Так получилось, что из всей плеяды советских космонавтов, больше всего мне запомнился Георгий Береговой. Я хорошо помню свой восторг, с которым смотрел, как вернувшийся с орбиты Береговой спускается по трапу самолёта, потом идёт по лётному полю. Такие воспоминания детства врезаются на всю жизнь. Может ещё потому, что он мне казался похожим на дедушку, хотя, сходства практически никакого, но в детстве такое бывает. Мой другой дедушка мне казался точной копией актёра Олега Жакова, хотя и в этом случае сходство найти трудно.
Тогда, конечно, мы много не знали о космонавтах (я про всех вообще, а не про детей вроде меня), но Береговой — человек с очень интересной биографией. Он родился раньше всех других людей Земли, побывавших в Космосе. И он единственный дважды Герой Советского Союза, награждённый и за Космос, и за войну. Ну и, понятно, что в рамках моего канала, разговор пойдёт о его участии в войне.
И надо сказать, его военная биография крайне интересна. Как и многие космонавты ведь, Береговой начинал лётчиком-испытателем. И во время войны ему пришлось летать на самых разных машинах, в том числе и таких, о которых не все знают. Но давайте по порядку.
Родился будущий космонавт 15 апреля 1921 в селе на Полтавщине, но почти сразу семья переехала на Донбасс. Георгий окончил восемь классов (по тем временам очень много) и работал на Енакиевском металлургическом заводе.
Один из его старших братьев — Михаил, дослужился потом до генерал-лейтенанта и с 1968 по 1983 год был начальником Радиотехнических войск ПВО страны. Второму брату — Виктору, повезло меньше, его расстреляли в 1938 году. Такое было время.
В декабре 1938 года Георгий был призван в армию, и так как до этого занимался в аэроклубе, то был направлен в Ворошиловградскую школу военных лётчиков имени Пролетариата Донбасса. Советская авиация тогда росла как на дрожжах, пилоты были очень востребованы. Лётную школу Береговой закончил аккурат к началу войны, получил звание сержанта и 13 июня 1941 года был зачислен 314-й разведывательный авиационный полк. Полк дислоцировался в Барановичах и получил новейшие самолёты Як-2 и Як-4 (19 и 34 соответственно), плюс 5 разведчиков на базе СБ. Правда, лишь 6 пилотов успели освоить новую технику, остальные лишь обучались на ней летать (в том числе и Береговой).
В первые же дни войны полк понёс огромные потери, на 1 июля оставалось 5 исправных Як-4, ещё 4 Як-4 и 1 Як-2 были неисправны. По другим сведениям, на 10 июля оставалось 6-7 исправных самолётов.
Интересно, что в числе пилотов полка была одна женщина — М.И. Толстова, которая потом летала на штурмовиках.
Во второй половине июля 1941 года полк вывели с фронта для пополнения. Уже к концу месяца 314-й полк вернулся на фронт в район Ржева имея 18 новых самолётов Як-4. Однако вскоре все самолёты были потеряны, Яки были оценены, как совершенно непригодные для разведки.
До своего расформирования в сентябре 1941 года за полтора месяца полк совершил 127 боевых вылетов. После расформирования 314-го полка Георгий Береговой попал в 15-й запасной разведывательный авиаполк, находившийся в Саратове. Полк имел на вооружении самолёты Пе-2, хотя в биографии Берегового указывается, что он летал и на Пе-3. Мне не удалось найти упоминание про использование в полку Пе-3, но… В феврале Береговой зачислен в 150-й ближнебомбардировочный авиаполк, также находившийся в Приволжском военном округе.
13 июня на базе 150-го полка был сформирован 451-й штурмовой. С этого и началась настоящая фронтовая биография Берегового. И биография тяжёлая.
Как мы знаем, штурмовая авиация сыграла наиважнейшую роль в Великой Отечественной войне. Но далось это очень большой ценой. Нельзя, конечно, сказать, что пилоты штурмовиков были смертниками, как порой пишут некоторые странные люди. Однако полёты на Ил-2 были делом крайне опасным. Машина была тихоходная, тяжёлая и неповоротливая, что делало её лёгкой добычей для любых средств ПВО. Самолёт, конечно, нёс немалую броню, но авиационная бронезащита — это не то же, что танковая, да и любую броню можно пробить. Первые годы же Ил-2 использовался в одноместном варианте, что позволяло вражеским истребителям безнаказанно атаковать его сзади. Когда же посадили заднего стрелка, то ему место досталось вне броневой коробки. То есть шансы выжить у него были намного меньше, чем у пилота. Так что сам полёт на штурмовку уже был подвигом. И это подтверждает сама система присвоения наград пилотам штурмовой авиации. В чём мы убедимся, посмотрев биографию Берегового.
С июня по ноябрь 1942 года Береговой в должности командира звена 451-го штурмового полка, в составе 3-й воздушной армии Калининского фронта.
26 августа уже старший сержант Береговой награждён орденом «Красное Знамя» за 15 боевых вылетов. Работа штурмовика была настолько тяжела и опасна, что награды давали уже за сами вылеты. Тем, кто вернулся.
С ноября по декабрь Береговой в той же должности командира звена в 235-м штурмовом полку той же воздушной армии. После чего, до марта 1943 года проходил переобучение в 5-м учебно-тренировочном авиационном полку (опять же на Калининском фронте).
В июле 1943 года Береговой получил лейтенантские погоны и стал заместителем командира эскадрильи в 671-м штурмовом авиаполку (с мая 1943 года — 90-й гвардейский), в котором и воевал до самой победы. Полк входил в состав 4-й гвардейской штурмовой (до 1 мая — 212-й штурмовой). Дивизия входила до 5 июля в состав 5-й воздушной армии Степного фронта, а 21 июля была передана 2-й воздушной армии Воронежского фронта. В составе этих армий принимала участие в битве на Курской Дуге.
Далее полк, в котором служил Береговой принимал участие в освобождении Левобережной Украины, Киевской наступательной, Житомирско-Бердичевской, Корсунь-Шевченковской, Проскуровско-Черновицкой, Львовско-Сандомирской, Дебреценской, Будапештской, Венской, Братиславско-Брновской и Пражской операциях.
Но полк и дивизия имеют свою историю, а давайте посмотрим основные вехи пути самого Берегового.
28 сентября 1943 года уже командир эскадрильи гвардии лейтенант Береговой награждён вторым орденом «Красное Знамя» за 18 успешных боевых вылетов.
10 октября 1943 года за 21 боевой вылет Береговой награждён орденом Александра Невского.
11 апреля 1944 года за ещё 28 успешных вылетов гвардии старший лейтенант Береговой награждён орденом Богдана Хмельницкого 3-й степени (изначально был представлен к ордену Кутузова 3-й степени), а через месяц — 15 мая, он уже примеряет капитанские погоны.
26 октября 1944 за 108 боевых вылетов (16 на Калининском фронте и 92 на Воронежском и 1-м Украинском) Георгию Береговому присвоено звание Герой Советского Союза.
14 января 1945 года гвардии капитан Береговой награждён орденом Отечественной войны 1-й степени за успешное выполнение ещё 30 боевых вылетов.
К этому надо добавить медали: «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За взятие Будапешта» и «За взятие Вены».
Рекомендую посмотреть наградные листы. Очень интересно:
Интересно, что после войны Береговой, до того, как стать лётчиком-испытателем, служил ещё и в истребительной авиации, причём летал на американском истребителе Р-63 «Кингкобра» — на таких не многим советским лётчикам довелось полетать.
В разных источниках написано, что Береговой совершил за войну то ли 168, то ли 185, то ли 186 вылетов. И вроде это только на штурмовике. Сумма правда никак не сходится по наградным документам, ведь если считать до января 1945, то получается 138 вылетов. Ещё почти полсотни за последующие четыре месяца выглядит многовато. Тем более, что ему полагалась ещё одна награда за такое число вылетов.
Также во многих источниках написано, что Береговой был три раза сбит. Но упоминается только бой 28 июля 1943 года, когда самолёт Берегового был сбит, а лётчик выбросился с парашютом.
Иногда упоминают и про его ранения, но я никаких упоминаний об этом не нашёл, везде написано, что ранений и контузий не получал. Что для лётчика-штурмовика — крайне редкий случай.
Такая вот интересная фронтовая жизнь была у Георгия Берегового. Событий множество, но в целом обычная фронтовая работа пилота штурмовой авиации. Ты взлетаешь почти каждый день, идёшь к цели, наносишь по ней удар бомбами, ракетами, пулемётами и пушками, и если тебе повезло, снаряды зениток прошли мимо или не пробили броню, вражеские истребители не встретились на пути, то у тебя есть шанс вернуться на свой аэродром. Чтобы завтра снова идти в бой. И ведь Береговой выжил, вернулся из более чем сотни боевых вылетов, не был даже ранен и сохранил богатырское здоровье, иначе бы в космонавты не попал.
Рекомендую вам мою статью: