В Римской империи бухгалтерия в целом и бухучет в частности переживали разные времена. В 180 году нашей эры закончилась эпоха великого мира. Приговором римской системе стала пустая казна. Не помогла даже продажа личных активов тогдашним императором Марком Аврелием. Таким нехитрым способом он хотел восстановить налоговое равновесие.
Римский мир рухнул окончательно со смертью Марка Аврелия. Его сын, новый назначенец на престол, немногим пережил своего отца и ничего изменить не успел. Рим ждало столетие кровопролития и жестокости. Бухгалтерия в это время переживала не лучшие времена.
Бюджету нужно больше денег
Новое римское время ознаменовалось сжиганием налоговых записей, продажей с аукционов имущества императоров и девальвацией динара. Валюта Рима к правлению Септимиуса потеряла половину серебряного обеспечения. А в последующие полвека от серебра в динаре осталось и вовсе 5%.
Правительству непросто было выживать в таких условиях. Провластные бухгалтеры собрались, посовещались и создали систему пополнения бюджета – получения доходов. Сегодня мы имеем возможность оценить ужасное изящество этого решения.
В систему вошло 4 новых способа получения доходов:
- Продажа военных трофеев
- Налог на наследство
- Налог на литургию
- Дополнительная эмиссия
Распространилась и укрепилась система при Гае Аврелии Диоклетиане.
Возврат к налоговому примитивизму
Диоклетиан правил с 284 по 305 год. Его режим завершил кризис третьего века в Риме. Императорская власть стала неограниченной, абсолютной. Правитель де-факто и де-юре отодвинул сенат, поставил себя выше всех законов. Укрепление тоталитаризма не могло не сказаться на налоговой политике, системе учета ценностей для налогообложения. Менялось устройство управления, специфика контроля провинций. Рос как на дрожжах чиновничий аппарат. Продолжением всего этого стало тотальное увеличение податей с населения.
Диоклетиан взошел на трон в эпоху экономического хаоса. Динар обрушился, сборщики налогов перестали принимать деньги в качестве исполнения обязательств. Солдаты отказались получать зарплату в обесцененной валюте. В Рим вернулись конфискационные меры и рабский труд. Императору ничего не оставалось, кроме как ввести чрезвычайное положение. Это позволило вернуться к налоговому примитивизму и хоть немного стабилизировать ситуацию. Цены были заморожены. Налоги взимались в натуральной форме.
Бухучет в глобальном смысле тоже претерпел изменения. Стоимость динара потеряла смысл. Вместо нее была введена новая учетная единица – iugum, или единица продукции. Мерялась она акрами земли. За единицу принималось 37,5 акров земли II категории, 25 акров – I категории и 12,5 акров лучшей земли. Споры о классификации участков были неизбежными. Но оставим их в истории и вернемся к бухучету с налогами.
Новая система, по сути, заменила подоходный налог. Она же породила мощнейшую бюрократию. Времена Диоклетиана в истории бухгалтерии отметились тем, что налогоплательщиков было меньше, чем сборщиков податей.
В угоду системе император отобрал у граждан Рима право, введенное больше 1000 лет назад, – свободу передвижения. Он буквально закрыл фермеров и членов их семей на своих землях. Рим погрузился в тоталитаризм.
О налоговой прозрачности и прогнозируемых ставках, разумеется, речь не шла. Ставки менялись каждый год. Никто заранее не знал, сколько придется отдать в бюджет с каждой единицы продукции. Декларации шли вразрез с реальными действиями власти. Ежегодно анонсировались налоговые реформы и снижение ставок. Делало правительство Рима все наоборот.
Дальше – больше
Налоговая нагрузка увеличивалась и после Диоклетиана. Преемник тоталитарного правителя Константин в 306 году ввел два новых прямых налога – на производство и торговлю. Сбор этих налогов осуществлялся раз в четыре года. Налоговой базой были заявлены коммерческие операции. На самом деле для тотального налогообложения бухгалтеров обязали учитывать почти каждый предмет в собственности налогоплательщика, а не только доход от коммерческой деятельности.
Взимались прямые налоги в золоте и серебре. Тот, кому нечем было заплатить, продавался в рабство сам или продавал детей. Добровольно немногие соглашались на это, но пытки сборщиков податей решали вопрос. Финансовая политика последователя Диоклетиана привела к тому, что христиане умирали по налоговым, а не по религиозным соображениям.
Одно монетарное достижение в тоталитарной налоговой политике и бухгалтерии Рима все же было – золотой стандарт. Его зерна были посеяны Диоклетианом, а взращены Константином. Это достижение стало одним из самых кровавых в истории, поскольку с ценой его для людей императоры, пытавшиеся спасти империю, не считались.
Регистрацию ИП предельно упростили и… закрыли для людей без прописки
Лишение свободы за подделку ЭЦП – новая реальность