Найти тему
SL Soft

Как просить о повышении (зарплаты в том числе)

Любой, абсолютно любой наемный сотрудник время от времени думает о том, что неплохо было бы получать больше денег за свою работу. Иногда так бывает, потому что до зарплаты остается неделя, а на счету — сумма, позволяющая пару раз пообедать фастфудом. Другое дело, когда у человека появляется понимание, что он достиг определенного уровня в своей профессии и ему хочется зарабатывать больше, учитывая опыт, компетенции и нагрузку. Редко, но все же случается, что руководство самостоятельно отслеживает прогресс сотрудников и двигает их вверх по карьерной лестнице, пропорционально увеличивая финансовое поощрение. Но чаще всего заветное повышение или прибавка к зарплате не приходит в руки легко и просто.

Согласно одному исследованию, самым радостным событием на работе 60% опрошенных назвали день зарплаты. На втором месте — дни начисления премий и бонусов (52%). Если вы уже не так сильно радуетесь этим законным вознаграждениям и уверены, что заслуживаете большего, пришло время действовать, ведь спасение утопающих дело рук самих утопающих.

Несмотря на высокую инфляцию, повышение ключевой ставки ЦБ, нехватку рабочей силы и прочие трудности, многим руководителям не очевидны проблемы подчиненных, связанных с недостаточным заработком. По данным портала Superjob.ru, 51% сотрудников хотя бы раз в жизни ходили к руководителю, чтобы попросить о прибавке, но только 30% из них добивались своего. И все же не нужно бояться — если не озвучивать свои желания и потребности, радостного события можно не дождаться вовсе.

Когда стоит просить о повышении:

  • если вы давно работаете на своей позиции и несколько лет не получали индексацию выплат;
  • вы получаете зарплату, которая существенно ниже рыночной;
  • у вас появилось много дополнительных обязанностей;
  • вы значительно эффективнее других сотрудников.

Как стоит себя вести

Подготовка

  • Проясните свою внутреннюю позицию

Ответьте себе на вопросы: на какую позицию вы рассчитываете и почему, какую конкретную сумму прибавки вы хотите, как вы хотите ее получать — в виде оклада или премии.

  • Оцените свою стоимость по рынку

Исследуйте платформы с вакансиями и оцените свои шансы, определив какова ваша реальная рыночная стоимость. Вам сразу станет понятно, насколько адекватно повышение заработной платы или вы просите цифру, превышающую ваши компетенции и успехи.

  • Обязательно подготовьтесь к разговору с руководителем

Составьте план беседы со всеми объективными аргументами, почему вы заслуживаете повышения или прибавки. Это позволит войти в волнительный разговор с холодной головой. Самое важное — подойти к этому с позиции win-win, когда в результате выиграют обе стороны, и вступить в диалог с пониманием, что вы являетесь равноценными партнерами и у каждого из вас есть то, что нужно другому. Держите в голове, что вам нужно показать, как ваше развитие повлияет на развитие компании. Соберите объективные факты и измеримые сведения, которые скажут за вас, насколько вы ценный сотрудник. Например, вы регулярно перевыполняете KPI, достигаете поставленных целей, а также делаете работу быстрее и качественнее ваших коллег.

  • Отрепетируйте первую фразу

Она должна быть точной и уверенной, поскольку задаст тон всей беседе. «Я хочу повышения», «мне кажется, я заслуживаю большего», «мне предложили двойной оклад в другом месте, но я хочу остаться в нашей компании, поэтому хочу обсудить варианты» — вам лучше знать, какой подойдет лучше. Но обязательно отработайте эту реплику на ком-то из знакомых. Важно, чтобы человек верил в ваши слова.

  • Выбирайте правильное время и дату встречи

Всегда учитывайте положение вещей. Если в компании недавно прошла волна увольнений или сокращение бюджета, стоит отложить разговор до лучших времен. Если же ситуация стабильная, то, по словам директора по персоналу и организационному развитию сервиса «Работа.ру», проводить переговоры лучше всего в конце лета или в начале осени, когда после отпуска начинается постепенная раскачка перед активным периодом. Что касается дней недели, самым неудачным для такого разговора будет понедельник, ведь это довольно стрессовый день после выходных. А вот четверг или пятница подойдут больше. Немаловажно и время разговора — постарайтесь назначить встречу на ближайший отрезок после обеда. Все просто: люди гораздо добрее, спокойнее и позитивнее относятся к окружающим и их просьбам, когда они сыты.

-2

Разговор

  • Не опаздывайте

Даже если вы грешите мелкими опозданиями, не заставляйте босса ждать в тот момент, когда вы собираетесь его о чем-то просить.

  • Не забудьте записи с планом беседы

Так вам будет спокойнее. А в случае, если разговор уйдет в другое русло, вы всегда сможете подсмотреть в записи и напомнить себе, как следует продолжить.

