Найти в Дзене
Изнанка образования

Воевать с родителями - дело бесперспективное

Оглавление

Здравствуйте!

В последние годы родители стали вести себя очень... свободно. Чуть ли не ногой привыкли открывать дверь в кабинет директора школы. Ведь директор - человек, оказывающий образовательные услуги. А родители и дети - те, кто любезно принимает эти услуги. Теперь по закону уже нет, но уже приучили, и понадобится время, чтобы родители потихоньку отвыкли.

Воевать с родителями и пытаться "поставить их на место" - гиблое дело. Потому что "покупатель всегда прав". И ребёнок всегда прав, просто потому что он ребёнок. А учитель - всегда виноват. Потому что он учитель, и если что-то пошло не так, то это он не предусмотрел, не обеспечил, не заметил, не приготовился. Учитель ведь супермен и провидец. Он должен всё всегда предусматривать, успевать и обеспечивать. И бороться с этой позицией напрямую - бесполезно. Вроде бы законодательство и повернули в сторону учителя слегка, но нужно время, чтобы и в людских умах ещё этот поворот произошёл.

Поэтому выигрывают те учителя и директора, которые освоили своеобразное "педагогическое айкидо".

Айкидо многогранно. Сложно назвать одну‑единственную главную идею. Многие скажут, что это использование силы противника против него самого. Я же скажу, что это пребывание в гармонии с собой и окружающим миром. Если эту гармонию кто‑то пытается нарушить, то следует её как можно быстрее восстановить.

Классная цитата. Мне прямо очень нравится.

Так вот, использовать силу противника против него самого.

С родителями надо не воевать, а взять их в союзники и единомышленники.

Ситуация: ребёнок "парит" (курит с помощью электронных устройств) в школьном туалете и даже в школьных коридорах. Можно вызвать родителя и начать: "Да до каких же пор! Куда вы смотрите!"

Можно вызвать и сказать: "Давайте подумаем, как сохранить здоровье вашему ребёнку. Как можно избежать постановки ребёнка на учёт в комиссии ПДН и административных штрафов. Я ведь вынужден по неоднократным фактам курения в стенах и на территории учебного заведения писать ходатайство в комиссию ПДН. Что будем делать?" И выслушайте версию родителя. Какие пути решения проблемы предложит он?

Такую тактику продуктивно использовать не только, поймав недоросля на курении, но и при решении других проблем. Главное, дать родителю понять, что вы вместе решаете одну задачу: заботитесь о благе ребёнка, о том, чтобы он был здоров, воспитан и получил максимум знаний. Уверяю, что в этом случае никакой адекватный родитель не будет скандалить.

Ну, иногда появляются неадекватные, не спорю. Но они в абсолютном меньшинстве.

А кто у нас родители?

А родители у нас сейчас, в основном, люди в возрасте 28-38 лет. Те, кто родился во второй половине восьмидесятых и в девяностые. Дети, росшие в стране "без царя и флага". Дети, родители которых, сами будучи совсем молодыми, решали насущные проблемы: выжить и накормить семью. Воспитывать было некогда. Да и понятия не имели, как именно: всё перевернулось, белое стало чёрным, то, что годами находилось под запретом, стало доступным. Советские "ценности" набили оскомину, западными - чуть не подавились. Самим бы в этом всём разобраться, какое уж там воспитание!

Конечно, часть из этих "детей девяностых" пришла работать в школу. Но принадлежность к одному поколению, к сожалению, не помогает избежать противоречий между относительно молодыми учителями и родителями. Наоборот, именно учителя и родители именно этого поколения конфликтуют особенно жёстко.

Выход один - брать родителей в союзники.

Быть немного дипломатом - крайне полезно

У нас на факультете был профессор, которого мы обожали. Психолог. При седой шевелюре, бородке и очках, очень импозантный. Ну настоящий пол профессор. Так вот он повторял: "Любое общение с родителями начните с нескольких добрых слов о его ребёнке. О каждом ребёнке можно найти, что сказать хорошего. Ну, а потом берите этого родителя голыми руками".

Простейший психологический приём. Использовала регулярно, ни разу не дал осечки. Никогда не понимала, почему другие не пользуются? Почему бы не побыть немного дипломатом?

Конечно, учителя перегружены. Скажете, им не до дипломатии... Так и большинство родителей в школу не из спа-салонов приходят.

Рисунок из Интернета для иллюстрации статьи.
Рисунок из Интернета для иллюстрации статьи.

Когда встречаются два уставших, раздражённых человека, кто-то всё-таки должен оказаться мудрее и задать беседе благожелательный, спокойный тон. Этим "кем-то" должен быть, конечно, учитель. Из уважения, в первую очередь, к себе не надо опускаться до споров и ругани.

У меня был случай, когда одна мамулечка пришла в школу по моему приглашению и начала кричать, "качать права" ещё из коридора. Я улучила паузу в её монологе, приосанилась, задрала подбородок и тоном королевы-матери сказала: "Я не привыкла вести беседы в таком тоне. Всего доброго." Повернулась и пошла. А мамулечке пришлось "сбавить обороты" и бежать за мной, забегать вперёд, останавливать меня. Вы же понимаете, что расстановка сил изменилась? Я в тот раз с той женщиной всё же пообщалась. Снизошла до беседы. И беседа была если не слишком доброжелательной, то вполне вежливой и продуктивной.

Не поддаёмся на провокации! Не опускаемся до уровня скандальных родителей! Просто поправляем корону, берём их в плен, обращаем в свою веру и выступаем единым фронтом - за интересы детей. Только так. А иначе на этой работе сдохнуть можно.

И не надо нам милостей от природы, то есть, от министерства Просвещения. Гляди-ка, вспомнили, что учителей уважать надо. Спасибо! Но для начала мы сами себя начнём уважать. А остальным уже деваться будет некуда.

Всем - терпения!

Р. S. Коллеги, я снова в строю. В одной из наших школ сбежал, наработавшись, учитель. Видимо, не справился с бременем престижа профессии. Пришлось тряхнуть стариной, принять часть часов на себя, не бросая комитета. Дети не виноваты, их надо доучить.