Найти тему
Конфуз Петра Великого

Князь по прозвищу Харя. Злоключения и беды Семёна Ивановича Шаховского

Оглавление

Кажется, что жизнь в допетровской России текла размеренно и неспешно, без накала страстей и коварных интриг. Судьба человека была предопределена, каждый знал своё место и смиренно исполнял уготовленную ему роль. Князья и бояре чинно, степенно обсуждали с царём государственные дела, а приказы выполняли «спустя рукава» или откладывали «в долгий ящик». Наверное, было и такое, но жизнь князя Шаховского-Хари, жившего в первой половине XVII века, другая.

«Заволочен со службы да на службу»

Начало жизненного пути не предвещало князю Семёну Ивановичу Шаховскому никаких особых несчастий и сложностей в будущем. Он происходил из знатного и древнего рода, предком которого был Рюрик, владел обширными вотчинами под Москвой и Галичем, доставшимися ему от родителей.

Придворную службу князь начал при царе Василии Шуйском в юности. В 1606 году был в числе 120 стольников царя, в должности рынды (оруженосца). Он должен был сопровождать царя в молитвенных поездках, во время дворцовых церемоний стоять у трона с бердышом на плече, а во время приёма иностранных послов – с маленьким топориком, в военных походах безотлучно следовать за государём, нося за ним оружие.

Рынды - охранники царя. Фото: zabor-61.ru
Рынды - охранники царя. Фото: zabor-61.ru

Ни в каких порочащих связях с только что свергнутым Лжедмитрием Первым Семён Шаховской замечен не был, поэтому казалось, что служба будет вполне успешной.

Вскоре молодой стольник получил назначение под Елец и поехал туда для борьбы с Северскими городами, выступившими против царя Василия Шуйского на стороне Ивана Болотникова. Но проявить себя не успел - его настигла царская опала; он был привезен в Москву и, без объяснения причины царского гнева, сослан «в Новгород, в мор», то есть во время свирепствовавшей там эпидемии. К счастью для себя до Новгорода Семён доехать не успел. По дороге получил приказание «жить до указу в деревне», где и провёл два последующих года.

Трон Василия Шуйского под натиском Лжедмитрия Второго, укрепившегося в Тушино, шатался, ему требовались люди, готовые встать на его защиту. Опального князя вызвали в Москву и отправили на Ходынское поле, воевать с тушинцами. В битве 5 июня 1609 года благодаря Государеву полку, контратаковавшему противника в критический момент боя, была одержана большая победа, однако при этом выгнать самозванца Лжедмитрия Второго из Тушино не удалось.

Потом Семён Шаховской мужественно сражался под стенами Троице-Сергиева монастыря против польского войска Яна Сапеги, способствуя снятию 16-месячной его осады.

«Осада Троицкой лавры 1608 года. Вылазка 9 ноября», 1865 г. Лаврская литографская мастерская по рисунку Николая Мономахова. Фото: commons.wikimedia.org
«Осада Троицкой лавры 1608 года. Вылазка 9 ноября», 1865 г. Лаврская литографская мастерская по рисунку Николая Мономахова. Фото: commons.wikimedia.org

Но отвага, бесстрашие и преданность князя Семёна не были оценены по достоинству коварным и подозрительным Шуйским. Это подтолкнуло Шаховского на «перелёт» в стан Лжедмитрия Второго, но в Тушинском лагере он быстро убедился в бездарности и ничтожности самозванца. Тогда он решил поддержать идею посадить на московский трон польского королевича Владислава и в феврале 1610 года отправился под Смоленск к польскому королю Сигизмунду. Но вскоре князь Шаховской понял, что союз с поляками может привести к потере независимости и разграблению страны. Он покинул ставку короля и поехал в Новгород. Однако и здесь попал в гущу трагических событий – захвата Новгорода шведами.

Куда податься? Что делать? Князь Шаховской вступил в народное ополчение, собиравшееся очистить Москву от поляков. Руководитель ополчения князь Дмитрий Пожарский дал ему назначение ехать «походным воеводой» в Торопец на границу с Литвой.