  • Не улыбайтесь

Да, звучит странно, но психологи советуют в таких ситуациях сохранять нейтрально-серьезное (но не хмурое или агрессивное) выражение лица. Хороший руководитель — хороший психолог, хотя бы интуитивно. Он быстро определит, легко ли можно будет вам отказать. Если вы улыбаетесь, значит намерение не очень серьезное, и при отказе вы уйдете с миром. И без денег.

  • Обозначьте цель переговоров

Возвращаемся к той самой первой фразе. Будьте четкими в своих высказывания, иначе дальнейшие слова не будут иметь нужного вам веса — говорите максимально естественным и уверенным тоном.

  • Сообщите конкретную сумму, которую хотите получать

Будьте готовы к попытке снизить сумму прибавки. Если за понижением не стоит ограничение бюджета компании, то, возможно, шеф сомневается в ваших компетенциях. Спросите, что вы со своей стороны можете сделать, чтобы это была именно та сумма, которую вы озвучили.

  • Аргументируйте, почему вы претендуете на повышение

Может быть, вы совершили трудовой подвиг? Или у вас есть очевидные и объективные заслуги? Или ваш опыт и знания выделяют вас среди остальных? Расскажите о своих достоинствах и достижениях. Должно быть не менее трех весомых доводов, почему вы достойны лучшего.

  • Не вываливайте сразу все

Самые сильные доводы приберегите на конец переговоров. Не стоит надеяться, что руководитель с первых слов на все согласится. Возможно, на это потребуется несколько дней или даже недель, особенно если иерархия в компании многоуровневая. Но заканчивать на сильных аргументах эффективнее всего, поскольку они прочнее запечатлеются в памяти собеседника.

  • Не спрашивайте «Почему?»

Идеальных работников не существует. Всегда найдутся поводы, чтобы отказать. Вы пришли говорить не о том, почему вам нельзя повысить зарплату, а о том, почему нужно это сделать. Поэтому вместо исследования мотивов поведения руководителя гните свою линию — аргументируйте собственные достоинства и преимущества.

  • Не уходите без четкого ответа

Ваша задача — добиться определенной реакции. Да значит да, нет значит нет. Помните, чаще всего у руководителей больше опыта в переговорах, чем у вас. «Я это не решаю», «давайте подождем», «покажите, на что вы способны» — это лишь уход от ответа и стремление оставить все, как есть. Если ваш непосредственный начальник действительно должен согласовать такие изменения с кем-то вышестоящим, попросите обозначить перспективы вашего ожидания.

  • Будьте готовы к встречным вопросам

Учитывая, что вы уже аргументировали свою позицию и обозначили достижения, вас могут спросить следующее: «как вы можете доказать свою лояльность?», «как вы отреагируете на отказ?», «согласны ли вы на повышение должности без повышения оклада?», «согласны ли вы получить прибавку и подписать обязательный контракт о том, что проработаете здесь еще 5 лет без перспектив повышения?» Настройтесь на максимально острые распросы и не стрессуйте.

Чего не стоит делать

  • Не сравнивайте себя с другими сотрудниками.
  • Не апеллируйте к зарплатам коллег в форме «вот у него больше».
  • Не жалуйтесь на сложную финансовую ситуацию (это может быть воспринято как знак того, что вы не умеете жить по средствам).
  • Не аргументируйте просьбу переработками (ваш руководитель тоже может задерживаться сверхурочно, к тому же это может вызвать ряд вопросов к вашему тайм-менеджменту).
  • Не шантажируйте увольнением (просто обозначьте, что вам поступают предложения о работе, но на этом лучше остановится).

Если вам отказали

Такой поворот не исключен, как бы хорошо сотрудник ни подготовился. И тут важно не зацикливаться на отказе, а принять, что это лучше, чем вообще ничего не предпринимать. Психологи утверждают, что таким образом вы уже «загрузили» в голову руководителя мысль о необходимости вашего продвижения. Не обижайтесь, не таите злобу и не психуйте — вы взрослый человек. Определите наилучшую альтернативу неудавшимся переговорам: будете ли вы продолжать работать как раньше или напишете заявление? Или же приложите все усилия, чтобы доказать, что достойны повышения? Не стоит забывать об эмпатии — всегда думайте о том, как это решение было принято другим человеком: может быть, у вашего руководителя сейчас просто нет ресурсов для таких изменений. Если отказ вы получили сразу и безапелляционно, спокойно узнайте, в чем причина и какие конкретные шаги вам нужно предпринять, чтобы к этому разговору можно было вернуться через несколько месяцев.

И помните: карьерный рост и соразмерный рост доходов — естественный процесс развития любого человека и важный элемент мотивации. Не бойтесь просить большего — если вы сами себя недооцениваете, окружающие тоже будут это делать.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц