Найти тему
Конфуз Петра Великого

Свадебная история. Часть первая. От скандала Василия Тёмного до скуки Алексея Тишайшего.

Оглавление

Часть первая. Баян порвать и баньку спалить – это развлечения для простонародья, на великокняжеских и царских свадьбах всё гораздо круче. Если пить, то до смерти, если ругаться, то до объявления войны.

Скандал на свадьбе как повод к двадцатилетней войне

Противостояние между московским князем Василием Вторым и его дядей Юрием Галицким за московский престол началось в 1425 году, сразу после смерти великого князя Василия Первого. Причина конфликта заключалась в том, что Василий нарушил установленный на Руси порядок престолонаследия и передал власть не брату Юрию, как завещал Дмитрий Донской, их отец, а сыну – Василию Второму.

Противостояние вылилось в войну после скандала, произошедшего на свадьбе Василия Второго в 1433 году, где среди гостей были и сыновья Юрия Галицкого - Василий Косой и Дмитрий Шемяка.

Как и положено на свадьбе, приглашённые были одеты в свои лучшие наряды. На Василии Косом был повязан «золотой пояс», украшенный драгоценными камнями, доставшийся ему в качестве приданого от деда жены боярина И.Д. Всеволожского. Этот пояс считался неофициальным символом великокняжеской власти.

Властная и вспыльчивая мать Василия Второго, на свадьбе которого и происходил этот скандал, Софья Витовтовна публично сорвала пояс с Василия Косого, нанеся ему тем самым жестокое оскорбление. В поведении Василия Косого Софья Витовтовна, по-видимому, усмотрела попытку обосновать претензии Юрия Галицкого и его сыновей на великокняжеский престол. Это и заставило ее поступить столь необузданно. Оскорбленные сыновья Юрия Дмитриевича покинули свадьбу, а по дороге домой от обиды «пограбиша Ярославль и казны всех князей разграбиша».

Весной 1433 г. галицкие князья напали на Василия Второго, разбили его и заняли Москву. Междоусобная война между двоюродными братьями длилась с переменным успехом до 1453 года, закончившись со смертью Дмитрия Шемяки при загадочных обстоятельствах (по слухам, его отравил повар, подкупленный подосланным из Москвы человеком).

А ещё эта свадьба вошла в историю тем, что ей посвящено сразу пять известных картин. В 1861 году в Академии художеств именно этот исторический сюжет выбрали в качестве темы для выпускных экзаменов. В результате появились пять прекрасных картин на одну тему, да к тому же датированные одним и тем же годом. Их авторами стали молодые художники П. П. Чистяков, В. П. Верещагин, Н. Д. Дмитриев-Оренбургский, К. Ф. Гун и К. Б. Вениг. Победителем конкурса был объявлен Чистяков. Все полотна решены примерно в одном ключе – на заднем плане присутствуют новобрачные, у разгневанной княгини в руках сорванный пояс, опозоренный Василий Косой и многочисленные гости застыли в ужасе. Так одна из самых знаменитых исторических провокаций стала популярным живописным сюжетом.

Свадьба с летальных исходом

Третий брак Ивана Грозного с Марфой Васильевной Собакиной был странным и быстротечным, а репрессии, продолжавшиеся после смерти молодой царицы – одними из наиболее жестоких и продолжительных.

Заслуживает внимание способ выбора невесты. Сразу же после кончины второй супруги, Марии Черкасской, государь велел переписать всех незамужних дворянских дочерей. В список вошло 2000 знатных девиц, специальная комиссия отобрала из них 24, которым устроили осмотр с пристрастием. Обнаженных девушек осматривали как скотину на базаре. Проверяли их сложение, состояние кожи, лекари осматривали их мочу в стакане, на предмет наличия внутренних хворей и способности к деторождению. В финал вышли 12 претенденток. Итоговые смотрины проводил сам 40-летний правитель, его выбор пал на Марфу Собакину.

Возможно, выбор царя был изначально предопределён, а смотрины устроили для создания иллюзии равных возможностей. Собакины были в родстве с любимцем царя Малютой Скуратовым и его зятем Борисом Годуновым. Об этом говорит тот факт, что на свадьбе Ивана Грозного с Марфой, жена и дочь Малюты были свахами, а он сам, вместе с Борисом Годуновым - дружками жениха.

"-Марфа Васильевна я". Кадр из фильма "Иван Васильевич меняет профессию". Фото: Дзен
"-Марфа Васильевна я". Кадр из фильма "Иван Васильевич меняет профессию". Фото: Дзен

Свадьбу, как и положено, отгуляли пышно. Для развлечения гостей из Великого Новгорода были выписаны скоморохи и музыканты, певцы и даже ручные медведи. Однако невеста выглядела больной. Есть свидетельства того, что празднование даже было прервано из-за обморока царицы, которую отнесли в ее покои.

Находившийся при царской семье доктор Элизеус Бомелиус не мог дать объяснения тому, почему абсолютно здоровая, сильная, молодая женщина буквально чахла на глазах. Ответ напрашивался один – царицу отравили, как это уже случалось с ее предшественницами.

Историк Н.И. Костомаров в своих «Исторических хрониках» предполагает, что отравление произошло либо незадолго до обряда венчания, либо во время свадебного пира – в противном случае государь отложил бы свадьбу, чтобы невеста смогла полностью поправиться.

Свадьбу праздновали 28 октября 1571 года, а 14 ноября молодая жена скончалась. Царь скорбел и принимал лишь Малюту Скуратова, докладывавшего о результатах расследования. Варлаам Собакин, дядя царицы, был насильно пострижен в монахи. А отец, по слухам, казнен. Во всяком случае его имя нигде больше не фигурировало. Двоюродные братья Марфы, Каллист и Семен, получившие после бракосочетания сестры высокие должности, были обвинены в чародействе и попытке "опоить и извести" царя. Они поплатились за смерть Марфы своими жизнями. Попали под подозрение и родственники двух предыдущих почивших жен, в том числе Михаил Темрюкович, которого посадили на кол. В общей сложности царь казнил около двух десятков человек, достаточно близких к царице для ее отравления.

Свадебное застолье, закончившееся бунтом

Законное супружество Лжедмитрия Первого и Марины Мнишек продлилось всего 10 дней, с 8 по 17 мая 1605 года – ровно столько, сколько продолжались свадебные торжества.

В Россию польская невеста прибыла только накануне свадьбы, остановилась в монастыре, у инокини Марфы, бывшей царицы Марии Нагой. Именно ее чудесно спасшимся сыном Дмитрием называл себя самозванец.

Марина Мнишек и Лжедмитрий Первый. Фото: Дзен
Марина Мнишек и Лжедмитрий Первый. Фото: Дзен

Свадьба была организована с некоторыми нарушениями русских православных обычаев, что и вызвало возмущение москвичей:

  • ·венчание назначили на четверг, хотя на Руси было не принято заключать браки перед постным днем – пятницей
  • ·хотя до венчания Марина была коронована и помазана миром на царство, что приобщало её к православию, она всё же оставалась католичкой
  • ·бояре с немалым трудом уговорили невесту надеть не польский, а московский свадебный наряд. Лжедмитрий же облачился в европейское платье, не скрывал своего иронического отношения к московским обычаям
  • ·к великому негодованию московской знати, царь усадил за свадебный стол прибывших из Польши солдат и панскую челядь
  • ·на третий день свадебного пира царь приказал приготовить польское блюдо — вареную и жареную телятину, прекрасно зная, что русские не употребляли телятину в пищу

Голоса недовольных в посадской и дворянской среде звучали все громче: царь — «поганый», редко ходит в церковь, женился на католичке, попустительствует полякам и казакам, ест «нечистую» пищу! Так накапливался горючий материал недовольства.

На рассвете 17 мая 1606 года боярин Василий Шуйский приказал отворить тюрьмы, выпустить преступников и раздать им оружие. С восходом солнца в церквах зазвонили набатные колокола. Толпы москвичей бросились убивать съехавшихся в Москву на царскую свадьбу польских шляхтичей. Тем временем сторонники Шуйского проникли во дворец. Лжедмитрий попытался бежать, но, выпрыгивая из окна, сломал ногу. Заговорщики схватили и застрелили самозванца. Марину Мнишек с отцом взяли под стражу и отправили в Ярославль, а позже выслали в Польшу. Вернуться на родину Марине Мнишек было не суждено.

Свадьба без сучка и задоринки

Свадьба 16-летнего царя Алексея Михайловича и Марии Милославской прошла строго по заранее разработанному и утверждённому плану. Подготовка началась в 1647 году, за год до события.

Выбор невесты. Фото: Яндекс Картинки
Выбор невесты. Фото: Яндекс Картинки

Как и полагалось, свадьбе предшествовал выбор невесты. Под руководством Бориса Ивановича Морозова был проведён осмотр двухсот девиц, из них царю представили шестерых. Сначала Алексей Михайлович выбрал дочь касимовского помещика Евфимию Всеволжскую. Узнав о своем счастье, девушка от сильного потрясения упала в обморок. Это сочли признаком падучей болезни, и несчастную вместе с родными сослали в Сибирь.

