Найти тему

Все уловки автодилеров. Юрист описывает 20 популярных схем обмана клиентов. Часть 1.

Все приведенные схемы обмана настоящие - из практики, они произошли в 2020-2021 годах. Каждая из них сопровождается небольшим советом. Большинство из уловок применяется в комплексе, то есть шансы столкнуться с несколькими из них (и даже со всеми разом) - весьма вероятны.

1. Кража аванса, грабеж, вымогательство и никакого мошенничества

Очень распространенная и печальная схема. Клиента заманивают в автосалон выгодным предложением из рекламы (на сайте). При общении с менеджером подтверждают наличие автомобиля, убеждают внести аванс (как правило более 200 000 рублей). На остальную сумму предлагают оформить кредит. В кредитном договоре оказываются неприемлемые условия, покупатель отказывается от покупки, но аванс ему не возвращают. Далее возможна комбинация различных уловок, вплоть до криминальных. Если вы думаете, что время крепких ребят в спортивных костюмах прошло - добро пожаловать в уральские автосалоны. Вместо аванса в данной схеме часто присутствует сделка по "покупке" вашего авто в "трейд-ин" и угроза никогда не увидеть денег.

Совет: не подписывайте договор на аванс, если продавец убеждает, что авто есть в наличии (и даже показывает его). Оформление сделки не занимает много времени, деньги могут быть переданы в счет оплаты автомобиля уже при подписании договора купли-продажи.

2. Нет времени объяснять, суйте огурцы в... договор

При совершении сделки, подписании договоров продавец часто торопит покупателя: машину могут отдать другому клиенту, сотрудник автосалона или банка скоро уходит, акция со скидкой действует до конца часа и т.п. Спешка нужна для одного - скрыть недостатки договора, кабальные условия, неприятные нюансы, дополнительные расходы, высокую ставку и т.п.

Совет: не приезжайте на сделку в конце рабочего дня, всегда читайте договор (или хотя бы делайте вид), не стесняйтесь задавать прямые вопросы (какая итоговая цена, кто будет указан как продавец, какой срок указан в договоре, есть ли условия о дополнительных услугах и т.п.). Если есть сомнения в продавце - просите экземпляр договора с собой (посоветоваться с юристом).

3. Цена для сына маминой подруги

Очень часто выгодная цена на сайте (в объявлении) - только приманка. По телефону продавец уверенно отвечает - авто есть в наличии, цена соответствует. В салоне же оказывается, что цена на 50% дороже (иногда вдвое выше). В лучшем случае клиент просто потеряет время. В худшем - с клиентом подписывают договора аванса, берут деньги и вынуждают под угрозами приобрести другое авто.

Совет: цена ниже рынка может быть в соседнем городе, где мало покупателей, если авто ремонтировался, имеет пробег, явные или скрытые дефекты. Лучший способ не попасть в такую ловушку - посмотреть репутацию конкретного автосалона в интернете. Заманивает ли он клиентов несуществующими предложениями. Вести торг лучше всего на месте, у конкретного автомобиля.

4. Найди 10 отличий

Очень часто дилер выводит на сделку не тот автомобиль, подсовывая в итоге машину с заведомо более бедной комплектацией: диски и шины другого диаметра, нет хромовых ручек, кожаного салона, премиальной музыки и навигационной системы и т.п. Хуже всего, что и в договоре будет указана не та комплектация, ведь если клиент поверит словам, а в договоре будет прописано совсем иное - предъявить претензии очень сложно (без видео или аудиозаписи совсем невозможно). В известном мне случае разница между Premium (обсуждалось) и Basic (оказалось в договоре) комплектацией автомобиля составила 344 000 рублей.

Совет: проверяйте какая комплектация прописана в договоре, смотрите все приложения, которые касаются перечня дополнительного оборудования. Внимательно осматривайте автомобиль, попросите менеджера продемонстрировать все элементы улучшений, которые должны быть по договору.

5. Акт приемки-передачи, договор, приложения - не формальность!

