Найти в Дзене

Где и как воевал Георгий Юматов?

О том, что и Георгий Юматов успел повоевать, знают многие любители кинематографа. Об это написано в любой его биографии, об этом не забывают упомянуть в телепрограммах и фильмах, где о нём идёт речь. Беда в том, что, как и в случаях с другими известными людьми, в описаниях его фронтовой биографии много ошибок. В основном все они потому происходят, что люди не очень понимают того, что они пишут. Поскольку не имеют представления о военной истории и военном деле.

Конечно, про самого Юматова в архивных документах и прочих источниках мы найти сможем едва ли, но можно восстановить хотя бы, где он точно воевал. А значит и посмотреть, где и как сражалась его воинская часть.

Что мы знаем точно, это то, что Георгий Александрович на службе в советском Военно-Морском флоте с 1943 года. В некоторых его биографиях указано, что служил он аж с 41-го и воевал на торпедном катере «Отважный», принимал участие в Евпаторийском десанте 1942 года. Документальных подтверждений тому нет, мало того, ни в одном списке кораблей и катеров Черноморского флота и Азовской флотилии мне не удалось найти торпедного, или какого иного катера с названием «Отважный».

Зато Наталья Тендора, написавшая книгу про Георгия Юматова, приводит воспоминания родных, друзей и некоторых документов, хранившихся в семье. Она в частности сообщает, что лишь в мае 1943 года Юматов поступает в Московскую объединённую школу Военно-морского флота на Ярославском шоссе. Туда брали мальчишек, ещё не подлежавших призыву, и 17-летний Юматов прошёл отбор, даже не приписывая себе возраст.

Не знаю, в каком возрасте сделано это фото Юматова, но явно он ещё очень молод.
Не знаю, в каком возрасте сделано это фото Юматова, но явно он ещё очень молод.

Также Наталья Тендора упоминает, что в 44-м году, когда катер (на котором служил Юматов) утонул, то пропали и все документы. После чего Юматов приписал себе два года возраста, а заодно и два года службы.

В конце 1943 года Юматов отправляется служить в Азовскую военную флотилию на бронекатер БКА №424. То, что он был юнгой вызывает сомнения, так как школа юнг не готовила, так что скорее всего он сразу и стал сигнальщиком. Я не смог найти точно, по какой именно специальности готовили в той московской школе, но на торпедных и бронекатерах специальность сигнальщика и рулевого совмещали. Посему упоминание, что Юматов был рулевым легко объясняется — он с самого начала обучаться на сигнальщика-рулевого.

Боевое крещение Юматов мог вроде бы принять в Керченско-Эльтигенская десантной операции. Но тут возникает некоторая путаница. Бронекатер БКА №424, на котором он служил, согласно всем доступным справочникам, вошел в состав Азовской флотилии 17-го декабря 1943 года. То есть через неделю после окончания десантной операции. Но в описаниях самой операции есть следующее:

... бронекатер БКА №424 должен был входить в состав 3-й штурмовой группы, но так как из вместо планируемых четырёх катеров, 424-й там оказался единственным, то действовал он вместе с 4-м отрядом десантных судов.

Если к началу операции Юматов уже успел прибыть на службу, то попал он сразу в очень суровую переделку.

Следующей операцией, в которой Юматов уже точно должен был принять участие, был десант на мыс Тархан, в январе 44-го. Бронекатера принимали в ней, впрочем, крайне ограниченное участие: три в составе отряда высадки, остальные вели демонстрационные действий, отвлекая внимание противника. Какую задачу выполнял именно 424-й, к сожалению, я пока не нашёл, про действия бронекатеров в той операции практически совсем не упоминается.

Далее последовал десант в Керченском порту. Опять же четыре бронекатера в составе группы высадки, остальные выполняли демонстрационные действия. В составе группы высадки были 420-й и 419-й бронекатера, так что не исключено, что и 424-й выполнял такую же задачу. А задача была не из лёгких, в составе экипажей были убитые и раненые.

В целом оба десанта прошли неудачно, по итогам командующий Отдельной Приморской армии был понижен в звании и снят с должности, снят с должности был и командующий Черноморским флотом.

А Азовская флотилия в апреле 1944 года была расформирована и передала свои корабли и моряков для вновь формируемой Дунайской флотилии. Катера погрузили на железнодорожные платформы и перевезли в Запорожье, откуда они уже своим ходом шли в Очаков и Одессу. Перед этим их правда пытались переправить морем, несколько катеров смогли дойти до Севастополя, а затем и до Одессы, причём катер, где служил Юматова был в их числе.

В операции по форсированию Днестровского лимана, бронекатер с Юматовым входил в состав отвлекающей группы. В описаниях операции он ни разу не упоминается, к сожалению.

Затем были десанты в дельте Дуная, а 24-го августа в районе Вилкова имел место крайне редкий для Второй Мировой войны бой речных кораблей: пять советских бронекатеров столкнулись с румынским монитором, который поддерживало несколько катеров. Румыны были вынуждены отступить. Поскольку в том бою действовали катера 4-го дивизиона, то и Юматов мог принять участия… но точно мы этого не знаем.

После выхода Румынии из войны, не стало основного противника нашей Дунайской флотилии, но остались немецкие и венгерские речные корабли. Правда, основным врагом для всех были скорее речные мины: их ставили и наши, и румыны, и немцы, и венгры, и даже англо-американская авиация.

В основном бронекатера 1-й Керченской бригады занимались тем, что высаживали небольшие десанты, оказывали им огневую поддержку, а также поддерживали огнём наши наступающие сухопутные части. К сожалению, среди упоминаемых катеров, номер того, на котором служил Георгий Юматов, не встречается. Так что привести конкретные примеры именно его боевых эпизодов не получается.

Бронекатер проекта 1124 Дунайской флотилии, 1944 год. На одном из таких и служил Георгий Юматов.
Бронекатер проекта 1124 Дунайской флотилии, 1944 год. На одном из таких и служил Георгий Юматов.

Единственная операция, где он точно принимал участие — это освобождение Белграда. Операция по освобождению югославской столицы началась 28-го сентября 1944 года и проводилась 3-м Украинским и частью сил 2-го Украинского фронтов. Ну и Дунайская флотилия не могла оказаться в стороне, раз сам Белград стоит на Дунае.

4-й дивизион бронекатеров 1-й Керченской Краснознаменной бригады речных кораблей должен был перейти в район Смедерево, где поддерживать наступления частей 4-го гвардейского механизированного корпуса. Флотилия получила задачу высадить десант в тылу противника, перерезать дорогу Смедерево — Гроцка — Белград, тем самым отрезая немцам пути отступления.

Утром 14-го октября пять бронекатеров (411-й, 422-й, 423-й, 424-й и 431-й) 4-го дивизиона вышли в район порта Смедерево для проведения разведки боем. Немцы обнаружили их, открыли огонь. Катера открыли ответный огонь и прорвались с порт. Два катера (411-й и 423-й) получили повреждения, после чего все возвратились на позицию позади острова Смедеревска Ада и продолжили вести огонь с закрытых позиций.

В тот же день ещё шесть других бронекатеров подходили к Смедерево и обстреливали порт.

Но следующий день вечером бронекатера (431-й, 432-й и 433-й) приняли на борт десант и высадили его в районе Смедерево. В ходе боя, четыре бронекатера из группы поддержки десанта (411-й, 422-й, 423-й и 424-й) вошли в порт и открыли огонь, прикрывая десант и вызывая на себя огонь немецкой артиллерии.

В 1 час 25 минут 16-го октября в бензобак 424-го катера попал снаряд, в результате взрыв и пожар. Катер потерял ход, стал дрейфовать по течению, затем перевернулся и затонул. При взрыве погиб старшина группы мотористов А.Н. Шишкин, остальной экипаж в воде подобрал бронекатер №432.

Именно так закончился самый серьёзный бой Георгия Юматова.

После излечения, он вернулся в бригаду. Где именно он служил нам неизвестно, документов не сохранилось. Сам он говорит, что свой последний бой принял при штурме Вены, когда захватили мост. Видимо, речь идёт о десантной операции, когда бойцы 80-й гвардейской стрелковой дивизии на бронекатерах предприняли смелую операцию по захвату последнего уцелевшего венского моста (остальные четыре немцы успели взорвать) 11-го апреля 1945-го года. При этом бронекатер № 233 был повреждён огнем, но 232-й вытащил его на буксире. Тогда был убит один и ранено семь человек из числа экипажей катеров. Видимо, одним из этих раненых и был Юматов.

Сам Юматов вспоминал, что после операции по захвату моста он был сильно изранен и его потом долго «штопал» хирург. Видимо, эти шрамы, оставшиеся после боёв за Вену мы и видим в фильме «Офицеры».

Во время войны Юматов был награждён один раз, медалью Ушакова. Примерно, соответствует медали «За Отвагу». Представление написано на орден Красной Звезды, но вручили медаль. Остальные награды были уже после войны. Слухи о том, что его представляли к званию Героя, но решили, что слишком молод, сам Юматов опровергал. Видимо так преувеличили замену ордена Красной Звезды на медаль.

Наградной на Юматова
Наградной на Юматова

В целом, хотя не так много конкретных боевых эпизодов удаётся восстановить с участием Юматова, можно смело сказать, что его боевая биография была весьма богата. Но, слава богу, все опасности его миновали, и мы получили великого актёра, без которого трудно представить отечественный кинематограф.

-5

Рекомендую также мою статью:

Где и как воевал режиссер Станислав Ростоцкий?