В Москву князь вернулся в феврале 1613 года во время избрания Земским собором нового царя. С тех пор он стал служить «верой и правдой» молодому царю Михаилу Фёдоровичу Романову. Два года прошли в военных походах: взятие Вязьмы, Белой, Дорогобужа, ранения под Велижем и Мстиславцем. За это время умерла любимая жена Матрёна, на которой он хотя и был женат три года, но «лишь очами видел» из-за постоянной ратной службы. Эта утрата и ранения подточили здоровье Шаховского, и он стал проситься на отдых, написав в челобитной царю, что «заволочен со службы да на службу». Царь был возмущён, посчитав, что в такое неспокойное время отдыхать может только враг отечества. И как врага князя сослали на Унжу, на далёкий Север. В 1616 году ссылку заменили назначением воеводою в Ядрин, расположенный в чувашских землях на берегу Суры.

После Ядрина были воеводства в Пронске, Енисейске, Тобольске, Крапивне, Усть-Коле, Сольвычегодске. Каким воеводой был князь Шаховской и какие решал государственные задачи на воеводстве можно понять на примере его службы в Енисейске в 1628-1631 годах.

Деревянная крепость (Кремль) в Енисейске. Модель. Источник: naov.ru
Деревянная крепость (Кремль) в Енисейске. Модель. Источник: naov.ru

Прибыв в Енисейск, воевода сразу столкнулся с острым недостатком служилых людей и нестабильностью на восточной окраине уезда. Напряженная ситуация на границе с землями бурят была вызвана негативными последствиями похода 150 красноярских казаков по Ангаре и «серебряной экспедиции» Я. Хрипунова. Они учинили разгром окинских бурят, захватив в плен женщин и детей. Воевода князь Шаховской распорядился разместить пленников на аманатском дворе (специальная изба внутри острога для содержания заложников), а в качестве наказания казаков заставил кормить пленников из местных хлебных запасов. В ответ красноярские казаки стали писать жалобы в Москву, но на позицию воеводы это не повлияло. Более того, он силой заставил хрипуновцев сдать всё имущество, продовольствие, собранную «серебряной экспедицией» пушнину на нужды Енисейского острога, тогда как это добро требовалось сдать в Тобольске – центре управления Сибири. Участники похода жаловались тобольскому воеводе, что и их самих «переграбили», забрав у них «платишко и всякое рухлядишко». Жалобы и ответные письма на них из Тобольска Шаховской оставил без внимания. Сам же направил отряд из 30 человек в ограбленные бурятские земли для «замирения» и сбора ясака с других территорий.

За свою жизнь князь Шаховской-Харя (о происхождении прозвища будет рассказано в третьей части этой статьи) сменил не менее десяти воеводств, в основном на Севере и в Сибири. География его государевой службы объясняется тем, что он часто подвергался опале и ссылался на воеводство подальше с царских глаз, наказывали его и тюрьмой, а два раза чуть было не казнили. Об этом читайте дальше.

«Гоним и прогоним и всячески озлоблен и расхищен в нищете и убожестве»

Впервые тучи над головой князя сгустились в самом начале его государевой службы. В автобиографии «Домашние записки» Шаховской писал, что царь Василий Шуйский не сказал ему никакой вины, но велел отправиться в Новгород «в мор». Возможно, причиной опалы были родственные связи с Г.П. Шаховским – «главным заводчиком» авантюры с Лжедмитрием, который сбежал из Москвы с государственной печатью и распускал слухи о чудесном спасении царя Дмитрия. Смутьян приходился дядей нашему герою. Так, Семён Иванович безвинно пострадал в первый раз, наказанием стала ссылка на два года в собственную вотчину.

Вторую опалу Шаховской навлёк на себя сам, попросившись в отставку, за что был сослан на Север в Унжу.

Унжа, посёлок в Костромской области, место ссылки князя Семёна Шаховского. Фото: VK Александр Неизвестный
Унжа, посёлок в Костромской области, место ссылки князя Семёна Шаховского. Фото: VK Александр Неизвестный

Третья опала была связана с личной жизнью князя. Первая жена Матрёна умерла, когда князь был «походным воеводой», воюя то на юге с войсками И.Заруцкого и Марины Мнишек, то на севере – с «воровскими казаками», то на западе – с поляками. В перерывах между походами князь женился во второй раз на девушке Настасье, о ней известно лишь то, что через полтора года брака она умерла. Такой же недолговечной оказалась третья женитьба – на Татьяне, которая умерла через 19 недель после свадьбы во время Пронского похода мужа против татар а 1619 году.