Менеджер улыбчив и вежлив, автомобиль шикарен, документы в порядке, вы в предвкушении от покупки, не глядя подписываете документы, которые вам дают. В итоге в договоре может быть указан другой автомобиль, или по акту вы приняли авто в самой дорогой комплектации, а на самом деле - без опций и украшений. Все документы имеют значение. И читать нужно все. Опытный менеджер сразу вычисляет легкомысленного клиента и старается заработать на нем свои премиальные бонусы.

Совет: никогда не подписывайте документы, доверяя содержимому со слов продавца. Не подписывайте документы прошлой или будущей датой, или вообще без даты. На подписании всегда должен быть второй экземпляр, оставляйте себе именно тот вариант, который вы прочитали и на котором стоит подпись другой стороны. Просите, чтобы вам принесли на подписание уже подписанные продавцом договоры.

6. Опционный договор

Если коротко - это один из популярных, любимых мошенниками договоров. Название может быть любым "Юрист в дорогу", "Помощь на дороге", "Уверенность на дороге". Его основная задача – подтвердить, что одна сторона (компания-пустышка) взяла на себя обязательства, которое выполнит, когда потребует вторая (клиент). Расчет обманщиков на то, что расторгнуть такой договор невозможно (сложно), так как он потенциально исполняется в любой момент времени (как страховка, основание для которой может наступить в любую секунду). В Москве стоимость "помощи" на дороге может превышать 100 000 рублей. Само собой, полезность такого договора сильно ниже его цены.

Совет: Никогда не связывайтесь с опционным договором, если вы не крутой корпоративный юрист или финансовый директор.

7. Абонентский договор.

Справедливо все то же самое, что и для опционного - это договор-фрик, прикрывающий нежелание отдавать деньги, потому что, как правило, такие договоры сопровождают навязанные услуги. А от навязанной услуги клиент пытается избавиться сразу после освобождения из плена розовых ожиданий.

8. Малышка на миллион

Самый популярный вид обмана - это, безусловно, навязывание дополнительных опций. В примере, который произошел у дилера Renault клиенту за 60 тысяч настойчиво предложили купить:

1. Видеорегистратор MiVue 82 Combo

2. Автонабор, включающий светоотражающий жилет и аварийный знак

3. Комплект ковриков резиновых

4. Поддон багажника

Совет: Покупатель вправе потребовать продать ему товар в таком виде, как это определил изготовитель. Никакие дополнительные принадлежности не должны быть условием доступа к товару. Статья 16 Закона о защите прав потребителей. Если товары и услуги навязаны - включайте диктофон, зовите знакомых в свидетели, консультируйтесь с юристом и если договор все же подписан - не затягивайте время, расторгайте по горячим следам.

9. Договор без номера, содержания, исполнения и исполнителя

При покупке LADA Vesta SW клиенту вручили для подписания дополнительный договор без особых отличительных признаков в котором мелким шрифтом было прописано, что клиент оплачивает некое "дополнительное оборудование" на 175 000 рублей. Что за оборудование установили - указано не было, на аналогичный вопрос в автосалоне не ответили. Также под договором стояла подпись совершенно незнакомого ИП, хотя автомобиль приобретался у ООО.

Совет: Завязывайте уже с покупками машин.

10. Предварительные ласки

Предварительный договор, как оказалось, многих автодилеров ни к чему не обязывает. Особенно в том случае, когда к моменту доставки авто они уже серьезно подорожали. Подписывайте такой договор и передавайте деньги только в том случае, если в нем фигурирует марка авто, комплектация, цена и срок. Не доверяйте бумагам без этих параметров, можно впустую прождать полгода, а потом быть заложником потерянного времени и соглашаться на условия недобросовестного продавца.

Совет: Можно побороться за первоначальные условия, судебная практика позволяет. Если предварительный договор устанавливает обязанность клиента до заключения основного договора уплатить цену имущества, то такой договор следует квалифицировать как договор купли-продажи с условием о предварительной оплате (п. 23 Постановления Пленума ВС от 25.12.2018 № 49).

Продолжение следует...

#полезные советы #мужской канал #интересные факты #экономия #авто #мошенничество #происшествия #финансы #истории из жизни #законы