Если вы хотя бы немного интересуетесь кинематографом, то наверняка знаете имя великого режиссера, вынесенное в заглавие. Он до сих пор известен, хотя я сильно сомневаюсь, что кто-то из молодых людей смотрит его фильмы. Если только с целью где-нибудь щегольнуть своим нестандартным выбором. При этом ведь именно Хичкок считается одним из важнейших режиссеров прошлого столетия и во многом то, что мы сейчас называем триллером его заслуга. Именно он был мастером нагнетания сюжета и имел свой неповторимый режиссерский почерк. Вот и попробуем поразмышлять над его местом в истории кинематографа и о том, какой сделал вклад в его развитие этот мощный человек.
Надо заметить, что при жизни многие считали режиссера одновременно странным и обаятельным. У него было своё чувство юмора, но лично меня развеселила фраза, сказанная в одном из интервью. Якобы сам режиссер боялся смотреть свои фильмы и не знает, как их выносят люди. Сдаётся мне, что это была одна из многочисленных шуток, ведь свои фильмы он знал наизусть, потому что был жутким педантом. То, что он вытирал каждый раз после использования раковину ерунда. Куда примечательнее то, что Хичкок знал график движения поездов в большинстве штатов. Если вы не в курсе, то в Америке железная дорога имеет протяженность в 293 тысячи километров. В России для сравнения 85 тысяч километров. Представляете сколько там поездов? То есть память у человека была феноменальная. И уж точно ему не было нужды пересматривать свои собственные картины. Он и без того их помнил.
По поводу обаяния и странности рискну предположить, что это тот случай, когда гениальность граничит с помешательством. Просто некую черту режиссер не перешел и умел контролировать себя. Всё это и привело его к нестандартному мышлению, а мыслил он явно нестандартно, потому что умудрялся одновременно снимать и успешные фильмы и при этом оставаться самим собой. Правда премию Оскар он при жизни, к примеру, так и не получил. Но зато сейчас как минимум четыре его фильма входят в сотню лучших фильмов Америки прошлого века.
Кстати Хичкок был англичанином, но в 1939 году решил, что в Америке ему будет работать комфортнее. Европа к тому времени была крайне неспокойным местом. Хичкок же боявшийся с детства обычных полицейских, явно не мог себя комфортно чувствовать ни в одной европейкой стране. При этом снимать кино он начал с 20-х годов, то есть в США прибыл уже с профессией и знанием что и как он собирается делать.
Со временем режиссёр оброс различными легендами и мифами. Часть его ранних работ считаются утерянными и вокруг них ходят различные слухи, но сам Хичкок по-моему спокойно относился к тому, что некоторые его фильмы не сохранились. Ему было важно идти вперед, и он упорно шёл. К слову как раз этот факт тоже имеет отношение к заглавию. Сейчас ведь такое себе невозможно представить, что кто-то снимает фильмы, и они вдруг теряются. Времена изменились, так же как и изменился подход к кинематографу.
Представить себе сейчас кого-то хотя бы отдаленно похожего на Хичкока я не могу. Да и как бы ему сейчас работалось со всей этой толерантностью и прочей мишурой так популярной на западе? Ведь он был профессионалом и в первую очередь требовал от людей на съёмочной площадке качества.
Собственно это и отличает людей того поколения от современных деятелей культуры. Режиссер работал для зрителя и полностью от него зависел. Главной задачей для режиссеров тогда было не только показывать картинку, а снимать то, что будет увлекать аудиторию. Хичкок именно этим и занимался всю жизнь. При этом его фильмы нельзя назвать простыми, но это и не андеграунд какой-то. Как раз наоборот он был вполне успешным режиссером, хотя к нему относились с уважением и люди снимавшие различный арт-хаус.
Вообще его работы стоят особняком, ведь вроде бы и не фильмы ужасов он делал, вроде бы и нельзя сказать, что его картины сняты для маленькой кучки эстетов, но ещё при жизни он стал культовым режиссером, которым интересовались все. Как позже скажет один из критиков - его работы лучший способ проследить историю развития кинематографа вообще. Потому что Хичкок успел поработать и с Марлен Дитрих и с Грейс Келли. Если вы не знаете, кто это такие, то могу сказать, что снимался у него и Шон Коннери. Хичкок был целой огромной эпохой, которая прошла через несколько десятилетий. И никого похожего на него уже никогда не будет, потому что с моей точки зрения кино достигло наивысшей точки развития.
Вместо послесловия отмечу скорее для самого себя, что надо бы как-то сесть и пересмотреть такую вещь как «К северу через северо-запад». Все-таки с тех пор как я его смотрел первый раз, прошла целая вечность. А так-то конечно «Психо» и «Головокружение» неспроста считаются одними из самых важных фильмов прошлого века.
У меня же на сегодня всё, спасибо вам за внимание и до новых встреч.