-29

Южную часть системы условно можно назвать "городской", двигаясь на север она постепенно становится "поселковой". А потом и вовсе "деревенской".

Конечная 3-его маршрута - Вокзал Осинники, в кустах на однопутном тупике.

Рядом церковь преподобного Сергия Радонежского.

-31

И депо.

-32

Трамвай как-будто в лес приехал.

-33

Не очень оживлённый хаб. Большинство осинниковцев используют для посадки в электропоезда до Новокузнецка 407 километр.

-34

Движение по "большой железке" здесь не сильно интенсивное. Грузовых больше, чем электричек, но 5 пар, наверное, хватает. Местные, напишите в комментариях нужно ли больше?

А мы поехали дальше, в Новокузнецк.

-35

Осинникам и остальным добра, всех благ, великолепия, красоты и гармонии, цените трамвай, у кого он ещё остался. Спасибо, 2020 год.

Редкая трамвайная рубрика в ДП:

-36

Железнодорожье.

Железнодорожье | Другой путь | Дзен