Найти тему

Инструкция к автоматике САБК-М. Технические особенности и монтаж. Настройка и ремонт. Пуск котла.

Здравствуйте, уважаемый читатель, Вы на канале компании ЭС КЛАСС КЛИМАТ – подбор и продажа отопительного оборудования. В сегодняшней статье, мы рассмотрим газовую пневматическую автоматику САБК по темам: маркировка, устройство, комплектация, принцип работы, настройка, регулировка, первый пуск, вопросы приобретения, запчасти и тенденции развития со схематическим и фото сопровождением. Надеюсь данная информация окажется для Вас полезной. Приятного, ознакомления!

Автоматика САБК полностью энерго независима от сети 220В. Это позволяет спроектировать и построить достаточно надежное отопление. Возможность применить старую конструкцию системы отопления на естественной циркуляции без насоса, позволяет оставаться в тепле до тех пор, пока есть давление газа в системе. Наличие или отсутствие, а так же нестабильная подача электричества, не влияют на работу такой системы. Стоит отметить, что ближайшим, аналогом САБК является автоматика РГУ-2-М1-100 (80).

Автоматика САБК 8 устанавливается на газогорелочные устройства различных типов и производителей. Например для котлов КЧМ используется атмосферная инжекционная горелка типа Контур, рожки изготовлены из толстостенной стальной бесшовной трубы 48х2.5. Для котлов ИШМА используется собственная наработка завода изготовителя - нержавеющая тонкостенная сталь с огневыми отверстиями на корпусе подготовленные лазером. Котлы Хопер используют проверенное решение от наших западных коллег, а именно рожки Polidoro, производства Италии.

Для совместимости горелки и автоматики необходим правильный подбор жиклеров и расхода газа. Минимальная пропускная способность блока САБК-8-110 ограничена 6 м3 в час, а максимальная 11,9 м3 в час. Встроенный стабилизатор давления позволяет экономить природный газ до 20%, а так же исключает неполное сгорание и перерасход топлива. Блок имеет штуцер для подключения комплекта диспетчеризации и вывода сигнала на пульт оператора котельной (опционально, в модификациях ЭУ, МЭ).

Рисунок, деталировка состав блока управления САБК-М
Рисунок, деталировка состав блока управления САБК-М

Для начала, стоит поговорить, про маркировку:

Название САБК означает: Система Автоматики управления и Безопасности Котла. Является полностью энергонезависимым решением для работы на природном (ГОСТ 20548, 20219) и сжиженном газе.

После букв САБК всегда следует цифра 8, далее может быть два варианта:

  • - 50 это обозначает, что автоматика предназначена для котлов мощностью от 10 до 50 кВт. (отапливаемая площадь здания до 500 м2)
  • - 110 это обозначает, что автоматика предназначена для котлов от 50 до 100 кВт. (отапливаемая площадь здания от 500 м2 до 1000 м2)

После цифр 50 два варианта:

  • Т1 - для котлов ИШМА до 50 кВт включительно.
  • 2.ТР или Т.2У- для котлов КЧМ-5-К-Комби и КЧМ-7 Гном до 50 кВт включительно.

После цифр 110 нас ждет пять основных вариантов:

  • М 3 - предназначена для котлов :

КЧМ-5 от 50 до 96 кВт (серая или белая облицовка) старые котлы, сейчас не производятся.

КЧМ-5-К Комби от 50 до 96 кВт (красная облицовка) - сейчас производятся.

КЧМ-7 Гном всех модификаций с номинальной тепловой мощностью от 50 до 96 кВт. сейчас не производятся. Подберем аналог.

В том числе на замену старым блокам автоматики, которые состоят из двух отдельных клапанов.

  • М 5 - комплект для газовых котлов Кама (КСГ).
  • М 8 - комплект автоматики для газовых котлов ИШМА
  • М 11 - котлы САРЗ-ЭМ.
  • М 12 - котлы Хопер (трубка запальника не входит в комплект поставки и продаётся отдельно)

Пример маркировки САБК-8-110-М 3 значит автоматика для котла от 50 до 100 кВт серии КЧМ.

Комплект поставки САБК 8 110 М3 для котлов серии КЧМ-5, КЧМ-5К, КЧМ-7 Гном
Комплект поставки САБК 8 110 М3 для котлов серии КЧМ-5, КЧМ-5К, КЧМ-7 Гном

Устройство автоматики САБК

Редуктор автоматики состоит из 73 деталей, включая гайки, прокладки и винты.

