В первой части статьи речь шла о великокняжеских и царских свадьбах, которые бы могли занять первые места в рейтингах на самое скандальное или самое скучное бракосочетание в нашей истории. Вторая часть статьи посвящена как самым разгульным и разнузданным свадебным церемониям, так и самой скромной и печальной из них
Свадьбы, похожие на шабаш
Для развлечения и для психологического контроля над ближайшим окружением Пётр Первый в конце XVII века придумал «Всешутейший, всепьянейший и сумасброднейший собор», просуществовавший четверть века. Во главе «Всешутейшего собора» стоял шутовской патриарх – «князь-папа».
Мысль женить «князя-папу» Никиту Зотова пришла Петру в конце 1713 года, когда бывшему учителю царя было под семьдесят. В жёны ему была определена престарелая вдова стольника и капитана лейб-гвардии Преображенского полка Анна Еремеевна Стремоухова.
Готовились тщательно. Осенью 1714 г. по составленному при участии Петра Первого списку для гостей (около 220 персон) сшили специальные маскарадные костюмы. В декабре, накануне церемонии, провели особый смотр нарядов, по окончании которого со всех участников взяли подписки в том, что они обязуются явиться на торжество в этих костюмах. Пётр Первый выбрал себе наряд барабанщика.
Свадьба состоялась в январе 1715 года. В церковь жениха и невесту сопровождали несколько стариков, а перед ними шли четыре толстяка-подагрика, одетые скороходами: барон П. П. Шафиров, барон Г. И. Лёвенвольде, стольник князь Г. П. Долгоруков и комендант Санкт-Петербурга полковник М. О. Чемесов. Народ, собравшийся посмотреть на чудачества знати, угощали всякими яствами, поили вином и пивом. Люди кричали: «Патриарх женился! Патриарх женился!», «…да здравствует Патриарх с Патриаршею!».
«Стол и постеля» новобрачных были устроены в доме светлейшего князя А. Д. Меншикова. На следующий же день, после застолья в зимней резиденции Петра Первого, гости разъезжали по улицам Петербурга.
Брак продлился шесть лет. После смерти Зотова вдову выдали замуж за «князя-папу» П. И. Бутурлина. Свадьба состоялась в первый день маскарада, устроенного по случаю подписания Ништадтского мира со Швецией
На свадьбе снова были скороходы – «весма претолстые люди» – П. П. Шафиров, И. Ф. Бутурлин и офицер лейб-гвардии Семёновского полка И. С. Собакин. На площади перед Троицким собором собрались около тысячи участников маскарада. Когда завершилось венчание и присутствовавшие на таинстве брака вышли из собора, Пётр Первый в роли барабанщика подал сигнал, участники празднества сбросили плащи, скрывавшие их маскарадное платье, и стали ходить по площади. После этого в находившемся на Троицкой площади здании Сената и коллегий (разобрано в 1732) был устроен пир.
Комната для молодожёнов была устроена в деревянной пирамиде, возведённой на Троицкой площади для торжества по случаю победы в Гренгамском сражении 1720 года. На полу комнаты были рассыпаны стебли хмеля, хмелем же были набиты подушки и перина, вокруг ложа стояли бочки с вином, пивом и водкой, а в стенах пирамиды были сделаны отверстия, чтобы все желающие могли увидеть, что же происходило внутри.
На следующий день участники маскарада отправились в дом новобрачного, а затем переправились через Неву. Причём Бутурлин сидел в деревянной чаше, плававшей в чане с пивом, который был установлен на плоту, сделанном из бочек. К этому плоту был привязан другой, также из бочек, на котором плыли соборяне.
Переплыв Неву, весельчаки катались по Санкт-Петербургу в повозках, запряжённых медведями, свиньями и собаками.
Особняком стоит ещё одна свадьба, устроенная Петром Первым для его племянницы Анны Иоанновны. Он же и подобрал ей жениха, исходя из государственных интересов. Им стал герцог Курляндский Фридрих Вильгельм. Свадьба, организованная с необычайной торжественностью и помпезностью, состоялась в ноябре 1710 года.
Празднество проходило в роскошном дворце Александра Меншикова, куда гости прибыли по Неве на 40 шлюпках по особо установленному церемониалу. Венец над невестой держал светлейший князь, а над женихом – сам царь Пётр Первый, который исполнял роль свадебного маршала. Более всего поражало убранство невесты. К венцу царевна Анна шла в бархатном белом платье, в длинной красной мантии, подбитой белым горностаем. Невесту украшало огромное количество драгоценностей, лицо скрывала фата.