В итоге, в тридцатилетнем возрасте Шаховской оказался один, без жены и без детей-наследников. Как раз в это время наступила относительно мирная жизнь, ратная служба не требовалась, в монахи он идти не хотел. Князь в одиночестве заскучал и решил пренебречь церковными законами, чтобы жениться в четвёртый раз. Брак оказался удачным, вскоре появилось на свет трое сыновей.

Однако князю Семёну не суждено было стать счастливым. Сам патриарх Филарет, всесильный отец царя Михаила Фёдоровича, обрушился на него с нападками за блуд и грехопадение, грозив признать детей незаконнорождёнными. Князь оправдывался тем, что «не со единою довольно пожих, только очима своима видех и».

К негодованию патриарха добавилась царская опала за родственные связи с Матвеем, Афанасием, Андреем и Иваном Шаховскими. Вина их заключалась в том, что, будучи «в вечеру у Илейки Бочкина», разыграли опасный фарс. Князя Матвея в шутку именовали «царем», а тот называл собравшихся своими «бояры». «За то воровство», вскрывшееся в результате доноса, незадачливых игроков «в царя» велено было казнить, но смертный приговор был заменен тюремным заключением. Семен Иванович не имел касательства к упомянутому «беззаконию» родственников, однако был привлечён к следствию, обвинён в недонесении и укрывательстве. Позже в своем послании архиепископу Сибирскому и Тобольскому Киприану он оправдывался тем, что в то время не был в Москве и ничего о шутовском представлении не знал. По сумме «преступлений» князя лишили всего имущества, посадили в тюрьму, но потом сослали в Тобольск. Он обратился за помощью к архиепископу Киприану и князю Дмитрию Пожарскому. Их заступничество помогло. В Тобольске Шаховской провёл два года.

Тобольск в XVII веке. Источник: ok.ru
Тобольск в XVII веке. Источник: ok.ru

Следующая опала последовала в 1638 году после того, как Шаховской, будучи воеводой в Крапивне, затеял местнический спор. Февраль 1638 года он провёл в тюрьме, а потом был отправлен воеводой на Терек.

Наконец, самая грозная опала, которая могла закончиться смертной казнью, обрушилась на него в связи с «делом королевича Вольдемара». В конце 1643 года князю Шаховскому было поручено в составе делегации встретить в Твери датского королевича, посватавшегося к старшей дочери царя Михаила Фёдоровича Ирине, и сопроводить его в Москву. Когда же в переговорах о свадьбе возник вопрос веры, за помощью обратились к князю Шаховскому, который, видимо, близко сошёлся с королевичем в той поездке.

Проблема заключалась в том, что Вольдемар не хотел отказываться от своей лютеранской веры, а царь Михаил настаивал на принятии им православия. Шаховской предложил вариант, который бы мог примерить обе стороны. Князь советовал королевичу не перекрещиваться, а лишь проклясть свою веру и принять православный символ веры. Идея царю Михаилу не понравилась и советчика сослали в далёкую Усть-Колу на воеводство.

В 1649 году по этому же делу началось новое разбирательство. Боярская дума усмотрела в совете Шаховского смертную вину и приговорила его к казни «за еретичество и великое воровство». Ему велено было написать завещание и было отказано в причастии. 4 января 1649 года на Пожаре (Красной площади) была сооружена плаха, на которую возвели несчастного Семёна Ивановича. Должна была состояться казнь, но в друг от царя Алексея Михайловича прискакал гонец и объявил, что казнь заменяется ссылкой в Томск. Тем же годом Шаховской заканчивает свою автобиографию - «Домашние записки».

Последнее известие о нём сохранилось благодаря письму, написанному им в 1653 году из Москвы келарю Троице-Сергиева монастыря Симону Азарьину, и за тем всякий след его пропадает. Дата рождения князя Семёна Ивановича Шаховского-Хари не известна, а датой смерти условно считается 1654/1655 год.