Схема установки автоматики САБК на газовую атмосферную горелку
Схема установки автоматики САБК на газовую атмосферную горелку
  • 1. Блок управления
  • 2. Блок запальника
  • 3. Датчик тяги
  • 4. Коллектор
  • 5. Труба горелочная
  • 6. Панель
  • 7. Трубка импульсная
  • 8. Трубка запальника
  • 9. Прокладка трубки импульсной
  • 10. Прокладка термодатчика
  • 11. Прокладка датчика тяги
  • 12. Угольник
  • 13. Контргайка 1"
  • 14. Контргайка 1/2"
  • 15. Сгон 1"
  • 16. Сгон 1/2"
  • 17. Винт М4х8
  • 18. Винт М4х10
  • 19. Гайка М4

Комплектация поставки

Газовая автоматика безопасности и управления котлом САБК-М, состоит из блока управления, импульсных трубок, датчика тяги, датчика пламени совмещенного с запальником и крепежных элементов. Основной элемент автоматики - блок управления состоит из двух частей: нижней, отвечающей за безопасность работы, и верхней, отвечающей за подачу газа на основную горелку и регулировку по температуре, заданной оператором. В верхней части блока управления установлен регулятор температуры, соединенный импульсной трубкой с термодатчиком, который устанавливается в теплообменнике котла и имеет непосредственный контакт с теплоносителем (мокрого типа). Нижняя часть блока управления соединена при помощи двух импульсных трубок с датчиком тяги и датчиком пламени. Автоматика безопасности САБК-М является энергонезависимой и работает только за счет давления газа. Во всех комплектах САБК-8-50 применяется свой блок с присоединительным диаметром по газу ¾ дюйма, а в САБК-8-110 блок с присоединительным диаметром по газу 1 дюйм. Комплекты в основном отличаются только запальниками, а так же длиной импульсных трубок. В моделях от 50 кВт до 110 кВт - работа построена только на импульсных трубках, а в автоматике предназначенной для котлов до 50 кВт - используется одна импульсная газовая трубка - для подачи топлива к запальнику, а так же термоЭДС - термопара, для снятия показаний работы запальника и датчика тяги.

Принцип работы САБК: пошаговая инструкция, установка, регулировка

При открытии крана на газовой магистрали перед котлом, газ поступает в полость на входе газового клапана. Для розжига котла ручка управления переводится из положения "выключено" в положение "розжиг" и удерживается до пуска котла. Газ поступает на запальную горелку. В это время оператор котельной нажимает кнопку пьезорозжига для образования электрического разряда на электроде запальника или подносит факел с отрытым огнем к запальной горелке. После воспламенения газа на запальной горелке, биметаллическая пластина нагревается, закрывает шариковый латунный резьбовой клапан, давление под мембраной в блоке управление растет, что приводит к открытию клапана основной горелки. Поступающий на основную горелку природный газ смешивается с воздухом и воспламеняется от запальной горелки. Котел начинает работать на всю мощность, что говорит о его одноступенчатом газогорелочном устройстве. При достижении заданной температуры, регулятор температуры закрывает подачу газа на основную горелку. При этом запальная горелка продолжает работать, на ней есть пламя и за счет высокой температуры биметаллическая пластина продолжает удерживать латунный клапан в закрытом положении. При падении температуры ниже заданной (с погрешностью около 8-10 градусов), клапан регулятора температуры закрывается, и газ снова начинает поступать на основную горелку. В САБК-М предусмотрен стабилизатор давления газа, который включается в работу, если на входе давление газа превышает 1,3 кПа. Излишки давления газа попадают в стабилизатор под пружину, и мембрана открывает клапан, что приводит к сбросу излишков газа в полость блока. Это стабилизирует давление газа на основной горелке. Так же в комплекте автоматики есть датчик тяги. Он подключен к блоку управления при помощи импульсной трубки. Располагается датчик тяги на корпусе дымохода котла или на корпусе горелки. В рабочем (не аварийном) режиме работы котла, а так же когда котел выключен, клапан датчика тяги находится в закрытом положении, и удерживает давление газа в блоке. В случае возникновения аварийной ситуации – отсутствие тяги в дымоходе (отсутствие движения дымовых газов из котла через дымовую трубу на улицу) или «опрокидывание» тяги (движение дымовых газов в обратном направлении – с улицы через дымовую трубу в котел и далее в помещение котельной) происходит срабатывание датчика тяги. Принцип работы следующий: горячие дымовые газы, двигаясь в обратном направлении омывают биметаллическую пластину и она нагревается. Начальная температура пластины – такая же как в помещении котельной, повышается примерно до 200 градусов Цельсия. Пластина деформируется и шариковый латунный клапан открывается. Давление газа в блоке падает и мембрана перекрывает подачу газа на горелку. Котел выключается.