Под звон заздравных чаш и гром пушек, яркий фейерверк, сверкающий словами «Любовь соединяет», в зал внесли два огромных пирога, из которых, когда их взрезали, выскочили карлицы, одетые по французской моде. Одна из них произнесла приветственную речь в стихах, а затем обе прямо на столе весьма изящно протанцевали менуэт.
Чтобы не снижать накал веселья, в честь новобрачных разыграли роскошно обставленную свадьбу карликов, в точности повторив церемонию предшествующего дня. Один из иностранцев, присутствовавших на свадьбе, вспоминал: «Все гости, в особенности же царь, были в восторге, не могли навеселиться, и смотря на коверкание и ужимки 72 уродцев, хохотали до упаду. У иного были коротенькие ножки и высокий горб, у другого большое брюхо, у третьего ноги кривые и вывернутые, как у барсуковой собаки, или огромная голова. Или кривой рот и длинные уши, или маленькие глазки и расплывшееся от жира лицо!»
Надо сказать, что шутки Петра Первого были необычайно грубыми, примитивными, часто злыми.
Молодые, предаваясь всевозможным увеселениям, пробыли в Петербурге два месяца, а по дороге в Митаву герцог скончался. Считается, что причиной неожиданной смерти стало непомерное употребление спиртного.
Свадьба, для которой был построен Ледяной дом
Видимо, торжества, устроенные Петром Первым, запали Анне Иоанновне в душу и шутки понравились. Став российской императрицей, она тратила огромные деньги на развлечения, стараясь хотя бы в них быть достойной наследницей Петра. Как и дядя, она питала страсть к всевозможным карликам и горбунам.
Любимицей императрицы была шутиха-калмычка Авдотья Ивановна. Симпатизировала ей Анна Иоанновна, как считается, из-за чрезвычайно непрезентабельной внешности шутихи, на фоне которой сама императрица, не блиставшая красотой, смотрелась выигрышно.
Как-то в конце 1739 года Анна Иоанновна обратила внимание, что Авдотья Ивановна Буженинова (фамилию шутихе дала императрица в честь любимого блюда калмычки) загрустила. Поинтересовавшись, в чём дело, она узнала, что Авдотья Ивановна мечтает о замужестве. Калмычке в это время было около 30 лет, что по меркам XVIII века считалось возрастом весьма солидным.
Анна Иоанновна загорелась идеей выдать замуж любимицу и устроить по этому случаю грандиозное веселье. В мужья карлице императрица определила своего шестого шута – князя Михаила Голицына, внука прославленного фаворита царевны Софьи. Во время пиров шут Голицын разливал и подавал гостям квас, откуда и появилось его прозвище — Квасник. А ещё, как и другие шуты, он имел персональное лукошко, в котором должен был высиживать яйца.
Для организации свадьбы императрица учредила Маскарадную комиссию, распорядившись денег не жалеть. Решено было устроить торжества в специально построенном Ледяном доме, похожем на те, что возводились ещё при Петре Первом, но существенно большего размера. Место для дома выбрали на Неве между Адмиралтейством и Зимним дворцом, примерно на месте современного Дворцового моста.
Фасад дома имел длину около 16 метров, ширину 5 метров и высоту около 6 метров. Вокруг всей крыши тянулась галерея, украшенная статуями. Крыльцо с резным фронтоном разделяло здание на две половины. В каждой было по две комнаты. Перед домом были выставлены шесть ледяных пушек и две мортиры, которые могли производить самые настоящие выстрелы. У ворот установили двух ледяных дельфинов, выбрасывавших из челюстей горящую нефть. На воротах стояли горшки с ледяными ветками и листьями. На ветках сидели ледяные птицы. По обеим сторонам дома возвышались ледяные пирамиды, внутри которых висели большие восьмиугольные фонари.
По правую сторону дома стоял в натуральную величину ледяной слон с ледяным персиянином наверху. Около слона стояли две ледяные персиянки. По воспоминаниям очевидцев, днём слон пускал четырёхметровые струи воды, а по ночам — аналогичные струи горящей нефти.
