К пяти годам ребенок-носитель знает около 5000 слов, а образованный взрослый носитель языка свободно владеет примерно 20 000 слов или, если говорить более точно, около 20 000 словообразовательных гнезд. При этом взрослый, изучающий иностранный язык, спустя пару лет обучения в лучшем случае усваивает 5000 слов. Такой относительно медленный прогресс обусловлен не способностями к языку, а опытом человека, обусловленного обстановкой. Дело в том, что среднестатистический ученик не обладает тем же опытом, что и пятилетний ребенок, поскольку ребенок подвергается совсем иным воздействиям. Нужно учитывать, что маленькие дети получают информацию, адаптированную под их способности и потребности, то есть она часто повторяется, шаблонна и интерактивна. В результате ребенок изучает родной язык в благоприятных и оптимальных условиях.
Итак, какой словарный запас нужно усвоить изучающему английский язык для комфортного общения? Ответ, конечно, будет зависеть от потребностей человека. Так, туристу и человеку, желающему обучаться за границей, потребуются разные по объему запасы лексики. Однако порой говорят о существовании некоего порогового уровня, то есть тот запасе лексики, который пригодится в большинстве ситуаций. Наиболее часто говорят, что он составляет примерно 2000 определенных слов, которые обычно носители языка используют в повседневном общении. Наиболее распространенными из этих 2000 слов являются to, a, on, will, in, but, there, that, one. При этом 100 наиболее распространенных слов составляют примерно 50 процентов большинства английских текстов. В то же время нельзя упускать из внимания тот факт, что большинство этих слов являются функциональными, а не знаменательными, то есть только с их помощью невозможно вести содержательную беседу.
Конечно, усвоение 2000 самых распространенных слов может значительно помочь учащемуся, однако, как указывает профессор Пол Мир, если человек будет запоминать по 50 слов в неделю (что возможно, если не делать упор на грамматику), то выучивание 2000 слов произойдет к концу первого года обучения. В целом же, для более-менее комфортного общения, большинство исследователей рекомендуют выучить порядка 3000 слов, а для специальных нужд – более 5000.
Однако, рассуждая об объеме словарного запаса, упускается из внимания важная деталь – его глубина. Знание слова оценивается с разных позиций: понимание, умение воспроизведения устно и письменно, умение распознать его грамматические формы (например, прошедшую форму глагола), умение понять его значение в идиоме, умение понимания значения слова в контексте, умение определить место ударения и пр. Иными словами, под глубиной изучения слова понимается знание его правописания, произношения, производных форм и разных оттенков значения. Кроме того, о глубине знания слова свидетельствует и то насколько легко оно приходит в голову. Таким образом, приобретение словарного запаса, которым человек может пользоваться в своей жизни, занятие гораздо более сложное, чем простое заучивание списка слов.
В целом, каждый ученик сам должен решать, какие слова ему нужны в первую очередь. Все зависит от его потребностей. Однако невозможно предсказать, будут ли в итоге те или иные слова действительно востребованы учеником, а также насколько успешно он их выучит. На курсах ускоренного изучения языка человек точно не сможет выучить всю необходимую лексику, поэтому ему стоит самостоятельно читать разные заметки на иностранном языке, чтобы расширять свой словарный запас. А задача учителя состоит в том, что поощрять к такому чтению.