Автоматика газовых котлов САБК

После транспортировки и монтажа котлов ИШМА, ХОПЕР, КЧМ, САРЗЭМ, КАМА КСГ протягиваем ключом все импульсные трубки автоматики. Открываем газовый кран перед котлом. Пуск данной автоматики осуществляется путем поворота задающей ручки по часовой стрелке до упора с небольшим усилием, после чего газ поступает на запальник. Стравливаем воздух из газопровода котла, удерживая ручку в повернутом положении до 10 секунд. Производим розжиг запальника, нажимая на кнопку пьезорозжига от 3 до 5 раз. Кнопкой пьезорозжига оснащаются не все котлы, такую техническую особенность имеют БАРС или Хопер, производства завода Ирбис, который расположен в г. Борисоглебске. После того, как запальник загорелся, удерживаем заданную ручку еще около двадцати-тридцати секунд, чтобы нагрелась биметаллическая пластина и закрылся клапан пламени в запальнике. Плавно поворачиваем ручку против часовой стрелки. Устанавливаем ручку в комфортное по температуре положение. Регулировка режимов прогрева теплоносителя имеет шкалу из 5 условных обозначений, без указаний конкретных температур. Пять круглых меток различного диаметра показывают температуру нагрева - чем больше радиус - тем сильнее прогревается вода в теплообменнике котла. Диапазон регулировки является плавающим от 40 до 95 градусов. На каждом газового клапане (редукторе) автоматики САБК имеется КРАСНАЯ кнопка аварийной остановки подачи газа на основную и запальную горелку. Автоматика САБК-М имеет два аварийных настраиваемых датчика: датчик пламени (нормально открытый) и датчик тяги (нормально закрытый), которые настраиваются. по месту установки отопительного котла в зависимости от условий эксплуатации (высота дымовой трубы, её размер, тяга). Датчики состоят из корпусов, биметаллических пластин и клапанов и настраиваются по следующей схеме: откручиваем импульсную трубку от латунного клапана пламени, отпускаем стопорную гайку, и выставляем зазор между шариком клапана и биметаллической пластиной 1-2 мм. Собираем все в обратном порядке. Затягиваем гайки и проверяем работоспособность котла. Пошаговая фото инструкция предоставляется нашим клиентам по запросу на электронную почту

Пневматическая схема работы газовой автоматики САБК-М
Пневматическая схема работы газовой автоматики САБК-М

Внутри блока располагаются три полости с мембранными узлами разного диаметра и назначения, снаружи блока к каждому такому мембранному узлу подходит импульсная трубка, которая крепится на резьбовое соединение через паронитовую прокладку.

Автоматика САБК 8 110 М запчасти

Наиболее популярные запасные части для ремонта газовой автоматики САБК-М Вы можете найти на фото галерее ниже (пролистывая фото вправо и влево). Так же отдельно, к каждой автоматике САБК можно приобрести импульсные трубки. В зависимости от модификации автоматики, их длина может быть разной,

Автоматика САБК производитель

Устройство контроля и безопасности, придумано, спроектировано и производится на заводе СервисГаз, который расположен в Ульяновске. Основано предприятие в 1992 году. На сегодняшний день имеет, примерно, 85 зарегистрированных патентов на собственные изобретения. Является участником национального проекта России "Производительность труда".

Если Вы не нашли ответы на свои вопросы, или Вам требуется дополнительная консультация, сопроводительная документация, паспорт, фото инструкция или какая то другая помощь - будем рады быть полезными на всех фронтах - безоговорочной победой для решения ваших проблем.

Другие наши статью на тему отопления здесь:

К чему приводит ремонт чугунного котла КЧМ-7, КЧМ-5 Кировский завод? Реальная история

Способ избавится от дымовой трубы на газовом котле. Турбина от настенного котла, адаптирована к напольным!

Как выбег насоса отопительного котла изменил потребление электричества

Автоматика РГУ: простыми словами о универсальном газовом регуляторе

Котлы НР-18, ЗИО-60, НИИСТУ-5 и другие. Динозавры отопления, которые ещё не вымерли

Термопары CАБК, АРБАТ, КАРЭ для котлов: принцип работы

Гениальное изобретение 50-х годов XX века в сфере теплоснабжения, которое захватывает Россию только сейчас

Феникс - котельная больше не нужна. Уличный котел наружного размещения

Как насос уменьшает расход газа? Простыми словами о сложном в отоплении

Три простые и эффективные схемы монтажа отопительного котла

Взрывобезопасность газовых котлов. Современные конструктивные технологии защиты

НР, НИИСТУ, ЗИО, ВК, ВСТ: сварные водотрубные котлы на фундаменте. Особенности конструкции, история создания

Боринское – история котлов под названием ИШМА. Модельный ряд

Ирбис - история завода. Всё про котлы Хопёр

Российские гидронные котлы мощностью 50-500 кВт

8 прогрессивных шагов, из-за которых стоит задуматься о замене чугунного котла

В отоплении всё придумано? Нет! Смотрим новое решение

Как усиленные колосники для котлов и печей экономят бюджет

Стальной газовый котёл с плюсами чугунного теплообменника

ВИДЕО Работа котла 100 кВт с турбонасадками

С уважением к Вам, ООО "ЭС КЛАСС КЛИМАТ", где каждый клиент, всегда становится другом!

Добавить в друзья ВКОНТАКТЕ. Рад всем!

Генеральный директор ЭС КЛАСС КЛИМАТ - Недосейкин Сергей Юрьевич
Генеральный директор ЭС КЛАСС КЛИМАТ - Недосейкин Сергей Юрьевич