В самом Ледяном доме в одной из комнат стояли два ледяных зеркала, туалетный стол, несколько подсвечников, большая двуспальная кровать, табурет и камин с ледяными дровами. Во второй комнате были ледяной стол, два дивана, два кресла и резной буфет с посудой. В углах этой комнаты красовались две статуи, изображавшие купидонов, а на столе стояли большие часы и лежали карты. Все эти вещи были сделаны изо льда и выкрашены красками. Ледяные дрова и свечи намазывались нефтью и горели. Кроме того, при Ледяном доме была даже ледяная баня, которая тоже функционировала.
Сами торжества состоялись в феврале 1740 года. Во главе «свадебного поезда» ехали молодожёны, размещённые в железной клетке, поставленной на слона. Вслед за ними ехали представители малых и больших народностей России в количестве 300 человек, одетые в национальные одежды, передвигаясь кто на верблюдах, кто на оленях, кто на волах, а кто-то и на собаках…
После венчания в церкви состоялось пиршество и танцы. Затем Квасника и Буженинову отвезли в Ледяной дом и уложили на ледяную постель, приставив караул, чтобы новобрачные не сбежали. Так, лёжа на куске льда в сорокаградусный мороз, шут и карлица провели ночь, наутро полуживых их выпустили.
К концу марта Ледяной дом растаял. Он был последней затеей Анны Иоанновны, которая в октябре того же года умерла. Её наследники на русском престоле штат шутов и уродцев распустили.
Михаил Голицын прожил в браке с карлицей Авдотьей до её смерти, у них родились два сына.
Самая печальная свадьба, но самый счастливый брак
26 ноября 1894 года император Николай II женился на принцессе Алисе Гессен-Дармштадтской. Свадьбе предшествовали годы влюблённости. «Моя мечта – когда-нибудь жениться на Аликс, - пишет цесаревич в своем дневнике в 1891 году. - Я давно ее люблю, но еще глубже и сильнее с 1889 года, когда она зимой провела шесть недель в Петербурге. Я почти убежден, что наши чувства взаимны».
Александр Третий первоначально не поддержал выбор сына, имея свои планы на этот счёт. Но Николай настаивал и незадолго до смерти император согласился. Состоялась помолвка, началась подготовка к свадьбе. Николай писал в дневнике: «Чудесный, незабываемый день в моей жизни — день моей помолвки с дорогой Аликс. Я хожу весь день словно вне себя, не вполне сознавая полностью, что со мной происходит». Свадьбу планировали провести в Крыму, в Ливадийском дворце, где тогда жил тяжело болевший император Александр Третий, рассчитывали, что торжества продлятся никак не менее недели.
Император скончался в конце октября 1894 года. 26 ноября в большой церкви Зимнего дворца в атмосфере глубокого траура состоялась чрезвычайно скромная церемония бракосочетания нового императора Николая Второго с принцессой Гессен-Дармштадтской, после принятия православия ставшей Александрой Фёдоровной.
Николай был в гусарской форме, Алиса надела серебряное платье с бриллиантовым ожерельем, сверху была наброшена золотая парчовая мантия, подбитая горностаем, с длинным шлейфом. Бриллиантовая корона украшала ее голову. Молодожены из-за траура даже не устроили приема, не было у них и медового месяца.
Церемония бракосочетания совпала с днем рождения матери царя, императрицы Марии Федоровны, когда православная традиция позволяла ослабить строгий траур. По словам Марии Федоровны «свадьба была продолжением похорон», в связи с чем весь последующий год молодая царская чета не совершала никаких путешествий, а также мало показывалась на публике.
Этот брак оказался очень удачным с человеческой точки зрения — свою любовь супруги пронесли через всю жизнь. В 1914 году Николай писал: «Не верится, что сегодня двадцатилетие нашей свадьбы! Редким семейным счастьем Господь благословил нас; лишь бы суметь в течение оставшейся жизни оказаться достойным столь великой Его милости».
Хотелось бы сказать про Николая Второго и его Аликс: "Жили они счастливо и умерли в один день". Формально так и было, но...
Благодарю за прочтение. Делитесь своими мыслями в комментариях. Подписывайтесь. Татьяна.
Источники: Свадьбы «князей-пап» Н. М. Зотова и П. И. Бутурлина
Свадьбы пели и плясали. Анна Иоанновна как автор и исполнитель - Журнальный зал
Этот день в истории: 1894 год — свадьба Николая II и Александры Федоровны