Тогда Морозов подыскал царю новую невесту – Марию Милославскую. Она была незнатного происхождения, да еще и старше Алексея на пять лет. Но царю невеста приглянулась.

Выбор невесты. Фото: Яндекс Картинки
Выбор невесты. Фото: Яндекс Картинки

Свадьба Марии и Алексея состоялась 16 февраля 1648 года. Отпраздновали ее пышно и торжественно, сообразно особому церемониалу – подробному описанию с точным распределением всех присутствующих «по чинам».

Каждый гость на свадьбе выполнял определенные закрепленные за ним функции. Самым главным распорядителем считался дружка. Выбирали его из женатых мужчин, обладающих даром красноречия. В помощь дружке назначали свата, которого, как правило, выбирали из женатых родственников жениха или невесты. Помимо свата выбирали сватью, которую «приставляли» к молодоженам при выполнении свадебных ритуалов. Крестные матери или боярыни, преимущественно жены дружек, выступали свахами.

Свадьба прошла как по маслу, все ритуалы были соблюдены: с утра царь молился в церкви, потом облачался в праздничные одежды, невеста со своими родственниками ждала его в дворцовой палате, убранной бархатом, турецкими и персидскими коврами. Царское место было устроено перед столом, рядом поставили застланные скатертью столы с хлебом-солью для гостей.

Когда всё было готово, в зал вошла процессия жениха. Впереди несли караваи и хлебы, затем шли духовник, посаженные родители, дружки и свахи, а за ними царь. Молодые сели на одной подушке, а потом и все остальные расселись по своим местам. При этом каждое действие сопровождалось молитвой и благословением. Стольники начали разносить кушанье, но молодым есть не дозволялось, так как дальше следовал обряд чесания косы, окручивания (одевания) невесты и раздача подарков от неё гостям.

Худ. М.Нестеров "Выбор царской невесты", 1887. Фото: Яндекс Картинка
Худ. М.Нестеров "Выбор царской невесты", 1887. Фото: Яндекс Картинка

Следующим действом было венчание. Молодых благословили образами. Отец и мать невесты, взяв ее за руку, отдали царю и символически простились с ней. Затем все отправились в домовую церковь. Молодой вёл свою невесту за правую руку под звон церковных колоколов. Посредине домовой церкви перед алтарём на молодых возложили брачные венцы и дали выпить красного французского вина, с напутствием к ним обратился протоиерей. Он говорил, что им следует жить в миролюбии, не сердиться друг на друга, что жена должна быть в повиновении у мужа, который, в случае её вины, может слегка поучить её жезлом; чтобы они жили в чистоте и богобоязни, постились бы в понедельник, среду и пятницу; соблюдали праздники и в эти дни не грешили; посещали церковь и давали подаяние.

Затем следовал пир, по окончанию которого молодых отводили в спальню, все остальные оставались за столами. Через час после ухода молодых к ним отправляли дружку справиться о их здоровье. Когда царь объявил, что всё хорошо, родители и ближайшие гости пришли в спальню с поздравлениями, наконец-то накормили новобрачных, которые весь день постились, и разъехались по домам, чтобы утром продолжить торжество. Всю ночь до рассвета около спальни ездил конюший верхом с обнаженным мечом.

Следующий день начался с мытья в бане. Царь со свитой отдельно, царица со своим окружением отдельно. После мытья помогли молодым облачиться в царские одежды, ещё раз поздравили, а царица в ответ всех одарила подарками. Затем для съехавшихся гостей был дан княжий обед, который сопровождался игрой на трубах, сурепках и битьём в литавры, а во дворе всю ночь жгли костры. В третий день ритуал повторился, но гостей угощали уже от имени царицы, он назывался княгининым обедом. В четвёртый день за столом принимали только высшее духовенство, а в последующие дни угощали московских дворян и посадских людей.

После свадьбы царь с царицей посещали монастыри, богадельни и тюрьмы, раздавали милостыню нищим и убогим. Из всех российских тюрем были выпущены все преступники, кроме убийц.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

Спасибо за прочтение. Делитесь своими мыслями в комментариях. Подписывайтесь. Татьяна.

Источники: Женитьба на Марфе Собакиной: самая странная свадьба Ивана Грозного. Кириллица

Свадьба с трагическим финалом. Культурология

Свадьба царя Алексея Михайловича. ВикиЧтение