Найти тему

Про кино: 📽 "Куклы"(2002)

Номинант премии "Золотой Лев" Венецианского кинофестиваля.

Фильм нужно смотреть на большом экране - думала об этом постоянно. Но даже на моем относительно скромном мониторе он покоряет цветом.

Цвет, наверное, основной язык, которым говорит картина. Впрочем, не он один: знаки, символы, отсылки присутствуют в большом количестве (тут-то и пожалела, что так мало знакома с японской культурой), но даже не считывая буквально, чувствуешь настроение.

Оригинальное название: "Dolls". Драма, мелодрама. 12+

📽️ Производство: Япония. Режиссер: Такеши Китано. В главных ролях: Михо Канно, Хидэтоси Нисидзима, Тацуя Михаси, Тиэко Мацубара, Кёко Фукада, Цутому Такэсигэ и др.

Вкратце: три пары - три зарисовки, сплетенные между собой во времени и пространстве. Пересказывать сюжет не имеет смысла, потому что на самом деле здесь практически нет его, фильм - скорее притча о важном. И что покажется "важным", наверное, каждый в итоге сформулирует для себя сам.

Что понравилось

  • Пожалуй, больше всего понравилось, что фильм заставляет думать. Причем не столько во время просмотра (его смотришь скорее завороженно, не до размышлений!). Где-то в заголовках в сети встретила фразу "Понять смысл и не сойти с ума". Что-то в этом есть. Фильм-состояние, фильм-ощущения.
  • Фильм-дорога. Много движения, неспешного, легкого и затрудненного одновременно. Жизнь как путь. Очень понравилось, что сплетены линии персонажей разных историй. Они проходят рядом, не зная друг друга, не соприкасаясь, и это здорово, потому что это как раз и есть реальная жизнь, в которой бывает столько неожиданных пересечений. Когда я увидела в аннотации "три новеллы", скорее испугалась, совсем не люблю фильмы, состоящие из нескольких обособленно существующих историй (и даже чудесный "Любовь в двадцать лет" / "L' Amour a vingt ans" (1962) - сборник новелл Трюффо, Росселлини, Шинтаро Исихаро, Марселя Офюльса и Анджея Вайды, перемежающихся замечательными фотографиями Брессона, не смог окончательно поменять мое мнение). Но Китано так изящно объединил три разные линии визуально, не разграничивая, что получила большое удовольствие.
  • Фильм очень красивый. Постоянно возникала ассоциация с живописью, будто режиссер, как художник, наносит мазки то там, то здесь, создавая в итоге очень цельное произведение. И каким оно будет, поймешь только, когда он завершит свою работу, а пока ты зачарованно следишь за процессом.
  • Такое говорящее утрирование ситуаций. Впрочем, возможно, это дань традициям: что кажется утрированным нам, для японцев может выглядеть вполне естественным (вспоминая "харакири"). По большому счету, не суть важно, правильно ли зритель считывает все, что хотел сказать автор, - собственные трактовки никто не запрещал. Более того, чем больше мы переосмысливаем, тем ближе фильм к истинному произведению искусства.
  • Метафора "люди-куклы". О нашей зависимости. От обстоятельств, места, времени, окружения. О нашей зависимости, из которой мы не способны вырваться, существуя в социуме. И некуда бежать. Разве что внутрь себя. В какой-то момент подумалось, что вот он выход, как ни страшно это звучит, - Савако: вернуться в состояние ребенка, жить красотой вокруг, замечая только ее. И страшно, и светло одновременно. Но слезы, упавшие на кулон с ангелочком, подсказывают, что реальность никуда не исчезнет, спрятаться невозможно.

Что могло быть лучше

Пожалуй, разве что жизнь, мир вокруг нас. Наверное, фильм и об этом немного тоже.

Я выбрала для просмотра "Куклы" по рекомендации подруги, которая написала: "Невероятно красивый, очень грустный, но, каким-то образом, очень оптимистичный фильм". Интересно, насколько, видимо, зависит восприятие в том числе и от состояния души каждого человека. Потому что не было у меня ощущения "очень оптимистичного" кино, скорее наоборот. Печального, правдивого. Безысходного? Тоже, пожалуй, нет. Повод задуматься.

О чем он? О любви. О жертвенности. О взаимосвязи наших действий и их последствий. О возмездии и жизненном бумеранге. О гранях нормального и запредельного. О мимолетности.

Резюме 👀: фильм-притча, "иное кино" для любителей чувствовать и размышлять.