Найти тему
Российские аптеки

Подводим итоги

Оглавление
  • Надежда Калинина, эксперт, аналитик фармацевтического рынка. Уверена, что знание тенденций, подтвержденных в том числе и статистикой, помогает аптечному бизнесу становиться успешнее

«В начале нового года принято анализировать результаты года предыдущего. Но статистика не терпит суеты, поэтому пока предоставляет данные только первых девяти месяцев 2023 года. Впрочем, они вполне корректно отражают ситуацию на современном фармацевтическом рынке».

Динамично, вверх

Фармрынок постепенно возвращается к доковидным продажам. Согласно данным IQVIA, по итогам периода январь – сентябрь 2023 года объем продаж препаратов на розничном коммерческом рынке в денежном выражении достиг отметки 1 080,40 млрд руб., что больше по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на +6%.

В среднем по России частные расходы на покупку лекарственных препаратов на одного человека за январь – сентябрь 2023 года составили 7 013 руб., что на +5% больше по сравнению с аналогичным периодом 2022 года.

Рисунок 1. Динамика продаж аптечного сегмента за 9 мес. 2023 г. в сравнении с 9 мес. 2022 г.
Рисунок 1. Динамика продаж аптечного сегмента за 9 мес. 2023 г. в сравнении с 9 мес. 2022 г.

Лидеры продаж

Список топ-10 препаратов с самыми высокими продажами за девять месяцев 2023 года традиционно возглавили антикоагулянты, хотя они и не смогли похвастаться положительным приростом по сравнению с этим же периодом 2022 года (табл.).

Таблица. Топ-10 препаратов – лидеров продаж, 9 мес. 2023 г.
Таблица. Топ-10 препаратов – лидеров продаж, 9 мес. 2023 г.

А что онлайн?

По данным DSM Group, динамика онлайн-сегмента ненамного выше динамики рынка в целом (+11%). В общем объеме российской фармрозницы доля канала электронной коммерции по итогам 9 мес. 2023 года составила 12,4%. Напомним, что в 2022-м этот показатель лишь вплотную приближался к 7% (рис. 2). Игроки фармацевтической розницы продолжают активно пробовать разные форматы, в том числе позволяющие быть более успешными в аптечном онлайне. Так, аптечная сеть «Алоэ» начала сотрудничать с сервисом «Лента Онлайн» по заказу безрецептурных лекарственных препаратов. В планах у ретейлера в ближайшее время подключить доставку аптечных товаров и на сервисе «Утконос ОНЛАЙН».

Рисунок 2. Доля e-com-сегмента, 9 мес. 2023 г.
Рисунок 2. Доля e-com-сегмента, 9 мес. 2023 г.

Маркетплейс здоровья «Здравсити» объявил о партнерстве с сервисом «Яндекс.Доставка». Сотрудничество между компаниями позволит нарастить долю заказов «Здравсити» с курьерской доставкой «до двери», а также решить задачу комплектации товаров разных категорий в рамках единого отправления.

Основной особенностью 2023 года можно назвать стремительное увеличение числа аптек, несмотря на низкий рост фармрынка в целом. На начало сентября 2023 года в России работало более 74 тыс. аптечных точек. По сравнению с январем прошлого года количество аптек возросло на 7500. Почти весь прирост в 2023 году обеспечен увеличением состава федеральных сетей, и эта тенденция сохранится: рынок продолжит укрупняться во многом благодаря сделкам по покупкам сетей.

➡️ Статья на сайте

#фармрынок #анализгода #статистика #объемпродаж #динамикарынка

1. Источник: AlphaRM – БД «Розничный аудит аптечных продаж ЛС и БАД в РФ». Динамика продаж ЛП на розничном коммерческом рынке, YTD’9 2023/YTD’9 2022. 2. Источник: оценки DSM Group. ISO 9001:2015, собственные данные аптечных сетей. GxP News.