Найти тему
ArtHelix

Почему современное искусство стоит того, чтобы его увидеть?

Великий Гэтсби. Источник: интернет.
Великий Гэтсби. Источник: интернет.

Современное искусство. Это явление настолько противоречиво, что одно лишь его упоминание способно вызвать презрение, а порой и приступ гнева у доброй половины ценителей прекрасного. С недавних пор литература и живопись ведут нас по опустошенной земле давно выброшенных на свалку истории смыслов и знаков на смену которым приходит пустота, выражая себя лишь в изяществе форм, а за ней крик всего чувственного опыта и тошнота, которая врывается в нашу размеренную жизнь, заставляя нас вдруг чувствовать себя живым. Мы существуем в мире пресыщенном излишествами прошлых замыслов, в мире, который стремится к стерильности, избавляя себя от всех прежних форм. Стоит ли такое искусство того, чтобы его увидеть? Стоит ли оно того, чтобы его любить? Мне хочется рассказать, почему современное искусство, на мой взгляд, того стоит.

Источник: интернет
Источник: интернет

Когда мы говорим о современном искусстве, то часто слышим слово «постмодернизм». Сущность этого явления представляет собой эстетический бунт, возникающий от разочарования европейского общества в ценностях прошлых эпох просвещения и возрождения. Начиная с этого момента реальность начинает представлять собой нечто раздробленное, глубоко условное и вечно иронизирующее над прошлым и над самим собой. Так называемый симулякр пришел на смену художественному образу, а нелинейность повествования и его фрагментация предстают перед нами, как рождение нового путем рекомбинации старого из уже известных нам элементов. Постмодернизм говорит нам о том, что отныне невозможно ничего создать. Мы можем лишь цитировать старое, облекая его в иную форму, давая ему новую жизнь в другой обертке. Таким образом мозаичность и эклектичность стали являть собой характерную особенность постмодерна в различных видах искусства.
Многие исследователи рассматривают возникновение постмодернизма, как неотъемлемое продолжение модернизма, поскольку оба направления являют собой переход в иное качество и разрыв с прошлым и его традициями.

Источник: интернет
Источник: интернет

С приходом модернизма (прим. середина 60х гг. XIX века до середины XX века) изменились философские взгляды человека на свое существование. Модернизм отражал сложность, нелогичность и абсурдность своего века. Яркими представителями этой Эпохи были Эрнест Хэмингуэй, Джеймс Джойс и многие другие. Хэмингуэй показывал в своих произведениях абсурдность войны и ее жестокость.

Источник: интернет
Источник: интернет

В своем произведении «Фиеста» писатель показал представителей «потерянного поколения», людей вернувшихся с войны и потерявших смысл своего существования. Джеймс Джойс написал «Улисс», в котором предпринял попытку передать поток сознания в тексте.

Источник: интернет
Источник: интернет

Модернисты ставят под сомнение вечные истины, обнажая в них противоречия. Постмодернисты пошли еще дальше, а именно разрушили универсалии эпохи модерна, подвергли отрицанию известные истины, позволяя себе свободно трактовать классические традиции прошлого. Умберто Эко стал ярчайшим представителем и теоретиком постмодернизма. Его произведение «Имя Розы» представляет собой ироничное переосмысление прошлого, игру в которой нет окончательных истин. Таким образом детективный роман превращается в замысловатую паутину.

Источник: интернет
Источник: интернет

А что происходит в изобразительном искусстве? Художники обнажают суть человека со всеми его недостатками, отбрасывая библейские и греческие мотивы. Более того, происходит постепенное избавление от посторонних условностей, от всех прежних смыслов в поисках очищения от последних. Искусство становится все более социально ориентированным, а форма начинает превалировать над своим содержанием, знак идеи над ее смыслом.
Одним из ярких представителей постмодернизма в изобразительном искусстве является Жан-Мишель Баския.

Жан-Мишель Баския. Источник: интернет.
Жан-Мишель Баския. Источник: интернет.

Его картины сочетают в себе элементы сюрреализма, поп-арта и абстракционизма. Его работы также содержат неожиданные комбинации объектов и форм, создавая ощущение хаоса и неопределенности. Художник одержим деконструкцией образов, отражая тем самым мир в котором жил он сам.

Ла Хара. Жан-Мишель Баския. Источник: интернет.
Ла Хара. Жан-Мишель Баския. Источник: интернет.

Другим примером постмодернизма является Дэвид Хокни, который использует такие техники, как коллаж и фрагментирование, чтобы создавать необычные композиции.

Дэвид Хокни. Источник: интернет.
Дэвид Хокни. Источник: интернет.

Его произведения насыщены цветом, а также часто содержат иронию и сарказм. Например, на полотне «Два сцепившихся мальчишки» художник написал отрывок из произведения поэта Уолта Уитмена: «Наслаждаемся силой, растягиваем локти, стискиваем пальцы. Вооруженные и бесстрашные, едим, пьем, спим, любим».

Два слепившихся мальчишки. Дэвид Хокни. Источник: интернет.
Два слепившихся мальчишки. Дэвид Хокни. Источник: интернет.

Также нельзя не отметить творчество Энди Уорхола, чьи картины похожи скорее на рекламные постеры или упаковки для продуктов, однако, содержат глубокий социальный комментарий. Его знаменитая картина «Банки с супом Кэмпбелл» стала символом культуры потребления и массового общества.

Эндри Уорхол. Источник: интернет.
Эндри Уорхол. Источник: интернет.

Таким образом, стоит отметить, что любое искусство таит в себе множество противоречий, новое всегда встречает опасливые взгляды и шквал критики от недовольной публики. Однако, искусство сегодня – это и есть противоречие, это отражение индивидуальности как личности, так и социума, оно не ставит перед собой цели чему-либо научить, но ставит перед нами вопросы о том где мы живем, что наполняет нас и нашу жизнь и есть ли во всем этом смысл.
Хочется закончить эту статью фразой, которая как нельзя лучше отражает состояние современного искусства: «У человека в душе дыра размером с бога, и каждый заполняет ее, как может». (Жан-Поль Сартр).