Образ походного воеводы XVII века. Фото: Яндекс Картинки
Образ походного воеводы XVII века. Фото: Яндекс Картинки

«Человек предивный, шествующий путём правды…»

Кроме военных походов, воеводства по городам, тюрем и ссылок, жизнь князя Семёна Ивановича Шаховского была наполнена сочинительством. Он автор 27 произведений и 26 молитв. Вот некоторые из них:

  • «Слово о пожаре московском 1626 года»
  • «Домашние записки» (автобиография)
  • «Повесть, известно сказуема, на память великомученика благоверного царевича Димитрия» (о Смутном времени)
  • «Повесть о некоем мнисе» (о Смутном времени)
  • Послания к персидскому шаху Аббасу (письмо, составленное по поручению и от имени патриарха Филарета)

Прозвище «Харя» было дано Шаховскому для отличия его от других многочисленных Шаховских. В то время оно подчёркивало его склонность к церковному писательству и происходило от слов «хартия», «харита» - крюковой знак, который ставился над ударным слогом, показывая место усиления звука.

Старообрядческая певческая книга с крюковыми знаками. Фото: cont.ws
Старообрядческая певческая книга с крюковыми знаками. Фото: cont.ws

Историк Сергей Фёдорович Платонов, подробно и тщательно изучавший сочинения князя Шаховского, говорил, что он отличался большой начитанностью в священных и церковных книгах и что современники считали его авторитетом в делах веры и обращались к нему за разрешением своих сомнений. Тобольский дьяк Третьяк Васильев называл Шаховского исключительно благочестивым человеком, «предивным, шествующим путём правды, и немало разумеющим божественного писания». Излюбленными темами Шаховского были похвальные слова святым, церковные службы, молитвы.

Сочинения князя Семёна Шаховского. Фото: viewer.rsl.ru
Сочинения князя Семёна Шаховского. Фото: viewer.rsl.ru

Сочинения Шаховского глубоко религиозны, по форме напоминают богословские трактаты, содержат религиозно-нравственные поучения. В то же время они остропублицистичны и написаны для выражения своей жизненной позиции, в защиту своих человеческих прав. В послании Киприану он писал о себе: «Четыре года гоним и прогоним и всячески озлоблен и расхищен в нищете и убожестве» без всякой своей вины.

Не погружаясь глубоко в содержание произведений Шаховского, выделим некоторые смелые общественно-политические высказывания:

  • в истории Смуты он критикует Бориса Годунова, а в его лице всех царей, за злое и бессмысленное мучительство своих подданных; цари не должны жестоко расправляться со слугами, которые даны им от бога; за несправедливые наказания бог покарает самих царей
  • власть царя только тогда крепка, когда она строится на основе божьих заповедей; если царь сам творит зло, верит лжи, то за это получает наказание, даже казнь
  • в повести, посвященной царевичу Дмитрию, проводит аналогию между сыном Ивана Грозного от седьмой жены и своими детьми. Если по церковным законам Дмитрий – дитя блуда, то должен быть объявлен незаконнорожденным, однако его провозгласили святым, значит и дети самого Шаховского не могли считаться незаконными. "И како может быть святой от беззаконных родителей?" - вопрошает он

В деле защиты своего четвёртого брака и рождённых в нём детей князь Семён Шаховской преуспел, так как дети были признаны его наследниками и в последствии успешно служили при царском дворе.

Князь не побоялся выступить в защиту своих человеческих прав на семью, праведный суд и справедливость. За активную позицию власть отправляла его подальше «с глаз долой», но в ссылках он не предавался отчаянию, а занимался литературной деятельностью, вёл переписку с известными людьми своего времени.

Благодарю за прочтение. Делитесь своими мыслями в комментариях. Подписывайтесь. Татьяна.

Источники: А.А.Половцев. Шаховской, Семен Иванович Харя. Русский библиографический словарь, т.22

Бродников А.А. Енисейский воевода князь С.И. Шаховской

Князь Семен Шаховской и его сибирские «знакомцы»