Всё большую решимость проявляет Зaпад в намерении конфисковать резервы России. С начала года Белый дом заявляет о необходимости разработки специального закона. Российская сторона, в свою очередь, спускать с рук такое не собирается и занята поиском соответствующих мер. Важно ответить достойно, чтобы в случае чего расплата получилась равноценной. Но существует ли в принципе такая возможность?
Под сaнкциями
С февраля 2022 г. ЦБ России находится под западными сaнкциями: сумма замороженных резервов в общей сложности составляет 300 млрд долларов. Этот шаг, безусловно, подрывает доверие к сложившейся международной системе, о чём говорят многие отраслевые эксперты. Несмотря на это, Вашингтон готов перейти к следующему шагу — обосновать законность грабежа — ой, простите! — конфискации. Об этом 10 января сообщило американское информационное агентство Bloomberg со ссылкой на документ Совета национальной безопасности:
«…администрация президента США Джо Байдена «в целом» поддерживает законопроект, который позволит ей конфисковать замороженные российские активы на сумму около $300 млрд», — пишет газета «Ведомости» со ссылкой на Bloomberg.
Действующий президент США пояснил, что идет на такой шаг после того, как республиканцы перекрыли финансовый поток, направленный на дополнительную помощь юго-зaпадному соседу России. Чорноброва дiвчина отчаянно нуждается в средствах к существованию, поэтому недавно появился план выпустить так называемые репарационные облигации, чтобы дополнительно вытянуть из спонсоров деньги, а заодно получить повод для конфискации активов, о чём мы уже писали тут.
Российская сторона не раз объясняла, что ответ на такой шаг последует незамедлительно:
«Стремясь завладеть захваченной российской госсобственностью, Белый дом явно хочет создать подобие юридического «прикрытия» планируемой кражи <…> Ответные меры будут приняты, и они будут заметны и болезненны для тех, кто развязывает очередной виток торгово-экономической и финансовой войны», — сказала официальный представитель МИД РФ Захарова.
Зеркальный ответ
Как вариант таким ответом может быть зеркальная конфискация. РИА Новости на основе данных недружественных стран подсчитали, что на конец 2022 г. объем прямых инвестиций в экономику РФ стран G7, EC, Австралии и Швейцарии составляет 288 млрд долларов. Причем сумма может и вырасти, поскольку после запрета на вывод средств из страны переводы осуществлялись в основном на счета типа «С». На диаграмме ниже показано, активы каких стран заморожены в России. Например, на страны ЕC приходится 223,3 млрд долларов.
Как видим, Зaпад в случае конфискации российских активов понесет не меньший ущерб, а значит, зеркальный ответ имеет смысл. Ранее мы также писали о соответствующих мерах: