Найти тему

5 способов разнообразить прогулку с ребёнком

Оглавление

Большинство детей любит гулять, ведь на улице их поджидает много интересностей: новые запахи, животные и птицы, какие-то звуки, разные предметы и т.д. Обычно под прогулкой с ребёнком могут понимать выход во двор, где есть песочница, горка, какие-то качели, поход в парк, катание в коляске по улице или ходьба по взрослым делам.

В этой статье мне хочется предложить вам несколько вариантов, как можно разнообразить времяпрепровождение на воздухе, чтобы было весело, интересно и полезно. Эти способы отлично подойдут для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Вместе весело шагать по просторам
Вместе весело шагать по просторам

1. Замедлиться

Начнём с самого сложного. Обычно мы, взрослые, имеем чёткий план на прогулку (дойти до магазина или пункта выдачи, поиграть в песочнице или покатать ребёнка на качелях и т.д.) и ясно понимаем, сколько времени мы готовы уделить этому занятию. Ребёнок же идёт гулять так, как будто отправляется в новое путешествие. Особенно это свойственно малышам, когда каждый выход из дома — это минимум одно открытие.

Попробуйте хотя бы разок в неделю устраивать себе челлендж и выходить на прогулку в позиции исследователя-наблюдателя. Лучше выделить на эту прогулку времени с запасом, чтобы не испытывать тревоги и раздражения в процессе.

В такой медленной прогулке вместе с ребёнком можно:

  • Наблюдать за облаками и придумывать, на что они похожи
  • Рассматривать трещины на асфальте
  • Собирать опавшие листья/ каштаны
  • Считать жёлтые машины по дороге

Да, таких прогулок будет не много. У родителей есть дела и свой тайминг. Но даже раз в неделю/две подарит ребёнку важный в современном мире навык замедления.

2. Не бояться испачкать руки

Этот способ тоже трудно назвать воодушевляющим для взрослых, но именно он поможет вашему малышу получить новый сенсорный опыт, который влияет на всё развитие.

Во время такой прогулки можно трогать кору разных деревьев, листики, траву, веточки, шишки, камни, шершавые покрытия и т.д.

Чтобы добавить ещё пользы, можно:

  • Давать ребёнку комментарии: "Это трава, смотри, как она может гнуться, она тонкая".
  • Называть ощущения, которые может испытывать ребёнок: "Это шишка, смотри, какая она колючая".
  • Играть в угадайку: "Закрывай глазки и попробуй угадать, что это такое".

Конечно, взрослому важно проследить, чтобы то, что собирается потрогать ребёнок, было безопасным для жизни и здоровья. К тому же будет здорово иметь под рукой влажные салфетки и антисептик (но уверена, они под рукой почти у каждого родителя).

3. Наблюдать за городом, людьми и животными

Нам, взрослым, может казаться, что вокруг всё знакомо, понятно и неинтересно. Особенно если мы прожили в этом месте долгое время. Но для ребёнка каждая его прогулка в новом месте — это совершенно новый мир.

Нам также часто неинтересно смотреть, как разгружают продукты в магазине, как идёт процесс строительства дома или ремонт дороги, как работают регулировщики на дороге, какой транспорт ходит по дороге, как белка карабкается по дереву, как кошка играет с веточкой и т.д.

Что можно делать в процессе наблюдения:

  • Комментировать происходящее: "Ого, вот эта машина. Она помогает людям делать ровные дороги. Смотри, как она едет и закатывает асфальт".
  • Задавать ребёнку вопросы: "Как думаешь, почему регулировщик должен тут стоять? А как водители его понимают? Какие предметы ему помогают?".
  • Фантазировать: "Ух ты, скоро здесь будет новый дом. Как думаешь, сколько там будет этажей? А какого он будет цвета? Кто там будет жить?".

В таких прогулках у ребёнка расширяется кругозор и навык внимательного наблюдения. А всё это так понадобится ему в школе.

4. Говорить о погоде и явлениях природы

Эта тема для разговоров с дошкольниками хороша тем, что она многообразна и не требует от родителя замедления и остановок по пути. Можно идти по своим взрослым делам, но при этом делать это чуть интереснее.

Разговоры о погоде и явлениях природы могут помочь расширять кругозор ребёнка, увидеть причинно-следственные связи и научить отслеживать свои эмоции и телесные ощущения.

Как же этого добиться?

  • Комментировать смену времён года: "Вот уже почки на деревьях. Скоро тут вырастут листочки, и мы почувствуем наступление весны".
  • Комментировать изменения в погоде: "Смотри, какие на небе тучи. И гремит гром. Наверно, скоро пойдёт дождь".
  • Говорить о своих эмоциях: "Мне радостно, когда на улице так солнечно. Мне грустно, когда на улице сильный ветер".
  • Говорить о своих телесных ощущениях: "Мне жарко/холодно/вспотели ладошки/душно".

Кроме того, такие разговоры будут помогать развивать у ребёнка рефлексию. Он будет понимать, что чувствует и испытывает в разные сезоны года и в разную погоду. Когда у ребёнка будет довольно активная речь, не стесняйтесь задавать ему вопросы: "Какие признаки того, что скоро весна/лето/осень/зима? Что ты чувствуешь, когда идёт снег? Как понять, что скоро дождь?" и т.д.

5. Добавить творчества и воображения

Дети — удивительные фантазёры и творческие ребята. Практически все с радостью рисуют, лепят, строят, танцуют и придумывают разные истории. И нам, взрослым, можно брать это на заметку.

Как привнести творчество в повседневные прогулки?

  • Взять на улицу всё для рисования (альбом, карандаши, краски или фломастеры), а если желающих во дворе будет много, можно устроить выставку работ
  • Взять на улицу мыльные пузыри и создавать волшебство
  • Представить, что идёте на пикник, и перекусить во дворе
  • Провести опыты (их в интернете огромное количество)
  • Устроить полосу препятствий

Если ваша фантазия заканчивается, можно узнать идеи у ребёнка. Поверьте, порой дети могут придумать что-то действительно классное и интересное.

-2

Даже повседневную рутину можно превратить в интересный и занимательный процесс, который оставит свой след в памяти и поможет развитию ребёнка. Такие нетипичные прогулки способствуют расширению кругозора, развитию речи, воображения, наблюдательности, эмоционального интеллекта, навыка замедления, установлению причинно-следственных связей и многому другому.

Конечно, вовсе не обязательно делать каждую прогулку такой. От этого очень быстро устанут и родители, и сам ребёнок. И тогда потеряется главная составляющая — интерес и наслаждение происходящим.

А какие способы для разнообразия прогулок с детьми используете вы?

Дикслеймер: статья носит информационный характер и не является постановкой диагноза или единственным вариантом решения проблемы. Конкретные случаи необходимо разбирать со специалистом.

Если материал кажется вам интересным и полезным, ставьте лайки, комментируйте и подписывайтесь. Это поможет другим видеть статьи в рекомендациях и знакомиться с увлекательным миром психологии и педагогики.

Записаться на онлайн-консультацию ко мне можно по почте katerinakozina.psy@gmail.com